СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имена существительные общего рода

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен план-клнспект урока и презентация к нему.

Просмотр содержимого документа
«6 кл.»

Имена существительные общего рода

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Цели как деятельность учеников:

М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.

П: распознавать существительные общего рода, соотносить их с определенной группой; правильно употреблять в речи существительные общего рода и существительные, обозначающие лиц по профессии.

Л: обогащать грамматический строй своей речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Слайд 1

Приветствие. С чем пришёл на урок? (какой умница!). С чем Таня пришла на урок? (какая молодец!)

Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Постановка учебной задачи.

Слайд 2





Слайд 3





Слайд 4





Слайд 5







Слайд 6

Материал для наблюдения.

- Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях? Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему?

«Умница!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка.
«Ну и соня же ты!» – не выдержал папа.

- Сравните!

«Умница, дочка!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка.
«Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа.

- А сейчас вы можете определить, о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных?

- Определите род существительных умница, непоседа, соня.

- А так можно сказать?

«Умница, сынок!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка.
«Сестра, ну ты и соня!» - не выдержал папа.
- Определите род существительных умница, непоседа, соня.

СДЕЛАЕМ ВЫВОД:

- Какое противоречие вы заметили? (Oдно и то же слово может обозначать лиц как мужского пола, так и женского пола).

- Что вам помогло определить род существительных? (Контекст).

- Как вы считаете можно ли их род назвать общим? (Можно).

- Как будут называться такие существительные? (Существительные общего рода).

Попробуйте назвать тему урока.

Тему урока: «Имена существительные общего рода».

Попробуйте сформулировать цели урока (что вы будете делать на уроке?)

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.


Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач


III. Открытие новых знаний.

Слайд 7



Слайд 8

















Слайд 9

1. – Определите по лексическому значению слово общего рода и запишите его:

а) Человек, которому не сидится на месте. (Непоседа.)

б) Недоучившийся, мало знающий человек. (Недоучка.)

в) Неуклюжий, неловкий человек. (Недотёпа.)

г) Неаккуратный человек. (Неряха.)

Задание:

- Составьте предложение с любым из этих слов, определите род.

Что объединяет все записанные вами слова? (Это существительные общего рода с окончанием –а. Они отрицательно характеризуют человека, пишутся с не слитно.)

Всегда ли это существительные с отрицательным значением?

Вспомните, как в начале урока я каждого из вас назвала? (умница, молодец)

2. Чтение текста в учебнике – § 49

- Чем можно дополнить текст учебника? (Характеризуют человека).

- По каким признакам можно найти слова общего рода в тексте? (По окончанию а - я в И.п. ед.ч.).

3. - Проблемный вопрос: правильно ли утверждать, что слова учитель, врач, профессор являются существительными общего рода, т.к. они называют как мужчин (лиц мужского пола), так и женщин (лиц женского пола).

(Нет, эти существительные имеют нулевое окончание, а не окончание а, они не характеризуют лицо, а называют профессию, род деятельности, поэтому не являются словами общего рода).

4. Сравните свои выводы и наблюдения со схемой (расшифруйте схему):

ОБЩИЙ РОД

И.п. ед.ч. значение

характеристика

А / Я лица (чаще отр.)

жен. пола муж. пола

Ж.Р. М.Р.

прил. АЯ прил. ЫЙ ИЙ ОЙ


Запомнить: М. Р.

врач□, инженер□, директор□

(независимо от пола лица!)

прил. ЫЙ ИЙ ОЙ

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Познавательные УУД

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

ФИЗМИНУТКА

Слайд 10



IV. Первичное закрепление.









Работа с учебником – упр.№ 277

  1. Сережа – круглый сирота (м.р.). Маша – круглая сирота (ж.р.).

  2. Миша – большой забияка (м.р.). Марина – удивительная забияка (ж.р.).

  3. «Какой ты зазнайка, Петя»,- удивилась мама (м.р.). «Какая ты зазнайка, Люба», - удивилась мама (ж.р.).





Познавательные УУД

1. Анализировать, устанавливать сходство и различия, делать выводы.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала, конструировать, строить рассуждения.

V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Слайд 11


- Послушайте сказку, о чем она, как бы вы ее озаглавили?

Среди частей речи прошел слух, что заболело Существительное. Его приятели Прилагательное и Местоимение забеспокоились. Поспешили узнать, что случилось. Оказалось, что дети путают род Существительного. Прилагательное предложило Существительному свою помощь.

Не грусти, мы поможем тебе. Постараемся не оставлять тебя в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определить твой род: соломенная шляпка, тяжелый рюкзак”, - сказало Прилагательное. “Я тоже помогу ребятам узнать твой род”, - сказало Местоимение. (Мой рюкзак, моя соломенная шляпка.) Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, лакомка, грязнуля, задира, сластена, неряха. Ведь их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большой (этот) грязнуля и большая (эта) грязнуля. Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не напрасно в народе говориться: “Друзья познаются в беде!”.

