СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Имена существительные общего рода»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Имена существительные общего рода»»

Русский язык 6 класс

Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская



Тема: «Имена существительные общего рода»

Цель: дать понятие об именах существительных общего рода.

Задачи:

- Познакомить учащихся с именами существительными общего рода.

- Научить отличать их от существительных мужского и женского рода.

- Научить согласовывать с прилагательными и глаголами в прошедшем времени.

- Формировать навык правильного употребления существительных общего рода в устной и письменной речи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

-Какую часть речи мы сейчас изучаем?

-Что мы знаем об имени сущ?

-Какие бывают существительные? (склоняемые, несклоняемые, разносклоняемые)

-Приведите примеры несклоняемых слов имен существительных. (пальто, радио, кофе, кафе, жалюзи и т.д.)

-Давайте определим род следующих. (пальто- ср.р; радио – ср.р; кофе- м.р; кафе-ср.р; кольраби-ж.р.; тире-ср.р; такси-ср.р.; пианино- ср.р.; авеню- ж.р.; шоссе- ср.р)

3. Проблемная ситуация

-Ребята, определите род существительных «невежда» и «невежа».

-Давайте вспомним, кого же называют невеждой, а кого невежой?

-В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова даются такие понятия:

Невежда - м. и ж., необразованный, малосведущий человек.

Невежа - м. и ж., грубый, невоспитанный человек.

-Эти слова имеют разное лексическое значение, а между тем восходят они к одному корню. Что значит слово «ведать»?

«Ведать» (знать) (невежа - человек, не знающий правил этикета, а вежливый — качество человека, указывающее на знание правил этикета).

-Давайте подумаем, так какого же рода слово «невежда»? Мужского или женского рода?

Невежда - это неграмотный человек (м.р.)

А если невежда – женщина? (ж.р.)

-Какой же вывод мы можем сделать? Как же назовем такие слова, которые могут быть и женского рода и мужского? (сущ.общего рода)

4. Целеполагание

- А кто догадался, с какими существительными мы сегодня познакомимся? (с сущ. общего рода) 

- Да, сегодня мы выясним, что же такое существительные общего рода, какие это существительные, научимся согласовывать их с прилагательными и глаголами в прошедшем времени.

5. Объяснение нового материала

На доске записаны предложения. Отгадайте, о ком идет речь – о мальчике или девочке.

  1. «Умница!» - сказала бабушка внуку.

  2. Тихоня не торопился домой.

  3. Наша Маша – хвастунишка.

- Как можно определить, к кому относятся слова умница, тихоня, хвастунишка? (умница – к мальчику, тихоня – к мальчику, хвастунишка – к девочке)

- Что обозначают данные слова? (качества людей, лица мужского и женского пола)

Вывод: УМНИЦА, ТИХОНЯ, ХВАСТУНИШКА – слова общего рода. Это имена существительные с окончанием –а, -я, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду. Это первая группа существительных общего рода.

- Можно ли определить их род? (добавляются опорные слова)

умница – внук (мужской род)

тихоня – не торопился (мужской род)

хвастунишка – Маша (женский род)

Вывод: Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского рода и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского рода.

Чтобы правильно согласовать имена прилагательные, местоимения или глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, надо знать, о ком (мужчине или женщине, мальчике или девочке) говорится в предложении.

-Откроем учебники на стр.145, прочитаем правило и выясним верны ли наши рассуждения.

-Выполним упр. 277. (объясняем каждое предложение по цепочке и записываем его в тетрадь)

-Давайте узнаем, как же согласуются существительные общего рода с глаголом и прилагательным? Открываем следующую страничку 146, читаем правило.

-Выполняем письменно упр. 279 (по одному предложению у доски)

6.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Приведите примеры существительных общего рода к чертам характера человека.

Безобидный, тихий, смирный человек - тихоня

Зачинщик ссор и драк - забияка

Тот, кто любит сладости - сладкоежка, сластёна

Кто владеет левой рукой лучше, чем правой - левша

Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь - попрошайка

Хвастливый человек - хвастунишка

Тот, кто постоянно всё теряет, забывает - растяпа

Тот, кто подлизывается к кому-то - подлиза

Человек, который ябедничает - ябеда

Человек, который выдвигая себя, стремится выслужиться - выскочка

Сонливый, любящий много спать - соня

Тот или та, кто избегает физической или вообще трудной работы - белоручка

Неаккуратный, лишённый опрятности - неряха

Очень подвижный, суетливый ребёнок – непоседа

-А теперь придумайте предложения с этими словами. (Забияка Ваня разбил окно в школе. Тихоня не торопился домой. Наша Маша – хвастунишка.)

7. Итог урока

- Итак, ребята, сегодня на уроке над какой темой мы работали?

- Что нового узнали?

- Сумели достичь цели урока, которую поставили в начале занятия?

8. Домашнее задание

Параграф 49 упр.280




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!