Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты |
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») |
Цель – предмет (предметный результат) | Формировать систему знаний о существительном как части речи, формировать умения выявлять морфологические признаки имени существительного; | выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач оценивать правильность выполнения учебных задач, уметь работать с различными источниками информации, классифицировать, обобщать, делать выводы, использовать речь для аргументированного отстаивания своих выводов |
Цель – способ (метапредметный результат) | Познавательные УУД : уметь пользоваться различными источниками информации анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации устанавливать логические связи Регулятивные УУД : определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя планировать свои действия соответствии с учебно-познавательными задачами действовать согласно составленному плану Коммуникативные УУД : аргументированно отвечать на вопросы вступать в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками допускать возможность существования у людей разных точек зрения | Познавательные УУД : Сопоставлять информацию из разных источников обобщать и систематизировать информацию, переводить из одной формы в другую осуществлять исследовательскую деятельность на внеурочных занятиях Регулятивные УУД Оценивать свое знание и незнание, умение и неумение по изучаемой теме проявлять инициативу в постановке новых задач адекватно оценивать результаты учебной деятельности Коммуникативные УУД распределять функции участников и определять способы их взаимодействия уважать позицию партнера, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве |
Цель – ценность (личностный результат) | положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений осознание себя как члена общества с ориентацией на участие в совместных делах | интерес к исследовательской деятельности познавательная активность по усвоению новых качественных знаний и умений |
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | имеют опыт работы в паре и малых группах знают понятие имя существительное, род, падеж, число, одушевленность-неодушевленность, собственное имя, нарицательное имя могут определять род, падеж, число имени существительного могут доказывать свою точку зрения могут планировать деятельность в малых группах, распределять обязанности, моделировать ситуацию могут контролировать свои действия в группе и действия своих товарищей, оценивать результат своей работы и результат работы всей группы |
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
Оценочный лист Тест | Оценочный лист | Оценочный лист |
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | - | - | - |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование |
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) |
1.Мотивационно- ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Предъявление учителем своей индивидуальности Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества | Создание комфортной психологической атмосферы урока |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом) Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале | Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. |
1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» | Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п. Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания» | Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | • Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата • Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) | Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью” |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности). | Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности | Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях Построение системы конкретно-практических задач | В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу | Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?) | Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения |
Сценарий проведения учебного занятия |
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1.Мотивационно- ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | -Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать на урок. -Вот книжки на столе, а вот - тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки, И недосуг дуть на корабль бумажный - Сегодня у ребят урок уж очень важный. | Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об очень важной части речи. А о какой, вы сами мне скажите, отгадав загадку: «Есть один седой старик, Превращаться он привык В шляпу, в бабушку, в котлеты, В шляпу в зонтик и в конфеты, Словом, в разные предметы! Кто это? Правильно, это ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ -Ребята, давайте вспомним все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это важная часть речи. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, строят высказывания, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы. |
1.3. Создание проблемной ситуации | - Ребята, произошло страшное событие. В русском языке возникла путаница! Злая волшебница смешала глаголы и существительные! Она хочет нас запутать и сбить с толку. Но я уверена, что мы сумеем расколдовать ее чары и распутать путаницу. Учитель громко и четко читает следующий набор слов: - заорал, обмирал, адмирал, вышивал, выбивал, перевал, пригорела, побила, кобыла, заводил, наследил, крокодил, выжег, рыжик, пыжик, тормозила, верзила, прижег, обжег, прыжок, стежок, стежек, осел, увёл, козел, подмел, пошел, посол, засол, полол, укол, ковёр, призер, шахтер, топор, напор, подпёр. - Молодцы, замечательно справились с этим заданием. – Продолжите, пожалуйста, предложения: «Бананы, апельсины, яблоки и груши – это…». «Береза, осина, клён – это…». Определите, каким членом предложения являются встречающиеся вам существительные? - А какими еще членами предложения могут быть имена существительные? Приведите, пожалуйста, примеры. | Поднимают карточки разного цвета. Красные – это глагол, зеленые – это существительные. Отвечают на вопросы. Сталкиваются с трудностями. |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | -Кто догадался, о чем же пойдет речь на уроке? Какова тема нашего урока? (Слайд 2) -Давайте запишем тему