ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Для воспитанника: Авдеевой Полины.
Возраст ребенка: 5 лет.
Цель индивидуального маршрута: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности, повышение самооценки, уверенности в себе.
Задачи: учить ребенка нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы; развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности; воспитывать у ребенка эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.
Краткая характеристика ребёнка
Девочка активна, любознательна, самостоятельна. Обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением. У девочки богатый словарный запас, она легко запоминает и с выражением читает стихи, пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки, предает содержание мультфильмов и кинофильмов. Любит и умеет рисовать, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения. Девочка с удовольствием рисует животных, хорошо изображает различные сюжеты, чётко и правильно прорисовывает человека, людей в движении. Рисунок изображает по всему листу, соблюдая пропорции. Адекватно реагирует на замечания взрослого, старается исправить ошибки. Рисование помогает девочке сочинять, воображать, рассказывать, самореализовываться в творчестве.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю (четверг – 2 половина дня)
ПЛАН: сентябрь 2016г. - май 2017г.
| Тема | Задачи |
Сентябрь | Волшебные бабочки. | Упражнять в технике рисовании по-сырому (предметная монотипия). Использовать пятна и цвета горизонтальной симметрии как средство выразительности образа бабочки. |
Осенний букет. | Познакомить с техникой пластилинографии, показать некоторые способы её выполнения (налеп, растяжка). Выполнить композицию на цветном картоне. |
Яблочки не простые – наливные. | Учить рисовать яблоки на ветке в технике тычкования полусухой жёсткой кистью. Закреплять умение наносить один слой краски на другой. |
Ягодка – малинка. | Познакомить с техникой мозаичного рисования ватными палочками. Учить рисовать ягоду цветными точками, оставляя между ними просветы тёмного фона (эффект выложенной мозаики). |
Октябрь | Золотая осень. | Познакомить с техникой печатания листьями - «эстамп». Создание в данной технике осеннего пейзажа. |
Что нам осень подарила. | Продолжать знакомить с жанром живописи — натюрмортом. Совершенствовать умение рисовать овощи, фрукты различными изобразительными средствами - восковыми мелками, пастелью, фломастерами. |
Осень на опушке краски разводила… | Совершенствовать умение передавать в рисунке красоту осеннего лиственного леса. Тампонирование листвы поролоном. |
Разноцветные зонты | Познакомить с новым методом – печатанью по трафарету (внутреннему и внешнему). Развивать чувство ритма. |
Ноябрь | Ежик готовится к зиме. | Формировать умение изображать ежика углем, передавая строение его туловища. Совершенствовать умение вести линии в нужном направлении. |
Волшебное зеркало. | Познакомить с техникой рисования на фольге путём выдавливания рисунка («гравирование», или «чеканка»). Украсить узором рамку зеркала. Развивать чувства ритма, эстетический вкус. |
Деревья смотрят в лужи. | Продолжать учить технике кляксография. Закрепить навыки рисования по сырому. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. |
Дымковская мастерская. | Упражнять в технике рельефной лепки и пластилинографии - украшение готовой формы по мотивам дымковской росписи. Развивать цветовосприятие. |
Декабрь | Ночью падал первый снег. | Продолжать обучать приемам работы в технике рисования свечой и акварелью |
Снегири прилетели | Учить рисовать снегирей в технике «батик». Вызвать эмоциональный отклик на произведения поэзии, описывающие птиц. |
Белая сказка зимы. | Закреплять умение рисовать в к технике «эстамп»: печатание листиками пекинской капусты деревьев, композиционно располагая их на листе бумаги. Использовать белую гуашь и темный фон как средство выразительности образа заснеженного леса. Дорисовка дополнительных деталей кистью. |
Новогодняя красавица. | Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования вилкой (елка) и печатания штампом из картофеля (елочные игрушки). Совершенствовать умение работать в разных техниках. |
Январь | Город снеговиков. | Продолжать знакомство с техникой набрызг Учить использовать белый цвет как выразительное средство передачи сказочной «снежной» атмосферы и колорита (рисование белой гуашью снежных домиков в городе снеговиков и их хозяев). Развивать творческую фантазию и воображение. |
Морозные узоры | Закреплять умение рисовать свечой и акварелью, использовать простой карандаш для выполнения предварительного наброска. Развивать творческую инициативу. |
Волшебная птица. | Совершенствовать навыки рисования ладошкой. Закрепить умение смешивать краску на палитре. |
Полярное сияние | Учить передавать образа красивого природного явления путём комбинирования техник и средств изображения: сполохи полярного сияния — пастелью; снега, льда - пластилином. |
Февраль | Снежинки. | Учить передавать образ снежинок через использование техники набрызг по трафарету. |
Веселые человечки. | Познакомить с техникой рисования веревочкой. Учить передавать в рисунке силуэт человека в движении. |
Пингвины на льдине. | Продолжать учить пользоваться поролоновыми тампонами, наносить оттиск на бумагу с помощью трафарета. |
