СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Импровизация в музыке как способ творческого самовыражения

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье идет речь о повышении эффективности музыкального образования и реализации возможностей импровизационной деятельности в развитии творческого таланта у обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Импровизация в музыке как способ творческого самовыражения»

ИМПРОВИЗАЦИЯ В МУЗЫКЕ

КАК СПОСОБ ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ


Грин А.В., Курский государственный университет, ОБОУ ДО «Суджанская ДШИ»,

г. Суджа Курской области, Россия

Науч. рук. – Космовская М.Л.,

Курский государственный университет, г. Курск, Россия


Аннотация. В статье идет речь о повышении эффективности музыкального образования и реализации возможностей импровизационной деятельности в развитии творческого таланта у обучающихся.

Ключевые слова: музыка; талант; творческое самовыражение; импровизация.

Abstract. The article deals with improving the effectiveness of music education and the realization of the possibilities of improvisational activity in the development of creative talent among students.

Keywords: music; talent; creative self-expression; improvisation.


«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить», – так говорил о талантах древнегреческий философ Сократ. Вероятно, многие не согласятся с этим утверждением. Доказать истинность этих слов очень просто, нужно лишь обратиться к терминам и понятиям. Талант – это врожденная способность человека к определенной сфере деятельности, проявляющаяся в результате принятия правильных решений в нестандартных ситуациях. Исходя из определения, видно, что талант есть у каждого человека, но для его проявления и развития требуется немалое стремление, желание достигать поставленных целей. Это подтверждает слова древнегреческого мыслителя.

Возможность раскрытия и реализации своего таланта напрямую влияет на качество жизни человека. Вообще людям, в отличие от животных, свойственно стремление к красоте. Поэтому художественно-эстетическое восприятие мира, чувственное и эмоциональное познание формируют у человека чувственно- образное мышление, способность и желание преобразовывать мир по законам красоты.

Поэтому в творческой педагогической деятельности давно уже приемлема тенденция ориентирования на эстетическое воспитание ребенка. Он сам создает свое «Я», позиционирует себя как активное начало, реализующее в процессе создания прекрасного свою личность.

Однако все формы такого воспитания будут неэффективны без соответствующей среды – особого творческого пространства для самореализации личности, развития его творческих возможностей с учетом предыдущего личного опыта и новых достижений, обеспечивающих свободу творчеству, развивающих фантазию и воображение. Наиболее отвечающей современным требованиям формой реализации художественно-эстетического воспитания, развития фантазии, творческой непринужденности является импровизация.

Импровизация (от лат. «improvisus» – неожиданность) – такой вид творчества, при котором сам замысел произведения, и его воплощение в действительность происходят одновременно, внезапно и быстро. Это, прежде всего, спонтанность творческого самовыражения. «По сути своей импровизация – первичный и самый древний вид творчества, характеризующий человека как творца и как творение культуры» [Квач, с. 3].

Важно отличать импровизацию от вольного исполнения. В музыке, например, свобода в исполнении пьесы выражается в проецировании своего понимания содержания произведения на готовую, заранее продуманную тему. Импровизация же, напротив, предполагает выход за рамки продуманных действий.

Основную роль в музыкальной импровизации основную играют эмоции, душевное состояние, вдохновение. Можно сказать, что импровизация спонтанна, неуловима и, вероятно, тяжела для понимания. Несмотря на то, что всякий человек способен чувствовать музыку и импровизировать, эта «вольность» требует большого внутреннего упорства. В самом начале педагог-музыкант может увидеть в ребенке стремление к импровизации. Так называемые «попытки сочинения песенок» и являются первыми попытками импровизации. То есть, музыкальная импровизация – способ интеграции чувств человека и его силы воли.

Музыкальная импровизация помогает не только раскрытию потенциала, но и творческому раскрепощению. Она развивает почти все необходимые хорошему исполнителю навыки: фантазию, эстетическое мышление, ритмичность, музыкальность, даже актерские данные. «Не забывайте, что импровизация — это инструмент, которым следует пользоваться, не забывая о здравом смысле. Это не научный метод, а способ действий, в основе которых лежит гибкое сознание…» [Мэдсон, с.32].

