СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имена существительные общего рода

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать понятие о существительных общего рода, показать их разнообразие. развивать умения распознавать имена существительные общего рода , правильно употреблять их в речи. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам и к себе.

Просмотр содержимого документа
«Имена существительные общего рода»

Открытый урок

Русский язык Урок № 75 6 класс

Тема. Имена существительные общего рода

Цель: дать понятие о существительных общего рода, показать их разнообразие.

Развивать умения распознавать имена существительные общего рода правильно употреблять их в речи. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам и критическое отношение к себе.


Планируемые результаты

Личностные: обогащать грамматический строй своей речи.

Метапредметные:формулировать тему и цель урока анализировать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения в соответствие с учебной задачей..

Предметные: распознавать существительные общего рода, соотносить их с определенной группой; правильно употреблять в речи существительные общего рода и существительные, обозначающие лиц по профессии.


Тип урока: урок усвоения новых знаний. умений и навыков


УМК: Рыбченкова и др. Русский язык, ч.1; презентация. Фрагмент фильма «Уроки Шишкина»


Основные понятия: часть речи , имя существительное, склонение, общий род


Технологии: информационно – коммуникативная технология, технология проблемного обучения, игровая, здоровьесберегающая


Ход урока

Фрагмент фильма «Уроки Шишкина»

  1. Оргмомент Слайд 2

  2. Актуализация опорных знаний

Языковая разминка.

Что такое род?(это грамматическое значение)

У каких частей речи есть это значение: у самостоятельных или служебных?

У всех ли самостоятельных частей речи есть значение рода?(нет, у наречий, числительных)

У всех ли значение рода постоянно? (нет, только у существительных)

Что значит постоянное грамматическое значение? (каждое существительное относиться только к одному из трех родов)

Сколько же родов в русском языке? Назовите

Женский род запомню я

И скажу: "Она - моя".

И запомню род мужской

И опять скажу: "Он - мой".

Средний род:"Оно - моё".

Это правило - моё!

Фронтальный опрос. Игра «Да - нет». Я буду вам читать вопросы. Если вы согласны с вопросом, поднимаете руку, а если нет- не поднимаем руки Готовы?

 - 1. Имя существительное - это главный член предложения? -

+2. Имя существительное обозначает предмет? +

+ 3. Большинство имен существительных изменяется по числам и падежам?+

 - 4. Слово «Казань» нарицательное сущ - ное? -

+ 5. Имя существительное имеет 3 рода? +

 - 6. Все эти слова сущ - ные: дом, тетрадь, зимний? -

 - 8. Все ли эти слова сущ - ные ср. р. : окно, на столе, поле, море? _

+9. Все ли эти сущ - ные 1 склонения: папа, дядя, мама?+

+10. В предложении сущ - ные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами?+

Ещё раз повторим постоянные признаки существительных (собственное – нарицательное

Одушевлённое – неодушевлённое

Относится к одному из трёх родов Слайд 3

Записываем число и оставляем две строчки. Слайд 4

Тему урока мы запишем позже.

2.Предложение для синтаксического разбора

Мы живём в удивительном городе,о котором теперь знают многие. Что принесло известность городу? ( мост) Слайды 5-8

Составим и запишем предложение ( учащиеся приводят свои примеры, лучшее предложение записываем . учащиеся в тетради , ученик на доске)

Белоснежная арка гордо возвышается над Керченским проливом.

Синт.разбор. Надпишите название каждой части речи. Укажите род, число , падеж имен существительных.

Как мы можем определить род существительного?

3.Проверка на примере.

Распределите имена существительное в три столбика по родам.

Запишите слова в именительном падеже, единственном числе (под диктовку)ученик у доски): тучи, лучи, кольца, мячи, площади, стекла, дачи, непоседа,тихоня.

Проверяем А почему не можем определить род этих двух имён существительных? Слайд 9

Слово учителя .Язык сформировался очень давно, претерпел много изменений и поэтому таит в себе много интересных загадок, которые, впрочем, можно разгадать.

