СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальное обучение по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь найдёте рабочую программу по русскому языку (программа Баранова)  для индивидуального обучения в 8 классе. Программа рассчитана на 1 час

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное обучение по русскому языку 8 класс»

Пояснительная записка


Нормативная база


1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897

3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

4. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы (от 29 декабря 2014 г. № 2765-р)

5. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 30.08.2013 № 1015 (в редакции от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598)

6. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 №16440)

7. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

8. Устав ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлиинский Самарской области (утвержден Приказом министерства образования и науки Самарской области от 15.11.2011 г. №776-од)

9. Положение о рабочей программе ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлиинский Самарской области (принято на педагогическом совете протокол №3 от 18.11.2014 г)




Настоящая программа по русскому языку для индивидуального обучения в VIII классе создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-9 классы (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский // М.: Просвещение, 2010), рассчитанной на 102 часа.

Согласно учебному плану ГБОУ СОШ №2 им.В.Маскина на индивидуальное обучение русского языка в 8 классе выделен 1 час в неделю, т.е. 34 часа. Поэтому рабочая программа составлена на 34 часа. Сокращено на изучение тем следующее количество часов:


Функции языка в современном мире – 1 час.

Повторение изученного в V-VII классах – 6 часов.

Словосочетание – 1 час.

Простое предложение – 3 часов.

Второстепенные члены предложения – 5 часов.

Двусоставные предложения – 6 час.

Односоставные предложения – 7 часов.

Неполные предложения – 1 час.

Однородные члены предложения – 9 часов.

Предложения с обособленными членами – 13 часов.

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями – 8 часов.

Прямая и косвенная речь – 3 часа.

Повторение изученного в VIII классе – 5 часов.


Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. А также отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; содержание учебного предмета; требования к уровню усвоения; календарно-тематическое планирование.


Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.


Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.


Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) в программе изложено изолированно, но предполагается изучение этого раздела параллельно с языковыми темами курса на протяжении всего учебного года.

Речевая направленность усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т.д.) Предусматривается систематическая работа по орфоэпии.

Обучение по программе строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.


Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.


Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).









Тематическое планирование


Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Повторение изученного в V-VII классах.

2



Словосочетание

1



Простое предложение

1



Двусоставные предложения. Главные члены предложения

3


1

Двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения.

3



Односоставные предложения. Неполные предложения

4

1


Однородные члены предложения

3



Предложения с обособленными членами.

6


1

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.

3



Прямая и косвенная речь.

3

1


Повторение изученного в VIII классе.

1



Итого:

30

2

2










Календарно-тематическое планирование для индивидуального изучения уроков русского языка в 8 классе


урока

Тема урока

Кол. часов

Срок освоения

Требования к обязательному уровню освоения содержания


1-2

Повторение пройденного в 5-7 классах

Фонетика и графика. Орфография.

Морфемика и словообразование.

Лексика и фразеология.

Морфология. Строение текста. Стили речи.

2


Знать: изученные в 5-7 классах орфограммы, пунктуационные правила, словарные слова.

Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами; правильно расставлять знаки препинания; правильно производить все ранее изученные разборы.

3

Словосочетание

Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании

1


Знать: что такое словосочетание; его функция, виды словосочетаний по главному слову: глагольные, именные и наречные;

Уметь: составлять разные виды словосочетаний; определять вид словосочетания по главному слову; использовать в речи синонимические по значению словосочетания; составлять словосочетания с заданным видом связи; производить устный и письменный разбор словосочетания.

4

Простое предложение

Строение и грамматическое значение предложений

Интонация предложения.

Порядок слов в предложении. Логическое ударение

5

1


Знать: виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные; в русском языке порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное слово в предложении; основные элементы интонации - повышение и понижение высоты тона и паузы - и графические способы их обозначения.

Уметь: разграничивать односоставные и двусоставные предложения; определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении; выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам; выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении; составлять графическую интонационную схему предложения

5

Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения

Подлежащее.

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое



1


Знать: способы выражения подлежащего и сказуемого; правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде; основные элементы составного глагольного и именного сказуемого; способы выражения вспомогательного глагола и именной части; правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.

Уметь: находить подлежащее и сказуемое и определять их способы выражения; находить составное глагольное и именное сказуемое, определять способ выражения вспомогательного глагола и именной части; определять вид сказуемого; употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора тире;

6

Составное именное сказуемое

Выражение именной части составного именного сказуемого

1


7

Тире между подлежащим и сказуемым

Закрепление темы «Сказуемое»

1


8

Изложение

1


9

Второстепенные члены предложения

Дополнение.Определение.

3

1


Знать: виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство; правила постановки дефиса при приложении; виды дополнений и обстоятельств по значению.

Уметь: находить в предложении второстепенные члены предложения; определять их вид и способы выражения; употреблять дефис при приложении.

10

Приложение.

1


11

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом

1


12

Простые односоставные предложения

Основные группы односоставных предложений. Определенно-личные предложения

5

1


Знать: грамматическую основу односоставного предложения; группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные и назывные; синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Уметь: пользоваться двусоставными односоставными предложениями как синтаксическими синонимами; пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места; использовать в речи односоставные предложения.

13

Неопределенно- личные предложения.

1


14

Безличные предложения.

