СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме " Имя существительное".Закрепление и повторение материала.

Просмотр содержимого документа
«" Имя существительное"»















Урок русского языка в 3 классе на тему

«Имя существительное как часть речи»




Подготовила учитель начальных классов

МБОУ « СОШ с Ивановка» Кубанкина Т.А.



2021



Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Технологии, используемые на уроке: проблемно-диалогическая, ИКТ, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, игровая.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные:

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои

мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.












ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет:

Русский язык

Класс:

3

Дата проведения:

26. 01. 2021г

УМК:

«Начальная школа 21 века»

Тема урока:

Имя существительное,как часть речи

Тип урока:

Урок обобщения ранее полученных знании 

Цель урока: 

Формировать умение распознавать имя существительное среди других частей речи; распознавать род, число имени существительного, отрабатывать правописание мягкого знака с шипящими на конце существительными.

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • познакомить с именем существительным, как частью речи 

  •  наблюдать за значением имён существительных,

  • уметь классифицировать имена существительные,

  • учить находить признаки имён существительных, 

  • применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.


  • Извлекать необходимую информацию;

  • Делать выводы на основе сравнения и наблюдения;

  • Проводить самопроверку и самооценку

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

  • Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи

  • Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

  • Осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор.

  • Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.





Технологии:

технология развития критического мышления через чтение и письмо, здоровьесбережение, дифференцированное обучение.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение (чтение стихотворения)

Английский язык ( упоминание рода в англ яз)

Фронтальная, в парах,

индивидуальная, групповая

1.Компьютер.

2. Слайды по теме урока, выполненная учителем.

3.Карточки для дифференцированной работы.

4.Учебник «Русский язык», Иванов С В ,Москва «Вентана-Граф», 2016 год.


I этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Формируемые УУД

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.







- Добрый день, дорогие мои ученики! Мы начинаем урок русского языка.

Зачем вы пришли в школу?

- Посмотрите на вашем столе лежит текст стих.,прочитаем хором и может оно поможет нам ответить на вопрос:

Мы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться.

Только тот , кто много знает

В жизни что-то достигает!

-Я вам желаю, чтобы сегодня на уроке вы все были внимательными, активными, аккуратными, трудолюбивыми и тогда у нас все получится!

-Перед тем, как мы запишем число, классная работа, давайте разомнём наши пальчики.

(Гимнастика для пальчиков рук «Дружба»).



Откройте,пожалуйста,тетради. Запишите число, классная работа.



Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей.

Читают и формулируют ответ на вопрос.


Рассматривают карточки и называют то, что взяли бы на урок.





Делают гимнастику «Дружба»

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики.

(Пальцы обеих рук соединяют ритмично, а затем в замок»)





Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.


II этап.Актуализация знании

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Формируемые УУД

Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, необходимые для введения новой темы. Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.
















1- С чего начнем?(чистописание)

Элемент букв, слоги,словарь.

У Ч УУ ЧЧ …

чк,, чн, чт( речка, вечный, чтение)

Чтение вот лучшее учение.

Пословица. Как понимаете смысл пословицы?

2 Словарный диктант.

(Аптека,беседа, ботинки, билет, вагон, газета,горох,девочка, завод,магазин, малина, метро, молоток, морковь)


-Выберите любое из имен существительных и составьте предложение. Запишите его в тетрадь.


Отвечают на вопросы учителя.

Записывают слова

Объясняют смысл пословицы.






Осуществляют самопроверку по словарю в учебнике.

.Отвечают на вопросы.


Работают в парах-проверяют дрг у друга слов дикт.




Разбор по членам предложения .


По составу существ из этого предложения.

Записывают в тетрадь.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-работа в парах

личностные:

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения;

III этап. Учебно-познавательная деятельность.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Формируемые УУД

Цель: организация коммуникативного взаимодействия для восприятия нового материала.
























Физкультминутка.


-Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете сформулировать тему урока.

«Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты,

Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и болты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.

АХ, какие все слова

Восхитительные,

Называются они…….

-Тема нашего урока:

-Предположите, какие цели мы должны осуществить на нашем уроке.

- Если слово отвечает на вопросы кто? и что?

То мы дружно приседаем,

Чтоб не видел нас никто ,а что встаем!

Слушают стихотворение.






















СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!

«Имя существительное,как часть речи.

Формулируют цели урока с помощью учителя.



Дети проявляют знания и выполняют различные движения.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

 -определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; 

-определять последовательность

действий на уроке;

познавательные: 

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: 

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли;

личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).




IVэтап .Работа по теме урока.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Формируемые УУД

Цель: научить выделять признаки имен существительных, закрепить знания о роде и числе имен существительных, правописании существительных с шипящими на конце.























































1)- Что вы знаете об имени существительном? Поделитесь, пожалуйста, со мной своими знаниями.

Выполните тест( групповая работа –приложение 1), 1ученик выполняет индивидуальную работу на компьютере.


