СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя числительное. Морфологическая норма.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное. Морфологическая норма.»

Тема. Имя числительное. Морфологическая норма.Тема. Имя числите

Цели.

1) систематизировать знания учащихся об имени числительном как о самостоятельной части речи;
2) вспомнить морфологические признаки, синтаксическую функцию числительного; анализировать и исправлять грамматические ошибки, обусловленные
3) воспитывать бережное и грамотное отношение.

Тип урока: урок – практикум.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Определение цели урока

2. Повторение теоретического материала.

– Какая часть речи называется именем числительным?
– Какие числительные называются количественными? Порядковыми? Собирательными? Приведите примеры.
– Назовите разряды числительных по составу..
– У каких числительных Ь пишется на конце слова? В середине слова?
– Какова синтаксическая роль числительных в предложении?

3. Работа по учебнику 4. Тренировочные упражнения.

а) Работа с текстом.

– Выписать числительные, определить разряд, какие они по составу.

В 1981 году в Москве проживало 8 302 000 человек, в Новосибирске - около 1 360 000 человек. В Среднем Поволжье днем возможно усиление морозов до 18-22 градусов, ночью -до 25 - 27. Бои продолжались до 12 мая 1945 года. Взято в плен 252 661 солдат противника, захвачено около 650 танков, 3069 орудий, 790 самолетов, 41 131 автомобиль.

 



б) Просклонять числительное.

650 (танков).

в) Заменить числовую запись буквенной.

– проживало 8 302 000 человек.
– до 18-22 градусов .
– до 12 мая 1945 года.
– взято в плен 252 661 солдат.
– около 3069 орудий.
г) Определить падеж числительных.

5. Игра “Четвертое лишнее”.

1. Четверо котят, семеро девчат, двое ребят, пятеро тигрят.
2. Пара носков, пара чулков, четверо суток, пара валенок.
3. Трое мужчин, двое друзей, трое старушек, две подружки.

ж) Выборочный диктант.

– Выберите и запишите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.

Двое (зайчонок, машинист, девочка, ножницы)
Трое (ученик, ученица, мастерица, сани)
Четверо (лисят, очки, подруга, малыш)

з) Найди ошибку.

– В этом году парк отмечает пятьсотлетие.
– На обоих полках стояли цветы.
– По накладной нужно выдать 22 ножниц для парикмахерской..
– Среди членов жюри было трое женщин.
– За время приема участковый врач успевал осмотреть тридцать двух человек.
– Мы приехали всего на полторы сутки.

6) Обобщение изученного.

Тест.

I вариант.

1. Найдите числительные:

а) три;
б) тройня;
в) тройной;
г) тройка;
д) третий;
е) втроем.

2. Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

А. Оба окна светились.
Б. Отец гордился обеими сыновьями.
В. На обоих полках лежали альбомы.
Г. Об обоих картинах говорили восхищенно.

3. Поставьте числительное восемьсот девяносто пять в родительный падеж.

а) восемьсот девяносто пяти;
б) восьмисот девяносто пять;
в) восьмисот девяноста пяти;
г) восьмисот девяносто пяти;
д) восемьсот девяноста пять.

4. Как нужно писать слова (семи)тысячный, (двадцати)(семи)-миллионный: слитно или через дефис? Выберите правильный ответ:

а) 1-е слово нужно писать слитно, 2-е – раздельно;
б) 2-е слово – через дефис, 2-е – раздельно;
в) оба слова слитно;
г) оба слова через дефис;
д) оба слова раздельно.

5. Укажите, каким членом предложения являются выделенные слова в предложениях:

а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) дополнение;
г) определение;
д) обстоятельство;
е) не является членом предложения.

А. Поезд прибыл в семь часов.
Б. Две подруги были неразлучны.
В. Пятью пять – двадцать пять.
Г. Прочитано сто страниц книги.

III. Итог урока. Домашнее задание просклонять 567, 6785, 93 000 с сущ.