Весёлый снеговик | Закреплять знакомые приёмы работы в технике пластилинографии, показать способы смешивания пластилина разных цветов для получения необходимых оттенков. Формировать цветовосприятие. |
Март | Букет для мамы. | Совершенствовать умение рисовать цветы мимозы ватной палочкой в технике тычка. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира. |
Золотая рыбка. | Учить обводить пальцы руки простым карандашом, дорисовывать необходимые детали для создания образа рыбки |
Весенняя капель. | Познакомить с техникой рисования штрихом. Учить передавать выразительный образ весеннего явления – капели, зигзагообразной штриховкой. Закреплять навыки рисования карандашом, развивать умение регулировать силу нажима. |
Ранняя весна. | Упражнять в технике рисовании по-сырому (предметная монотипия), передавая состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие, умение пользоваться акварельными красками |
Апрель | Комнатные цветы. | Продолжать знакомить с техникой штампование (оттиск картофелем). |
Знакомитесь - динозавр. | Совершенствовать навыки рисования при помощи ладошки. Закрепить технику рисования пальцами. Развивать фантазию, творческую активность в выборе формы, цвета, дополнительных элементов. |
Космические корабли будущего. | Познакомить с техникой рисования «граттаж» (процарапывание рисунка заострённой палочкой). Формировать умение получать четкий контур рисуемого объекта. |
В некотором царстве, подводном государстве. | Совершенствовать умение детей рисовать в технике «батик». Изображение различных водорослей, медуз, рыб разной величины. |
Май | Белая черемуха под окном качается… | Закрепить умение рисовать ветку черемухи способом тычка. Формировать чувство композиции и ритма. |
Праздничный салют Победы | Продолжать знакомить с техникой рисования «граттаж». Развитие творческой фантазии, самостоятельности. |
Носит одуванчик разный сарафанчик… | Учить передавать выразительный образ одуванчиков через использование различных техник: набрызг по трафарету (пушистые шарики семян), рисование ватными палочками (стебли одуванчиков). Дорисовка деталей кистью или пастелью (зубчатые листья цветов, травяная лужайка и т. п.). |
Мой маленький друг. | Продолжать знакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. |
ПЛАН: сентябрь 2016г. - май 2017г.
| Тема | Задачи |
Сентябрь | Над лесами, над рекой Семицветный мост дугой. | Учить изображать радугу поролоновым валиком. Закрепить умение последовательно наносить на валик несколько цветов гуаши. |
Волшебная лужайка. | Учить рисовать цветущую лужайку комбинируя различные техники и материалы (кисть, восковые мелки, пастель). |
Овощи герои сказок. | Продолжать учить смешивать цвета на палитре. Познакомить с новой техникой рисование по мятой бумаге. Развивать образное восприятие, чувство цвета. |
Натюрморт с арбузом. | Продолжать знакомить с жанром натюрморта. Научить изображать натюрморт с арбузом используя технику трафарет и тычок. Развивать творческую активность. |
Октябрь | Дары садов. | Продолжать совершенствовать технику по сырому с отражением. Учить определять место предметов в натюрморте, передавать характерные особенности предметов. Развивать чувство композиции. |
Яблоневый сад осенью. | Закреплять представление о пейзаже. Подготовить фон для будущего рисунка в технике «кляксография». Дать возможность самостоятельного выбора средств для изображения пейзажа (кисть, пастель, сангина, уголь). |
Золотая береза. | Закреплять умение работать в технике «рисование свечей». Учить передавать в рисунке характерные особенности березы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени. |
Украшение подноса узорами рябины. | Учить составлять узор из рябины в круге. Закрепить приемы печатания пальцем, добиваясь четкого оттиска. Учить рисовать листья пальцами. |
Ноябрь | Ветка рябины в вазе. | Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости, при использовании нетрадиционных техник. Развивать творчество, фантазию при выборе изобразительного материала |
Вечерний город. | Учить рисовать многоэтажный дом в технике «батик». Развивать умение передавать в рисунке архитектурное строение здания. Формирование чувства цветосочетания |
Ёжик в ельнике. | Развивать умение рисовать штрихами: хвою молодой ёлочки — короткими отрывистыми, иголки ежа — неотрывными зигзагообразными в несколько рядов. Учитывать пропорцию между предметами. |
Первый снег. | Рисование дерева без листьев у берега замерзающего озера в технике пейзажной монотипии. Выбор приёмов и материалов для изображения снега (кисть, губка; техника «набрызг»), а также их сочетание. Развивать чувство композиции. |
Декабрь | Аленький цветочек | Экспериментирование с цветной пряжей: создание образа сказочного сверкающего цветка из обрезков ниток на бархатной бумаге. Развитие мелкой моторики рук. |
Пестрые кошки. | Продолжать учить рисовать ватными палочками. Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие. |
Новый год в лесу. . | Развивать умение работать в технике пластилинографии Изготовление пейзажной композиции (пушистые зелёные ёлочки в зимнем наряде). |
Хлопушка -новогодняя игрушка. | Закреплять умения работать с фольгой в технике гравирования: рисование узора на силуэте хлопушки по собственному замыслу. Развивать творческого воображения. |
