критерии | Самооценка | Оценка учителя |
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий | | |
Учащиеся должны знать определения орфографических и ипунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. | | |
речевая деятельность: |
аудирование: |
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; | | |
выделять основную мысль, структурные части исходного текста; | | |
чтение: |
владеть техникой чтения | | |
выделять в тексте главную и второстепенную информацию | | |
разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; | | |
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста | | |
владеть ознакомительным и изучающим видами чтения | | |
прогнозировать содержание текста по заголовку названию параграфа учебника | | |
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; | | |
правильно расставлять логические ударения, паузы | | |
выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух | | |
говорение: |
доказательно отвечать на вопросы учителя | | |
подробно и сжато излагать прочитанный текст сохраняя его строение, тип речи | | |
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации; | | |
письмо: |
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи | | |
создавать письменные высказывания разных типов речи; | | |
составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма | | |
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания | | |
делить текст на абзацы | | |
писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного) | | |
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста | | |
выражать свое отношение к предмету речи | | |
находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста | | |
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.) | | |
исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении | | |
фонетика и орфоэпия: |
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику | | |
различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы; | | |
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова | | |
находить в художественном тексте явления звукописи | | |
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; | | |
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем; | | |
графика | | |
правильно произносить названия букв русского алфавита; | | |
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями | | |
проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова; | | |
морфемика | | |
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова | | |
подбирать однокоренные слова с учетом значения слова | | |
учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; | | |
пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов | | |
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах | | |
лексикология и фразеология: | | |
| | |
| | |
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.