Русский язык 6 класс
Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская
Тема: «Имена существительные общего рода»
Цель: дать понятие об именах существительных общего рода.
Задачи:
- Познакомить учащихся с именами существительными общего рода.
- Научить отличать их от существительных мужского и женского рода.
- Научить согласовывать с прилагательными и глаголами в прошедшем времени.
- Формировать навык правильного употребления существительных общего рода в устной и письменной речи.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
-Какую часть речи мы сейчас изучаем?
-Что мы знаем об имени сущ?
-Какие бывают существительные? (склоняемые, несклоняемые, разносклоняемые)
-Приведите примеры несклоняемых слов имен существительных. (пальто, радио, кофе, кафе, жалюзи и т.д.)
-Давайте определим род следующих. (пальто- ср.р; радио – ср.р; кофе- м.р; кафе-ср.р; кольраби-ж.р.; тире-ср.р; такси-ср.р.; пианино- ср.р.; авеню- ж.р.; шоссе- ср.р)
3. Проблемная ситуация
-Ребята, определите род существительных «невежда» и «невежа».
-Давайте вспомним, кого же называют невеждой, а кого невежой?
-В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова даются такие понятия:
Невежда - м. и ж., необразованный, малосведущий человек.
Невежа - м. и ж., грубый, невоспитанный человек.
-Эти слова имеют разное лексическое значение, а между тем восходят они к одному корню. Что значит слово «ведать»?
«Ведать» (знать) (невежа - человек, не знающий правил этикета, а вежливый — качество человека, указывающее на знание правил этикета).
-Давайте подумаем, так какого же рода слово «невежда»? Мужского или женского рода?
Невежда - это неграмотный человек (м.р.)
А если невежда – женщина? (ж.р.)
-Какой же вывод мы можем сделать? Как же назовем такие слова, которые могут быть и женского рода и мужского? (сущ.общего рода)
4. Целеполагание
- А кто догадался, с какими существительными мы сегодня познакомимся? (с сущ. общего рода)
- Да, сегодня мы выясним, что же такое существительные общего рода, какие это существительные, научимся согласовывать их с прилагательными и глаголами в прошедшем времени.
5. Объяснение нового материала
На доске записаны предложения. Отгадайте, о ком идет речь – о мальчике или девочке.
«Умница!» - сказала бабушка внуку.
Тихоня не торопился домой.
Наша Маша – хвастунишка.
- Как можно определить, к кому относятся слова умница, тихоня, хвастунишка? (умница – к мальчику, тихоня – к мальчику, хвастунишка – к девочке)
- Что обозначают данные слова? (качества людей, лица мужского и женского пола)
Вывод: УМНИЦА, ТИХОНЯ, ХВАСТУНИШКА – слова общего рода. Это имена существительные с окончанием –а, -я, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду. Это первая группа существительных общего рода.
- Можно ли определить их род? (добавляются опорные слова)
умница – внук (мужской род)
тихоня – не торопился (мужской род)
хвастунишка – Маша (женский род)
Вывод: Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского рода и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского рода.
Чтобы правильно согласовать имена прилагательные, местоимения или глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, надо знать, о ком (мужчине или женщине, мальчике или девочке) говорится в предложении.
-Откроем учебники на стр.145, прочитаем правило и выясним верны ли наши рассуждения.
-Выполним упр. 277. (объясняем каждое предложение по цепочке и записываем его в тетрадь)
-Давайте узнаем, как же согласуются существительные общего рода с глаголом и прилагательным? Открываем следующую страничку 146, читаем правило.
-Выполняем письменно упр. 279 (по одному предложению у доски)
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке
-Приведите примеры существительных общего рода к чертам характера человека.
Безобидный, тихий, смирный человек - тихоня
Зачинщик ссор и драк - забияка
Тот, кто любит сладости - сладкоежка, сластёна
Кто владеет левой рукой лучше, чем правой - левша
Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь - попрошайка
Хвастливый человек - хвастунишка
Тот, кто постоянно всё теряет, забывает - растяпа
Тот, кто подлизывается к кому-то - подлиза
Человек, который ябедничает - ябеда
Человек, который выдвигая себя, стремится выслужиться - выскочка
Сонливый, любящий много спать - соня
Тот или та, кто избегает физической или вообще трудной работы - белоручка
Неаккуратный, лишённый опрятности - неряха
Очень подвижный, суетливый ребёнок – непоседа
-А теперь придумайте предложения с этими словами. (Забияка Ваня разбил окно в школе. Тихоня не торопился домой. Наша Маша – хвастунишка.)
7. Итог урока
- Итак, ребята, сегодня на уроке над какой темой мы работали?
- Что нового узнали?
- Сумели достичь цели урока, которую поставили в начале занятия?
8. Домашнее задание
Параграф 49 упр.280