Прослушайте сказку и подумайте, как её можно озаглавить

Среди частей речи прошел слух, что заболело Существительное. Его приятели Прилагательное и Местоимение забеспокоились. Поспешили узнать, что случилось. Оказалось, что дети путают род Существительного. Прилагательное предложило Существительному свою помощь.

Не грусти, мы поможем тебе. Постараемся не оставлять тебя в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определить твой род: соломенная шляпка, тяжелый рюкзак”, - сказало Прилагательное. “Я тоже помогу ребятам узнать твой род”, - сказало Местоимение. (Мой рюкзак, моя соломенная шляпка.) Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, лакомка, грязнуля, задира, непоседа,сластена, неряха, ведь их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большой (этот) грязнуля и большая (эта) грязнуля. Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать.

Как можно озаглавить эту сказку?

Не напрасно в народе говориться: “Друзья познаются в беде!”


5..А как помогли существительному прилагательное и местоимение мы узнаем на уроке

Материал для наблюдения.

- Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях? Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему? Слайд 10

«Умница!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка.
«Ну и соня же ты!» – не выдержал папа.

- Сравните! Слайд11

«Умница, дочка!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка.
«Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа.

6.- А сейчас вы можете определить, о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных?Слайд 11


- Определите род существительных умница, непоседа, соня.

- А так можно сказать? Слайд 12

«Умница, сынок!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка.
«Сестра, ну ты и соня!» - не выдержал папа.
- Определите род существительных умница, непоседа, соня.

7.СДЕЛАЕМ ВЫВОД:

- Какое противоречие вы заметили? (Oдно и то же слово может обозначать лиц как мужского пола, так и женского пола).

- Что вам помогло определить род существительных? (Контекст).

- Как вы считаете можно ли их род назвать общим? (Можно).

- Как будут называться такие существительные? (Существительные общего рода). Слайд 13


8.Учащиеся определяют тему и цель урока

Мы можем сказать , какая тема сегодняшнего урока?

А цель нашего урока? Чем мы будем заниматься?


Записываем тему урока. Тема « Имена существительные общего рода) Слайд 14


1. – Определите по лексическому значению слово общего рода и запишите его:Слайд15

а) Человек, которому не сидится на месте. (Непоседа.)

б) Недоучившийся, мало знающий человек. (Недоучка.)

в) Неуклюжий, неловкий человек. (Недотёпа.)

г) Неаккуратный человек. (Неряха.)

9.- Составьте предложение с любым из этих слов, определите род.

– Что объединяет все записанные вами слова? (Это существительные общего рода с окончанием –а. Они отрицательно характеризуют человека, пишутся с не слитно.)

10.. Чтение текста в учебнике – стр.124

- Чем можно дополнить текст учебника? (К таким именам существительным можно подобрать слово – определение и мужского , и женского рода в зависимости от того, лицо какого пола они обозначают)

- По каким признакам можно найти слова общего рода в тексте? (По окончанию а - я в И.п. ед.ч.).

ТАБЛИЦА Слайд 16

11. Упр. 242, стр.125 ( устно)

Слайд 17. Творческое задание: Составьте словосочетания сначала со словами , которые дают отрицательную характеристику, а потто – которые дают положительную характеристику по вариантам можно, в зависимости от времени) ДВА УЧЕНИКА У ДОСКИ определяем род имён существительных

12.Физкультминутка.

Сони, плаксы и задиры, вышли, ноги ставим шире.
-Умницы подняли руки вверх, потянулись. Работяги опустили руки, наклонились. Сладкоежки выпрямились, втянули живот. Забияки сели. Красотули тоже сели.



СЛАЙД 18.13. - Проблемный вопрос: правильно ли утверждать, что слова учитель, врач, профессор являются существительными общего рода, т.к. они называют как мужчин (лиц мужского пола), так и женщин (лиц женского пола).