2)Запишите слова к себе в тетрадь в три столбика. 1 вариант:

Лесзималето, краска, мяч, море, капитанкомпьютерподушкакит, дорога, диван, колесо, растение

2 вариант:

Бумага, одеяло, ковёр, окно, рука, берёза, будильникозеро,

машина, малина, соль, хлеб, коробка, друг

- Какой вывод можно сделать?

(у имени существительного три рода, это постоянный признак).

Знаете ли вы: 

!!!!!!!!!!


 3. Игра «Один - много».

/Изменение имён существительных по числам/

- Дано задание.

-Изменить число имён существительных.

ЗАВОД, МОРКОВЬ, ЛОПАТА, ТЕТРАДЬ, КАРАНДАШ, МЕДВЕДЬ,КАТОК, ПАЛЬТО.

( ножницы, мед…)

-Какие слова вызвали затруднения?

-Приведите примеры имён существительных, употребляющихся только в единственном или только во множественном числе.


ВЫВОД: 


.4)-Молодцы! Теперь мы можем двигаться дальше. Что нам помогает в изучении любой темы на уроках ?(учебник)

-Откройте учебник на странице 9 упр 4

-.Прочитайте задание. Выполните самостоятельно.


-Имена существительные отвечаю на вопросы кто? что?

-Имена существительные обозначают предмет.

-Имена существительные бывают

ж р, м р и ср р

ед ч и мн ч

.









Записывают слова.

Осуществляют взаимопроверку.


Отвечают на вопросы.







Формулируют вывод. в русском языке есть слова, которые не изменяются по числам. Они употребляются только в единственном или только во множественном числе.










Открывают учебник, читают задание.


Отвечают на вопросы.


Индивидуальная работа.


Формулируют вывод с помощью учителя.







Метапредметные(УУД)

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

познавательные: 

-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-выдвигать гипотезу;

- проводить сравнение и классификацию слов;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-делать обобщение;

-искать и выделять необходимую информацию;

-моделировать информацию;

регулятивные: 

-высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-отличать верно выполненное задание от неверного;

-осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

VЭтап.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Формируемые УУД

Цель: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности.




-Вернемся к целям урока. Все ли поставленные задачи мы выполнили?

- Предлагаю заполнить карточку «Я знаю, я умею, я могу» в первой графе.

Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет – «?» (Приложение 1).

- У кого не все знаки «+»? Что вы не знаете и не умеете?

Учащиеся формулируют ответ, начиная словами «Я не знаю, Я не умею».

-обратите внимание на пункт, напротив которого вы поставили минус.


Возьмите карточку с домашним задание, ( по выбору)




-Оценим свою работу на уроке.




-Мне встретилось стих и кажется оно о нашем классе.

Послушайте и если подходит, то похлопайте.

В классе нашем доброта

Поселилась навсегда.

Мы друг другу помогаем

И в учебе и в труде.

Говорю вам от души

Все ребята МОЛОДЦЫ!

( Аплодисменты)

Спасибо. Урок окончен.

Каждый учащийся работает с карточкой и таким образом определяет свое незнание.













Знают об имени существительном много, но не все и мы будем продолжать работать над этими темами на уроках русского языка.



С образца на доске учащиеся берут задание из того «кармашка», который выбрали.



Самооценка деятельности.

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я научился…





Учащиеся делают вывод о том, что все всегда должны друг другу помогать.


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.












Карточки «Я знаю, я умею, я могу.»


Я знаю, я умею, я могу…

+ или -

Я знаю, я умею, я могу…

+ или -

Я знаю, что такое имя существительное, что оно обозначает и на какие вопросы отвечает.


Я знаю, что такое имя существительное, что оно обозначает и на какие вопросы отвечает.


Я могу составлять предложения с именами существительными


Я могу составлять предложения с именами существительными


Я умею находить имя существительное среди других слов


Я умею находить имя существительное среди других слов


Я могу разделить имена существительные на одушевленные и неодушевленные


Я могу разделить имена существительные на одушевленные и неодушевленные


Я знаю, чем имена собственные отличаются от имен нарицательных.


Я знаю, чем имена собственные отличаются от имен нарицательных.













« Знаете ли вы, что…»

Компетентностно-ориентированные технологии.

- Не только в русском языке есть понятия рода имени существительного. Давайте узнаем и сравним, чем отличается категория рода в разных языках. Нам расскажут об этом ваши одноклассники.

*Знаете ли вы, что…есть языки, в которых у существительных нет никакого рода: ни мужского, ни женского, ни среднего. Это английский, финский, венгерский, эстонский, турецкий и другие. Их называют «безродовыми языками».

*Знаете ли вы, что…есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, румынский, молдавский.

* Знаете ли вы, что… есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например, во многих языках народов Африки, Кавказа может быть до сорока родов. Их там называют «классами». Есть класс, обозначающий людей (сын, мать), класс животных (овца, лев), класс вещей (стол, нож) и другие классы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!