1


15

Назывные предложения. Понятие о неполных предложениях

1


16

Контрольный диктант

1


17-18

Однородные члены предложения

Понятие об однородных членах. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

3

2


Знать: что такое однородные члены предложения; что такое однородные и неоднородные определения; что такое обобщающее слово при однородных членах; правило постановки знаков препинания при однородных членах предложения, при однородных и неоднородных определениях, при однородных членах предложения с обобщающим словом;

Уметь: распознавать однородные члены предложения, однородные и неоднородные определения, обобщающие слова при однородных членах и произносить их с соответствующей интонацией, составлять графические схемы; правильно расставлять знаки препинания при однородных членах, при однородных членах с обобщающим словом;

19

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

1




20-21

Предложения с обособленными членами предложения

Обособленные определения и приложения

Обособленные определения, выраженные причастными оборотами

7


2


Знать: что такое обособление; правила обособления определений, приложений, обстоятельств, уточняющих членов предложения; виды определений, приложений, обстоятельств, уточняющих членов предложения;

Уметь: интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении; выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, определениями, приложениями, показывать графически интонацию обособления; распространять обособленные члены в речи;

22

Особенности обособления приложений

1


23-24

Обособленные обстоятельства

2


25

Понятие об обособлении уточняющих членов предложения.Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания

1


26

Изложение

1



27

Обращения, вводные слова и междометия

Обращение и знаки препинания при нем.

3

1


Знать: что такое обращение, вводные слова и конструкции, междометие; способы выражения обращения, вводных слов и конструкций, междометий; правила выделения обращений, вводных предложений и конструкций, междометий;

Уметь: интонационно правильно произносить и расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами, междометием; обнаруживать в тексте слова, не являющиеся членами предложения, определять способы их выражения

28

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них

Предложения с междометиями

1


29

Вставные конструкции

1



30

Прямая и косвенная речь

Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них. Диалог

4

1


Знать: что такое чужая речь, прямая и косвенная речь, диалог, цитата; способы передачи чужой речи и цитирования; структуру предложения с чужой, прямой и косвенной речью; правило постановки знаков препинания с чужой, прямой и косвенной речью, при диалоге и цитировании;

Уметь: интонационно правильно произносить предложения с чужой речью; распространять комментирующую часть предложений с чужой речью; разграничивать предложения с прямой и косвенной речью; заменять прямую речь косвенной; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с чужой речью;

31

Предложения с косвенной речью. Цитаты и знаки препинания при них.

1


32

Способы передачи чужой речи

1


33

Контрольная работа

1


34

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

1











Раздел II. НОРМЫ ОЦЕНКИ
ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 – 2 ошибки

«3»

3 – 4 ошибки

«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.

Критерии оценки орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.


II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность и логичность изложения;

- правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение




Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.























Требования к уровню подготовки учащихся

за курс русского языка 8 класса


К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

  • составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;

  • пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации

Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложениях

  • с однородными членами,

  • при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения,

  • в предложениях с прямой и косвенной речью,

  • при цитировании, обращении,

  • при междометиях, вводных словах и предложениях.

Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии

Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи

Определять тип и стиль текста.

Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников.

Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.



Учебно-методические средства обучения учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Учебники
  1. Русский язык.8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др.. – М.: Просвещение, 2010


Методические пособия для учителя
  1. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2011.

  3. Жердева Л.А. Сборник диктантов по русскому языку для 8класса / Л.А.Жердева. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.

  4. Русский язык. 5 – 9 классы: современные диктанты / авт.-сост. О.А.Дюжева. – Волгоград: Учитель, 2012.

  5. Сиднева И.В. Карточки для проверки орфографии и пунктуации. 5 – 11 классы. – М.: АРКТИ, 2002.


Контрольно-измерительные материалы
  1. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Девятова Н.М. Русский язык. 8 класс. 52 диагностических варианта / Н.М.Девятова, Е.Ю.Геймбух. – М.: Национальное образование, 2011.

  3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010.


Пособия для подготовки к ОГЭ
  1. Сенина Н.А. Тематические тесты. Подготовка к ОГЭ. – Ростов-на-Дону, Легион, 2014

  2. Петрова Е.В. Русский язык. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 8 класс / Е.В.Петрова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.


Образовательные ресурсы интернета

1. http://lit.1septemder.ru

2. http:// www.saharina.ru

3. http://www.ug.ru

4. http://vschool.ru

5. http:// www.ege.ru

6. http://oso.rcsz.ru

7. http://ege.edu.ru

8. http://litera.edu.ru

9. http://www.rvb.ru

10. http://www.bibliogid.ru

11. http://www.likt590.ru/projekt/muzeum/

12. http://www.feb-web.ru

13. http://slova.org.ru

14. http://www.aleksandrpushkin.net.ru

15. http://www.lermontov.org.ru

16. http://www.levtolstoy.org.ru

17. http://www.antonchehov.org.ru

18. http://www.olimpiada.ru

19. http://www.unk.future4you.ru

20. http://www.eidos.ru/olimp/

21. http://www.it-n.ru

22. http://www.setilab.ru

23. http://www.edu.ru

24. http://www.humanities.edu.ru/

25. http://zdd.1september.ru

26. http://www.megabook.ru

27. http://www.slovari.ru

28. http://dic.academic.ru

29. http://www.edic.ru






19