- О чем эта сказка? Как бы вы ее озаглавили?

- Перечислите действия, которые надо совершить, чтобы помочь существительному?

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.


V I. Рефлексия.

Итог урока

Слайд 12


- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Почему они так называются?

- Как определить род этих существительных?

- Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки.

Закончи предложение :

- Сегодня я узнал(а)…

- Было трудно…

- Теперь я могу…

- Я понял(а)…

- У меня получилось…

- Было интересно…

- Мне захотелось…

Попробуйте дать оценку каждому однокласснику.

А теперь оцените себя.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.



VII. Домашнее задание. Слайд 13


Написать рассказ с использованием слов общего рода.



Просмотр содержимого презентации
«сущ.общего рода»

Урок русского языка  6 класс

Урок русского языка 6 класс

О ком идёт речь? «Умница!» – сказала мама.  «Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка.  «Ну и соня же ты!» – не выдержал папа.  Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях?  Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему?

О ком идёт речь?

«Умница!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка. «Ну и соня же ты!» – не выдержал папа. Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях? Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему?

Сравните! «Умница, дочка!» – сказала мама.  «Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка.  «Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа.   А сейчас вы можете определить о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных?  Определите род существительных умница, непоседа, соня.

Сравните!

«Умница, дочка!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка. «Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа. А сейчас вы можете определить о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных? Определите род существительных умница, непоседа, соня.

А так можно? «Умница, сынок!» – сказала мама.  «Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка.  «Сестра, ну ты и соня!» - не выдержал папа.   Определите род существительных умница, непоседа, соня.

А так можно?

«Умница, сынок!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка. «Сестра, ну ты и соня!» - не выдержал папа. Определите род существительных умница, непоседа, соня.

  • Сделайте вывод
  • Попробуйте назвать тему урока.
Тема урока: «Имена существительные общего рода» Какие цели урока можно поставить?

Тема урока: «Имена существительные общего рода»

Какие цели урока можно поставить?

Определите слово общего рода по лексическому значению и запишите его:   1. Человек, которому не сидится на месте.  2. Недоучившийся, мало знающий человек.  3. Неуклюжий, неловкий человек.  4. Неаккуратный человек.
  • Определите слово общего рода по лексическому значению и запишите его: 1. Человек, которому не сидится на месте. 2. Недоучившийся, мало знающий человек. 3. Неуклюжий, неловкий человек. 4. Неаккуратный человек.
Проверяем    1. Непоседа 3. Растяпа  (Недотёпа)  2. Недоучка 4. Неряха

Проверяем 1. Непоседа 3. Растяпа (Недотёпа) 2. Недоучка 4. Неряха

ОБЩИЙ РОД       И.п. ед.ч. значение    характеристика  окончание А / Я лица (чаще отриц.)    жен. пола муж. пола      Ж.Р. М.Р.    прил. -АЯ прил.- ЫЙ- ИЙ -ОЙ     Запомнить: М. Р.  врач□, инженер□, директор□  (независимо от пола лица!)  прил.- ЫЙ -ИЙ -ОЙ

ОБЩИЙ РОД   И.п. ед.ч. значение характеристика окончание А / Я лица (чаще отриц.) жен. пола муж. пола Ж.Р. М.Р. прил. -АЯ прил.- ЫЙ- ИЙ -ОЙ   Запомнить: М. Р. врач□, инженер□, директор□ (независимо от пола лица!) прил.- ЫЙ -ИЙ -ОЙ

Физминутка  Практическая часть  Упражнение №

Физминутка Практическая часть Упражнение №

Сказка О чём эта сказка? Как бы вы её озаглавили? Перечислите действия, которые  надо совершить, чтобы помочь  существительному.

Сказка

  • О чём эта сказка?
  • Как бы вы её озаглавили?
  • Перечислите действия, которые

надо совершить, чтобы помочь

существительному.

Закончи предложение:   - Сегодня я узнал(а)…  - Было трудно…  - Теперь я могу…  - Я понял(а)…  - У меня получилось…  - Было интересно…  - Мне захотелось…  - Мне эти знания пригодятся в жизни… …

Закончи предложение: - Сегодня я узнал(а)… - Было трудно… - Теперь я могу… - Я понял(а)… - У меня получилось… - Было интересно… - Мне захотелось… - Мне эти знания пригодятся в жизни… …

Домашнее задание   Написать рассказ  с использованием слов общего рода.

Домашнее задание Написать рассказ с использованием слов общего рода.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!