(Нет, эти существительные имеют нулевое окончание, а не окончание а, они не характеризуют лицо, а называют профессию, род деятельности, поэтому не являются словами общего рода).

Слайд _Слайд 19 Определите род существительных__


Слайд 20 Подсчитали, что есть 25 существительных общего рода, которые чаще всего мы используем в речи: Жадина, забияка, задира, зазнайка, заика, замарашка, невежда, невежа, невеличка, невидимка, недотёпа, недотрога, недоучка, неженка, придира, проныра, простофиля, пустомеля, плакса, работяга, тупица, умница, хапуга, хвастунишка, хитрюга, худышка.

Какую характеристику дают почти все эти слова? Отрицптельную0

Можете вы привести су примеры существительных общего рода, которые положительно характеризуют? ( умница. молодчина, молодец)


На уроках литературы мы изучали произведения , в которых авторы тоже используют имена существительные общего рода (Учащиеся приводят примеры)


Работа со словарём ( 2 ученика находят и зачитывают значения слов Невежа и Невежда)

Словарная работа_ слайд21

Есть ещё два слова , значение которых часто путают. Это слова невежа и невежда.

Ты не знаешь даже простейших правил русского языка. Ух, невежа!


Работа с учебником, стр. 125 Из истории слов

–Ученики, которые работали со словарём зачитывают значение слов.значение слов «невежа» и «невежда». Слайд22

– Придумайте предложения, из которых был бы понятен смысл этих слов.

– Итак, эти слова имеют разное лексическое значение, а между тем восходят они к одному корню. Догадайтесь: к какому?

– Что значит слово «ведати»? (Знать.)

– Как, отталкиваясь от значения этого корня, можно объяснить сформировавшееся значение слова «невежа»? (Человек, не знающий правил этикета.)

– Какой корень в слове вежливый? Как можно объяснить значение этого слова? (Качество человека, указывающее на знание правил этикета.)

– Придумайте предложения, из которых был бы понятен смысл этих слов.

15.Упр. 243, стр. 125( задание даётся если будет время)

Слад 23 Выработка навыков . Взаимопроверка.(работа в парах)

16.Определите род имён существительных, запишите слова, разбив их на столбики: мужской род, женский род, общий род.

Носок, мозоль, забияка, вестибюль, тюль, растяпа, фамилия, рояль, мышь, непоседа, врач, стража, умник, умница.

- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работу, поставьте оценку. Слайд 24.

мужской род женский род общий род

носок мозоль забияка

вестибюль фамилия растяпа

тюль мышь непоседа

рояль стража умница

врач


Вспоминаем : в каком роде должно быть окончание, прилагательного , местоимения, если есть существительные общего рода? Слайд 25

Слайд 26. Творческое задание

Допишите окончания прилагательных и местоимений

Мой брат Витя – настоящий забияка.

Сестрёнка Оля – веем известная тихоня.

Этот маленький непоседа не мог сидеть спокойно.


К уроку было дано задание нарисовать рисунки. Кто изображён ?

(показывают ричунки, определят учащиеся, кто нарисован)


Слайд 27.Творческое задание Написать сочинение – миниатюру

«Характер моего друга» с употреблением существительных общего рода по плану

Дети зачитывают свои работы



17 Слайд 28.Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Почему они так называются?

- Как определить род этих существительных?

- Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки.

Слайд 29. Закончи предложение :

- Сегодня я узнал(а)…

- Было трудно…

- Теперь я могу…

- Я понял(а)…

- У меня получилось…

- Было интересно

Мне захотелось…


Самооценнка деятельности учащихся ( учащиеся поднимают разноцветные кружки) . Комментарий учителя


Слайд 30.На дом: п. 32, стр. 124, выполнить упр. 244 ( по заданию) или написать сочинение- миниатюру, употребив существительные общего рода

Слайд 31 ( из учебного фильма .Русский язык. «Уроки Шишкина».
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!