Индивидуальный образовательный маршрут
учащейся детского объединения «Волшебная мастерская»
на 2023-2024 учебный год
Составила
Касьянова Светлана Львовна
Педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему.
Индивидуализированное образование дает возможность для развития детской одаренности и осуществимо с помощью индивидуального образовательного маршрута обучения.
Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся, позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала, учащегося в системе дополнительного образования.
Фамилия, имя ребенка – !!!
Возраст –7лет
Вид одарённости – художественно-эстетическое направление
Склонности – живопись
Форма работы – индивидуальная работа
Участники сопровождения: педагог дополнительного образования, родители ребенка.
Характеристика на учащуюся:
Развитие ребёнка соответствует норме. Девочка очень активна, любознательна. По наблюдениям часто ставит перед собой сверхтрудные цели, проявляя упорство и настойчивость в достижении результата.
Девочка достаточно сложного и противоречивого характера, она очень ранима и не уверена в себе, часто нуждается в похвале и одобрении взрослых, ревностно относится, когда хвалят другого ребёнка. Она обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением, у девочки богатый словарный запас, ярко выраженная способность к словотворчеству и своеобразное чувство юмора.
Любимым занятием является рисование. Девочка с удовольствием рисует животных. Очень нравится ей рисовать абстрактные рисунки, перетекание цветовых пятен из одного в другое. Наблюдая за ней, можно сделать вывод, что она не столько рисует, сколько экспериментирует, ищет что-то новое. Рисуя, она использует различные техники и материалы. Рисование помогает девочке сочинять, воображать, рассказывать, самореализовываться в творчестве.
Социальная характеристика семьи. Полная семья. В семье созданы все условия для полноценного развития ребенка.
Запрос родителей: художественно-эстетическое развитие ребенка.
Срок реализации индивидуального маршрута – 9 месяцев (сентябрь 2023 г. – май 2024 г.)
Периодичность занятий — 1 раз в неделю.
Цель сопровождения: развитие и реализация художественных и творческих способностей учащейся.
Задачи:
-учить ребенка нетрадиционным техникам рисования, применять нетрадиционные и традиционные способы рисования
-развивать творческие способности ребёнка в изобразительной деятельности.
-повысить самооценку, уверенность в себе.
Возможные риски
Высокая загруженность ребёнка в кружках
Ожидаемый результат:
-сформированность художественных навыков ребенка;
- самореализация ребенка через активное участие в конкурсах детского художественного творчества, оформление выставок творческих работ.
Реализация индивидуального маршрута: методы и приемы
1. Игровые: игры и упражнения на развитие воображения, фантазии, творческого мышления.
2. Практические: задания, с применением нетрадиционных техник изображения (в рисовании, лепке).
3. Словесные: беседы с ребенком о жанрах, видах изобразительного искусства.
4. Технология сотрудничества с педагогом, со сверстниками.
5. На занятиях используется метод творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.
Форма работы с родителями: консультации, практикум, беседы.
Форма работы: цикл индивидуальных занятий по развитию
познавательных, творческих способностей, работа с родителями.
Система работы
Индивидуальный план работы с одарённым учащимся
Месяц | Тема | Кол-во часов | Задачи |
Сентябрь | «Незаконченные рисунки» | 1 | Выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных способностей, активность процесса воображения. |
| «Нарисуй картинку» методика П. Торренса | 1 | Выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных способностей. |
| Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры» | 1 | Проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций, оригинальность мышления. |
| «Радуга-дуга» - рисование по сырому. | 1 | Познакомить с возможностями акварельных красок. Учить рисовать по сырому. (Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга.) |
Октябрь | Тема «Наш добрый друг - художник круг». | 1 | Привить навыки «быстрого рисования» с использованием шаблона- заготовки развить зрительную наблюдательность и изобразительную фантазию. Чтение познавательной литературы. |
| Тема «Стилизация» | 1 | Развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные отличительные черты |
| Участие в выставке детского рисунка «Осенние фантазии» | 1 | Создание условий для формирования интереса к миру природы. Содействие выявлению и развитию творческих способностей посредством формирования эстетического вкуса, умения видеть красоту окружающего мира. |
| «Осенний парк» - техникой монотипия | 1 | Познакомить с техникой монотипия: Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья. |
Ноябрь | «Нарисуй музыку» - задание - упражнение | 1 | Развитие психических процессов, развитие мелкой моторики рук. |
| Тема «Рисование пластилином». | 1 | Упражнять в технике рельефной лепки и пластилинографии |