Январь | Волшебное растение. | Учить передавать образ фантастического растения гуашью белого, «золотого», «серебряного» цветов, используя разные материалы (веерная и тонкая кисти, ватные палочки, губка). Развивать творческое воображение. |
Кто живет в зимнем лесу. | Учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении. Закреплять навыки использования разного материала при изображении шерсти дикого животного (поролон, трубочка, вилка) Развивать творческое воображение |
Ветка ели с шишками. | Учить передавать образ заснеженной ветки ели в технике пластилинографии. Развивать мелкой моторики рук. |
А в Африке, а в Африке… | Закреплять умение рисовать ладошкой, передавая характерные особенности внешнего вида животных. Развивать умение наносить вилкой штрихи и отпечатки, имитирующие шерсть животных. |
Февраль | «Дремлет лес под сказкой сна...» | Закреплять навыки рисования в технике «граттаж» . Развивать умение выстраивать композицию пейзажа, передавать колорит вечернего зимнего леса. |
Жар-птица. | Закреплять навыки работы с фольгой: украшение перьев Жар-птицы в технике гравирования. |
В синем море, в белой пене.. | Воспитывать интерес к книге и книжной графике. Поощрять самостоятельный выбор материалов для придания образу моря большей выразительности (губка, зубная щетка). |
В цирке | Учить рисовать фигуру человека в одежде. Свободный выбор материалов для печатания (катушки из-под ниток, пробки, пластиковые колпачки...). Создание выразительной композиции клоуна-жонглёра. |
Март | Портрет моей мамы | Дать детям знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Учить отображать особенности внешности (цвет волос, глаз, причёска). Развивать навыки рисования восковыми мелками, пастелью. |
Кружевные шляпы | Познакомить с искусством ажурного вязания и плетения. Учить передавать в рисунке особенности ажурного узора, сочетая плотные его части с лёгкой воздушной сеткой. Развивать навыки рисования фломастерами, гелевыми ручками. |
Голуби на крыше. | Совершенствовать навыки рисования в технике – печать по трафарету. Развивать чувство цвета и композиции. |
Расцвели подснежники | Учить рисовать подснежники восковыми мелками и пастелью, обращая внимание на склонённую головку цветка. Развивать цветовосприятие. |
Апрель | «Уж верба вся пушистая...» | Упражнять в рисовании «по-сырому», развивать технический приём работы с гуашью путём вливания цвета в цвет. Передача выразительного образа веточки вербы с мохнатыми почками. |
Таинственный космос. | Учить создавать коллаж. Подготовка фона для будущей композиции в технике кляксографии. |
Таинственный космос (продолжение). | Учить рисовать с помощью пузырчатой пленки, самостоятельно выбирать изобразительные средства (акварель, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры). Развивать творческие способности и фантазию в изображении разных планет. |
Морское царство. | Продолжать учить рисовать в технике цветной «граттаж». Упражнять в передаче формы и пластики обитателей моря. Развивать фантазию, творческую инициативу. |
Май | Весеннее настроение. | Продолжать учить рисовать пейзаж, передавая строение деревьев, создавать многоплановую композицию. Совершенствовать умение пользоваться различными материалами для создания выразительного образа цветущего сада (восковые мелки, пастель, поролон). |
Праздничный салют в городе. | Совершенствовать навык рисования в технике «батик». Учить передавать в рисунке строения городской улицы и выразительного образа салюта в вечернем небе. |
Одуванчики в траве. | Закреплять навыки рисования штрихами полусухой жёсткой кистью: прямыми — при рисовании жёлтой головки цветка, и короткими вертикальными («выбивание») - при изображении пушистой белой головки одуванчика. |
Домик для гномика. | Учить самостоятельно придумывать и изображать волшебный дом, при помощи разных техник рисования. Развивать воображение, фантазию. |
Результаты индивидуальной работы: результативное участие в конкурсах различных уровней; тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.
Рекомендации родителям: рекомендовать родителям дополнительные занятия в изостудии, в школе искусств; посещение выставок, художественной галереи.
Диагностика и критерии результативности развития художественных способностей ребенка
На первом этапе используется методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной
«Неоконченный рисунок»
Цель: Определение уровня развития творческих способностей.
Материалы: лист бумаги с изображением 12-ти кружков, не касающихся друг друга (расположены в 3 ряда по 4 кружка); лист бумаги, с неоконченным рисунком собаки, повторяющийся 12 раз; простые карандаши.
Ребенку предлагалось: в первой серии: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы; во второй серии последовательно дорисовать образ собаки, так, чтобы каждый раз это была разная собака.
Оценка результатов:
0-4 балла–очень низкий результат;
5-9 баллов – низкий;
10-14 баллов – средний;
14-18 – высокий;
19-24 – очень высокий.
Подсчитывается, сколько кружков ребенок превратил в новые образы, сколько нарисовал разных собак. Результаты, полученные за 2 серии, суммируются.
Диагностика и критерии результативности развития художественных способностей ребенка