Но важнее всего, что импровизация «упрощает» ребенку понимание сложных элементов музыкальной теории. Запоминая новые понятия через импровизацию, ученик развивает ассоциативное мышление, которое затем воплощается в движение и в постановку сюжетной линии композиции и его образа. Таким образом, импровизация в мыслях и импровизация в движениях являются звеньями одной цепи и максимально эффективны во взаимодействии.

Если можно вывести все это в математическую формулу, то она бы выглядела так: музыка плюс движение = качественное исполнение.

Импровизация – это индивидуальный творческий процесс, от которого полученные знания помогают эстетическому исполнению. Она подобна отпечатку пальца: нет двух одинаковых. Однако она, как и любое продуманное произведение, строится на утвержденных музыкальных канонах. Поэтому школа импровизации работает на другом структурном уровне – это, в первую очередь, наработанная техника исполнения и осознания текста, внутреннее ощущение ритма, пульсаций движений, композиции.

Импровизация – это индивидуальное музицирование. Это урок самостоятельности и свободы действия, на котором воплощаются творческие фантазии. Исходя из этого, формируются следующие педагогические задачи.

Первая и основная – формирование у ребенка чувства внутренней свободы, доверия своему телу и своему мышлению. Для реализации этой задачи допустимо обращение к либеральной форме урока. Нужно немного

«отодвинуть» на второй план интересы и приоритеты педагога и дать больше творческого пространства ученику для импровизации.

Вторая задача связана с раскрытием и развитием творческой личности ученика способом импровизационного урока. Цель такого занятия – помочь логически выстраивать композицию произведения и при этом проявлять фантазию в мелодии.

Импровизация – это уникальная возможность выразить свое «Я» честно, легко, креативно. Важно понимать, что импровизация позволяет ребенку раскрыть свой творческий потенциал, узнать ранее неизвестные стороны личности. Обилие новой информации может испугать учащегося, поэтому педагог должен поощрять все попытки импровизации. В противном случае ребенок станет замкнутым, желание к импровизации может полностью исчезнуть или замениться страхом «отойти» от нотного текста. Осознание этого педагогом открывает шанс не только к самопознанию учащегося, но и к обретению педагогом нового опыта.

В музыке помимо технической стороны огромную роль играет и сторона эмоциональная. В любом виде искусства важно уметь донести до зрителя, слушателя свою идею так, как воспринимает ее сам автор, не позволяя чувствам оппонента повлиять на получение эстетического удовольствия. Это подтверждается словами немецкого драматурга Герхарта Гауптмана: «Всякая музыка идет от сердца и должна вновь дойти до сердца» [Высказывания]. Именно владение искусством импровизации делает из исполнителя настоящего артиста. Поэтому приоритетом в импровизации все же являются чувства, а не исполнительское мастерство.

Импровизация – это особое мировосприятие, когда чувства и разум не противоречат друг другу. Это моменты полного доверия к самому себе, к своим желаниям, чувствам и действиям.

Главным фактором успеха в музыкальной исполнительской импровизации, несомненно, является импровизация эмоциональная, душевная. Лишь атмосфера полной открытости, вдохновения, отсутствие морального давления и

правильный настрой помогут исполнителю преодолеть трудности любой сложности.

Постигнуть искусство импровизации – значит научиться сочетать логическое мышление с умением свободно выражать свои идеи и раскрепощаться, поборов «страх сцены». Без этих навыков в принципе невозможно воспроизведение даже заранее обдуманной музыки, не говоря уже об импровизации. Владение этим невообразимо сложным, но прогрессивным навыком – это гарантия успешного роста профессионального музыканта. Это огромная ступень для достижения вершин в карьере, как говорил английский музыковед Х. Крук: «Каждый музыкант, предпринимавший серьезные попытки импровизировать, знает, что искусство импровизации является поистине наивысшей музыкальной задачей, требующей превосходного музыкального таланта» [Крук, с. 4].


Литература:

  1. Высказывания о музыке великих людей. URL: https://iskusstvo- zvuka.livejournal.com/230631.html (дата обращения 24.01.2021).

  2. Квач А . Основы импровизации. Иркутск: УМЦ «Байкал», 2006. 25 с.

  3. Крук Х. Искусство импровизации. Метод практической импровизации / пер с англ. М.: Berklee College of Music, 1990. 192 с.

  4. Мэдсон П. Уроки импровизации. Как перестать планировать и начать жить / пер. с англ. А. Андреева / под ред. Н. Шульпиной. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 192 с.