| Участие в конкурсе рисунков «Моя мама». | 1 | Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков Совместные проекты исследовательской деятельности. |
| «Букет» пластилинография. | 1 | Закреплять знакомые приёмы работы в технике пластилинографии, показать способы смешивания пластилина разных цветов для получения необходимых оттенков. Формировать цветовосприятие. |
Декабрь | «Заиндевелое дерево» - рисование восковыми мелками | 1 | Развитие фантазии, воображение:Стоит в зимнем лесу дерево — не шелохнется. (Рисуем дерево восковым мелком.) В утренние часы дерево окутано голубой дымкой (красим рисунок нежно-голубой краской), солнечным днем залито светом (красим рисунок желтой краской), а ночью погружено в таинственный полумрак (работаем фиолетовой краской). |
| Выставка рисунков, поделок «Уголок моей страны» | 1 | Развивать творческое воображение в процессе поиска и придумывания различных нетрадиционных техник при изготовлении поделок. |
| Тема: «Композиция» | 1 | Развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные отличительные черты. |
| «В царстве Нептуна» | 1 | Совершенствовать умение детей рисовать в технике «батик». Изображение различных водорослей, медуз, рыб разной величины. |
Январь | Тема: «По мотивам любимых сказок». | 1 | Развитие восприятия, воображения. |
| Диагностическое задание «Нарисуй какой хочешь узор» | 1 | Проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы. |
| Творческое задание «Зимушка-Зима» | 1 | Учить создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать силуэт женщины в длинной шубе; учить изображать мех и хвою елки штрихами. |
| Игра: «Морозные узоры». Цветные ниточки | 1 | Развивать интерес к рисованию. (Возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в белый цвет, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернем лист — получили интересный узор. Оформить выставку: «Морозные узоры» |
Февраль | Игра «Несуществующее животное» - ТРИЗ | 1 | Развитие фантазии, воображение. |
| Открытки к праздникам: 23 февраля, 8 марта-творческое задание. | 1 | Развивать склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами. |
| Творческое задание «Нарисуем портрет папы» | 1 | Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков |
Март | Творческое задание «Нарисуем портрет мамы» | 1 | Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков |
| «Жар-птица» | 1 | Закреплять навыки работы с фольгой: украшение перьев Жар-птицы в технике гравирования. |
| Участие в конкурсе рисунков «Народные приметы» | 1 | Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков |
| Участие в конкурсе рисунков «Пасхальные шедевры» | 1 | Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков |
Апрель | «Полет в космос». - техника граттаж | 1 | Познакомить с техникой граттаж (процарапывание воскового слоя, покрытого сверху краской.) Развитие представления о композиции |
| Оформление работы к выставке «Тот цветущий и поющий яркий май». | 1 | Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков. |
| Участие в выставке детского рисунка «Палитра красок27» | 1 | Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков |
| «Зоопарк» - рисование с использованием разнообразных | 1 | Познакомить с техниками рисования гофркартоном, ватными дисками, набрызгом, по клейстеру Развитие представления о композиции. |
Май | «И плывут по небу облака» - рисование на сырой бумаге | 1 | Формирование представлений об образно-выразительных средствах. (Рисуем облака по сырой бумаге. Затем обсуждаем, на что же похожи облака на рисунках). |
| Творческое задание «Скоро лето» | 1 | Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности. |
| «Нарисуй картинку» методика П. Торренса | 1 | Выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных способностей. |
| «Незаконченные рисунки» | 1 | Выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных способностей, активность процесса воображения. |
| Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры» | 1 | Проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций, оригинальность мышления. |
Участие в конкурсах 2023-2024 год
№ | Название конкурса | Уровень | Результат |
1 | "Народные приметы" | международный | I место |
2 | «Пасхальные шедевры» | всероссийский | 1 место |
3 | «Уголок моей страны» | международный | I место |
4 | «Палитра красок27» | краевой | Свидетельство участника |
5 | «Тот цветущий и поющий яркий май» | районный | III место |
6 | «Мои домашние животные» | районный | 1 место |
7 | «Конституция глазами детей» | Всероссийский | 1 место |
8 | «Мой папа самый лучший» | Всероссийский | 1 место |
9 | «Любимая мама» | Всероссийский | 1 место |
| | | |
Целевые ориентиры:
по итогам работы - запланированные практические задачи привели к ожидаемому результату:
1. Участие в творческих конкурсах;
2. Использование ребенком нетрадиционных техник изображения в рисовании, лепке;
3. Повышение познавательного интереса к рисованию, лепке;
4. Желание к самостоятельной работе.
Рекомендации родителям: посещение выставок, художественной галереи. В дальнейшем предполагается продолжить индивидуальную работу по развитию художественных способностей ребенка.