урока на доске и в тетрадях. -Какие задачи сегодня на уроке перед нами стоят? | Имя существительное как часть речи. -повторить морфологические признаки имени существительного (род, число, падеж, одушевленность – неодушевленность, собственное имя или нарицательное); -узнать, какие явления может обозначать имя существительное; -выяснить каким членом предложения может быть существительное; -пополнить свой словарный запас |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | -3. Давайте составим интеллект-карту об имени существительном и отразим в нем всё, что мы знаем об этой части речи. Имя существительное Одуш.; неодуш Кто? Что? Предмет Род, число, падеж Склонение | Вместе составляют интеллект-карту |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | С существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня вы расширите свои знания о существительном. И чтобы вам не было скучно, я предлагаю вам путешествие. А что нужно, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? -Каждый получит маршрутный лист с указанием, по каким станциям нам предстоит пройти, и будет выставлять себе баллы. Отправляемся в путь. Итак, первая остановка «Живое – неживое». Поговорим об одушевленности - неодушевленности существительных. (Вызвать четверых учеников к доске. Они определяют, какими являются существительные снеговик, кукла, мертвец, труп – одушевленными или неодушевленными. - Скажите, по системе окончаний снеговик и кукла – существительные одушевленные, но ведь это игрушки, вроде бы как и не живые предметы? (Вспоминаем, что ребенок воспринимает куклу и снеговика именно как живых существ. С куклой играют, ее одевают, кормят, учат говорить) | Определяют, какими являются существительные снеговик, кукла, мертвец, труп – одушевленными или неодушевленными. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Вместе с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы, слушают и обсуждают ответы своих товарищей. Задают вопросы для уточнения информации. |
| Вторая остановка – «Число». На доске написано два ряда слов: 1) Молоко, сахар, чай…(употр. только в ед.ч) 2) Консервы, макароны, ножницы…(употр. только во мн.ч.) - Пожалуйста, дополните ряды своими примерами. (У доски 2 человека, остальные работают в маршрутных листах) Задание. Поставьте сущ. ед.ч. во мн.ч., обозначьте окончания: Книга, жеребенок, крыло, окно, поле, инженер, лисенок, друг, конь, медвежонок, мастер. Задание. Поставьте сущ. в ед.ч. и подберите к ним прилагательные. Например, котята – маленький котенок. Окна, песни, мячи, ключи, облака, цыплята, деревья, мышата. - Какие окончания могут быть у существительных во множественном числе? - С помощью каких суффиксов образуются некоторые существительные во множественном числе? - Какой признак бывает трудно, а иногда невозможно определить у существительных во множественном числе? | |
| Третья остановка – «Род» У доски ученик выполняет задание: Подберите антонимы к словам, определите их род: Товарищ, день, неприятность, тепло, свет, юг, дружба, небо, жизнь. -Что мы знаем о роде существительного? Физминутка. Игра «Отдохни и подумай». - Встаньте около парт. Я буду называть имена существительные, а вы поднимайте руки вверх, если это существительное мужского рода, разводите в стороны – если существительное женского рода, и ставьте на пояс – если существительное среднего рода. дядя, озеро, отец, мать, снегирь, туман, растение, дочь, кино, поле, сестра, мышь, кафе (ср.р.), кофе (м.р.), окно, голова, обувь, море, рояль (м.р.) Задание. Перед вами представлены нарицательные существительные. Ваша задача- подобрать к нарицательным собственные имена сущ-е. Село, город, книга, фамилия, имя, отчество, деревня, океан, река, газета, фильм. -Приведите примеры слов, которые могут быть и собственными и нарицательными. | |
| Четвертая остановка «Склонение и падеж» - Что такое склонение? -Как правильно определить склонение? - Какие существительные относятся к I, II, III спряжению? - Как определить падеж имени существительного? Рассмотрим стихотворение А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье…» Выпишите из него все существительные и определите их склонение и падеж. - С какой целью мы выполняли данное задание? | |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Задание: Выпишите существительные, определите их род, число, склонение и падеж. Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через реку, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и моё родное село Орлово. Это имена людей, названия рек и, конечно же, наши родители. В.Песков. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Вместе с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы, слушают и обсуждают ответы своих товарищей. Задают вопросы для уточнения информации. |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | -Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном. Свои знания сравните с материалом учебника. Давайте составим план морфологического разбора существительного. Задание. Произведите морфологический разбор имен существительных: 1. На улице стояла чудесная погода. 2. В это время года в лесу появляются первые грибы. 3. Ночью было очень туманно. | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, комментируют ход работы. Задают вопросы для уточнения информации. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Самооценка результатов деятельности. (Рефлексия) (Слайд 15) -Какую цель ставили при изучении темы урока? -Какую главную проблему решали на уроке? -Какие формы работы вы применяли? -Какие из них вам более помогли в работе? Оценка содержания урока: - занимательно - интересно - познавательно - полезно - ничего интересного Оценка деятельности на уроке: - запутался - задумался - удивился - убедился - осознал - принял решение Оценка внутреннего состояния на уроке: - тревожное - приподнятое - отличное - Какую оценку вы поставили бы себе? - Какое настроение у вас в конце урока? Изменилось ли оно? Домашнее задание: Запишем домашнее задание &88, упражнения 474, 476. - Ребята, вы все молодцы, хорошо поработали. Спасибо за урок! | Повторить морфологические признаки имени существительного; узнать, какие явления может обозначать имя существительное; выяснить каким членом предложения может быть существительное; -Фронтальная работа и работа в парах -Я узнал... -Я никогда не ошибусь... -Я научился... |