СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Имя числительное как часть речи. Общее грамматическое значение имени числительного».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Имя числительное как часть речи. Общее грамматическое значение имени числительного».

Просмотр содержимого документа
««Имя числительное как часть речи. Общее грамматическое значение имени числительного».»

Первое февраля  Классная работа  Имя числительное как часть речи

Первое февраля Классная работа Имя числительное как часть речи

Цели урока: Познакомимся с именем числительным как частью речи. Научимся находить числительное в тексте. Узнаем  о количественных и порядковых числительных.

Цели урока:

Познакомимся

с именем числительным как частью речи.

Научимся находить

числительное в тексте.

Узнаем

о количественных и порядковых

числительных.

Имя числительное как особая часть речи сформировалась в XIII—XIV вв .  В старославянском языке и до XIII в. в древнерусском языке слова с числовым значением тяготели к существительным, прилагательным, местоимениям по значению и грамматическим категориям.
  • Имя числительное как особая часть речи сформировалась в XIII—XIV вв .
  • В старославянском языке и до XIII в. в древнерусском языке слова с числовым значением тяготели к существительным, прилагательным, местоимениям по значению и грамматическим категориям.
«Немного истории»  Слово сорок в Древней Руси было именем существительным . Оно означало «мешок».  Мешок с сорока соболями служил денежной единицей .  В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали  4 десятка собольих или беличьих шкурок , что составляло набор на целую шубу.  Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.  (Из«Краткого этимологического словаря»  Н.М. Шанского)

«Немного истории»

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным . Оно означало «мешок».

Мешок с сорока соболями служил денежной единицей .

В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали

4 десятка собольих или беличьих шкурок , что составляло набор на целую шубу.

Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.

(Из«Краткого этимологического словаря»

Н.М. Шанского)

«Немного истории»  Слово «миллион» имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово «миллион», которое состоит из итальянского слова «милли» , означающего «тысяча», и «оне» , соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ-  (например, дом ищ е).  Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову «тысячища» .

«Немного истории»

Слово «миллион» имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово «миллион», которое состоит из итальянского слова «милли» , означающего «тысяча», и «оне» , соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ-

(например, дом ищ е).

Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову «тысячища» .

2013 год  и  две тысячи тринадцатый год
  • 2013 год

и

  • две тысячи тринадцатый год
1. Сколько тебе лет? 2. В каком классе ты учишься? 3. Сколько в кабинете парт? 4. За какой партой ты сидишь? 5. Назови любое число до 10.

1. Сколько тебе лет?

2. В каком классе ты учишься?

3. Сколько в кабинете парт?

4. За какой партой ты сидишь?

5. Назови любое число до 10.

Имя числительное  I. Общее значение Обозначает число, количество предметов и их порядок при счете, отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)

Имя числительное I. Общее значение

Обозначает число, количество предметов и их порядок при счете, отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)

числительные Обозначают порядок при счете КАКОЙ? КОТОРЫЙ? Обозначают количество  СКОЛЬКО? количественные порядковые

числительные

Обозначают

порядок при счете

КАКОЙ?

КОТОРЫЙ?

Обозначают количество

СКОЛЬКО?

количественные

порядковые

Числительные каких разрядов употребили поэты в своих стихотворениях? Бедный поп Подставил лоб: Жили-были   Сима с Петей. С первого щелка Сима с Петей Прыгнул поп до потолка; Со второго щелка   были дети. Лишился поп языка, Пете 5,   а Симе 7 – А с третьего щелка И 12 вместе всем. Вышибло ум у старика.    В.В.Маяковский   А.С.Пушкин

Числительные каких разрядов употребили поэты в своих стихотворениях?

Бедный поп

Подставил лоб:

Жили-были

Сима с Петей.

С первого щелка

Сима с Петей

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

были дети.

Лишился поп языка,

Пете 5,

а Симе 7 –

А с третьего щелка

И 12 вместе всем.

Вышибло ум у старика.

В.В.Маяковский

А.С.Пушкин

Выпишите в три колонки числительные, которые обозначают : 1)число; 2)количество предметов; 3)порядок предметов при счете В трех тетрадях. Семь книг. Десятью минутами позже Пять и восемь будет тринадцать. К восьми прибавьте два. Сложите шестьдесят и один. Четвертую тарелку. Первого сентября.

Выпишите в три колонки числительные, которые обозначают : 1)число; 2)количество предметов; 3)порядок предметов при счете

В трех тетрадях.

Семь книг.

Десятью минутами позже

Пять и восемь будет тринадцать.

К восьми прибавьте два.

Сложите шестьдесят и один.

Четвертую тарелку.

Первого сентября.

Вспомните и запишите как можно больше названий литературных произведений, в которых есть имена числительные

Вспомните и запишите как можно больше названий литературных произведений, в которых есть имена числительные

Определи синтаксическую роль числительных Три и два – пять. Первый луч солнца пробился в окно. Поезд отправляется в два часа. Я пригласил в гости двух друзей.

Определи синтаксическую роль числительных

  • Три и два – пять.
  • Первый луч солнца пробился в окно.
  • Поезд отправляется в два часа.
  • Я пригласил в гости двух друзей.

Пять или пятёрка  Какая разница?

Пять или пятёрка

Какая разница?

Числовые значения могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.

Числовые значения могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.

Определите часть речи Пятый этаж Пятиэтажный дом Медный пятак Пять этажей Пятерка Пятилетний малыш

Определите часть речи

Пятый этаж

Пятиэтажный дом

Медный пятак

Пять этажей

Пятерка

Пятилетний малыш

Прочтите фразу Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.

Прочтите фразу

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.

Найди продолжение пословице! Семеро … Заблудиться … Знать … Идти … Семь раз отмерь … Один ум хорошо …  … в трёх соснах.  … как свои пять пальцев.  … а два лучше.  … один раз отрежь.  … одного не ждут.  … на все четыре стороны.

Найди продолжение пословице!

Семеро …

Заблудиться …

Знать …

Идти …

Семь раз отмерь …

Один ум хорошо …

в трёх соснах.

как свои пять пальцев.

а два лучше.

один раз отрежь.

одного не ждут.

на все четыре стороны.

Домашнее задание: § 49,   упражнение 345;          записать 6 пословиц или загадок, в   которых употребляются имена числительные.

Домашнее задание:

§ 49,   упражнение 345;

         записать 6 пословиц или загадок, в   которых употребляются имена числительные.

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!