СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа по работе с многодетными семьями

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная программа по работе с многодетными семьями

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа по работе с многодетными семьями»

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образованияцентр развития творчества детей и юношества

станицы Петровской муниципального образования Славянский район




Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю

Педагогического совета Директор МБОУДОД ЦРТДиЮ Протокол № ______ от ________ _____________ Е.А.Малежик

Приказ №___

От «__»_____2015г.





Индивидуальная программа

по работе с многодетными семьями

«Семья»


Направленность: социальная

Уровень: ознакомительный

Рассчитана на детей: от 5 до 10 лет

Срок реализации 1год

Кузнецов Алексей Иванович

педагог дополнительного образования








ст. Петровская

2015 г.

Пояснительная записка

       Пояснительная записка

  «Мы все родом из детства», «И хорошее, и плохое человек получает в семье». Эти выражения знакомы каждому.

Все зависит от условий социальной среды, в которую попадет ребенок, и тогда он станет или развитой, творческой личностью или существом, способным лишь к потреблению или разрушению всего созданного.
Вся жизнедеятельность ребенка начинается в семье и продолжается только в ней до 6 лет – до момента поступления ребенка в школу. Но и здесь продолжается процесс образования – обучения и воспитания ребенка.
Главное назначение семьи – воспитание ребенка. Семья – это персональная среда жизни и деятельности ребенка, качество которой определяется 
несколькими параметрами, такими как демографический, гигиенический, экономический. На одно из первых мест в семье можно поставить культуру быта и взаимоотношений между родителями.
Согласно Конвенции о правах ребенка, четко определяются взаимоотношения ребенка и его родителей, так же устанавливается равная ответственность родителей за содержание, воспитание и развитие детей, даже в тех случаях, когда родители проживают отдельно.
Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Родители и педагоги – это значимые люди в жизни ребёнка, которые стоят у истоков его будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Для решения – этой задачи в детском объединении «Голос детства» была создана программа «Семья» для работы с многодетными семьями.

В современной образовательной практике приоритетными становятся дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям. Это побудило разработать данную программу, в которой обозначено шесть основных параметров сотрудничества детского объединения и семьи:

— изучение семей;

— информирование родителей;

— просвещение родителей;

—консультирование родителей;

—совместная деятельность педагога и родителей.

Предполагается, что изучением и информированием должны быть охвачены все родители.

Цель программы: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания. 

Задачи программы:

1) пропаганда и возрождение семейных традиций;

2) воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;

3) организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;

4) формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;

5) всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

6) оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком (подростком).

Основные принципы и подходы к реализации

- личностно-ориентированный подход, подразумевающий признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каков он есть; 
- принцип гуманистического воспитания, предполагающий, что дети, родители, педагоги – субъекты воспитательной системы ;
- принцип природосообразности, предполагающий понимание взаимосвязи и природных и социокультурных процессов, на основании возраста, пола, особенностей психики и физиологии ребёнка; 
- принцип средового подхода, исходящий из того, что школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения.

Механизм реализации программы

Осуществляется через следующие мероприятия:

- мониторинговые исследования и определение перспектив;

- установления партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;

- психолого-педагогическое сопровождение психологического просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания;

- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;

- привлечение  родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;

- повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организацию совместной деятельности детей и взрослых: гражданско-патриотическое, интеллектуальное, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, экскурсионную работу.

Участники программы

Основным звеном программы является коллектив родителей и детей, а также педагог, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящий к реализации целей и задач программы «Семья».

Этапы реализации программы:

Диагностика семей (сентябрь) .На первом этапе программы предусматривается ежегодное диагностирование семей (с целью внесения корректив), составление социального паспорта детского объединения.

Второй этап   реализуются ежегодно в соответствии с планом работы детского объединения.

Содержание работы

Рекомендуемая примерная тематика родительских собраний:

1. Младший подросток и его особенности.

2. Воспитание гражданина в семье.

3. Авторитет родителей в воспитании детей.

4. Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка.

5. Природа и дети. Экологическое воспитание в семье.

6. Помощь родителям в выборе будущей профессии ребёнка.

7. Ваш ребёнок и его друзья.

8. Нравственные идеалы в семье.

9. Права и обязанности родителей.

Рекомендуемы мероприятия по вовлечению родителей в совместную деятельность:

1.Экскурсии.

2.Выступления воспитанников.

3.Конкурсы.

            Формы работы

1. Анкеты, беседы, опросы, тесты.

2. Родительское собрание, беседы.

3. Совместные праздники и другие формы внеклассной деятельности, дни творчества для детей и их родителей, открытые уроки, родительские собрания.

4. Круглые столы, родительские конференции, вечера вопросов и ответов, тренинги, индивидуальные консультации.

Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность

1. Повышение информированности родителей о качестве дополнительного образования. Развитие совместности.

2. Повышение информированности родителей о жизнедеятельности детского объединения.

3. Решение актуальных проблем жизнедеятельности детского объединения.

4. Развитие взаимопонимания детей, родителей и педагога.

5. Получение объективной информации, установление обратной связи с родителями.

6.Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

7.Улучшение микроклимата в семье.

8. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком).

9. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.

10. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.



































Методика «Наши отношения»

(составлена по кн.: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988) 
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения. Воспитаннику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть, выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:
1. Наш коллектив очень дружный и сплоченный.
2. Наш коллектив дружный.
3. В нашем коллективе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем коллективе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш коллектив назвать нельзя.
5. Наш коллектив недружный, часто возникают ссоры.
6. Наш коллектив очень недружный. Трудно заниматься в таком коллективе.
Другая серия утверждений позволяет выявить состояние
взаимопомощи (или ее отсутствие):
1. В нашем коллективе принято помогать без напоминания.
2. В нашем коллективе помощь оказывается только своим друзьям.
3. В нашем коллективе помогают только тогда, когда об этом
просит сам воспиттаник.
4. В нашем коллективе помощь оказывается только тогда, когда требует педагог.
5. В нашем коллективе не принято помогать друг другу.
6. В нашем коллективе отказываются помогать друг другу.
Обработка и интерпретация результатов.
Те суждения, которые отмечены большинством воспитанников, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного воспитанника показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.














Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
(подготовлена Л.Г. Жедуновой) 

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе. 
Ход проведения. Каждому воспитаннику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:

9  8  7  6  5  4  3  2  1


-Дружелюбие. 
-Согласие.   
-Удовлетворенность. Увлеченность. 
-Результативность .
-Теплота взаимоотношений.  Сотрудничество. 
-Взаимная поддержка. Занимательность.
 -Успешность.
-Враждебность.           
- Несогласие. 
-Неудовлетворенность.
 -Равнодушие .
-Нерезультативность. 
-Холодность взаимоотношений. 
-Отсутствие сотрудничества.
 -Недоброжелательность-
 -Скука.
 -Неуспешность.
Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.