Индивидуальный план повышения профессионального уровня
в межаттестационный период учителя биологии МБОУ «Шадчинская средняя общеобразовательная школа»
Мамадышского муниципального района РТ
Шавалиевой Рафиды Рашитовны на 2017-2022 г.
1. Пояснительная записка
Образование: высшее, закончила в 1983 году Казанский государственный педагогический институт по специальности – биология.
Курсы повышения квалификации: «Актуальные подходы к преподованию биологии и химии и совершенствование профессиональных компетентносей в условиях внедрения ФГОС »,2013
Проблема школы: «Современные подходы к организации образова-тельного процесса в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов»
Индивидуальная тема : “Метопредметные связи и пути их реализации при обучении биологии, химии”
Ведущие идеи:
-личностный подход;
-успешность и преемственность обучения и воспитания;
-гуманизация отношений;
-экологическое образование и воспитание;
-практическая направленность обучения;
-дифференциация обучения
Цель: создать условия для формирования метапредметных, предметных и личностных компетентностей учащихся вусловиях введения ФГОС
Задачи:
дальнейшее внедрение в педагогическую практику современных образовательных технологии с целью повышения качества образования;
моделирование новых «мест», где организована образовательная деятельность (разработка и внедрение новых рабочих программ, проектов);
совершенствование системы оценки качества ирезультатов образования;
развитие предметных и метапредметных компетентностей у учащихся с учетом их возрастных особенностей;
повышение результативной деятельности учащихся посредством использования эффективных форм совместной деятельности;
создание новой методической темы и дидактической базы преподавания с учетом новых стандартов.
Перечень вопросов по самообразованию:
изучение психолого-педагогической литературы;
разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
проектная и исследовательская деятельность;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсовете, участие в конкурсах, семинарах, конференциях.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная
Ожидаемые результаты: повышение качества обучения; рост мотивации и творческого потенциала обучающихся.
2. Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 2.Изучение нормативно-правовых документов МО и МП ТР, МОРФ, концепции ФГОС среднего звена 3.Изучение и использование педагогических технологий: ИКТ, тесты, разноуровневое обучение, личностно- ориентированное обучение, учебный проект; Здоровьесберегающие интерактивные технологии. 4.Изучение примерных программ и разработок уроков в рамках ФГОС 5.Изучение статей и презентаций по подготовке к ЕГЭ и ГИА по биологии, химии 6. Повышать квалификацию на курсах для учителей биологии | 2017- 2019 регулярно
регулярно
регулярно регулярно |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по биологии. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения биологии. 3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей естественно – математи-ческого цикла. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, на семинарах. 10. Выступать с докладами по теме самообразования.
11.Выступить с творческим отчётом о своей работе на августовском секционном занятии учителей биологии. | регулярно регулярно регулярно ежегодно регулярно
регулярно регулярно 2017-2018 2017-2020 2020-2022 |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по биологии, педагогике и психологии. 3. Пополнять страничку своего сайта | регулярно регулярно регулярно |
Охрана здоровья | 1.Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. | регулярно регулярно |
3. Основные этапы работы по самообразованию:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2017-2019 | 1.Выступление на заседании школьного МО учителей естественного цикла. 3.Изучение литературы: 1).Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии.- М.:, 2006. 2).Биология. Современный курс; Пособие для поступающих в вузы/ Под ред. П.А. Леканта.- М.: ООО «Издательство «Новая волна».2005». |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2017-2018 | 1.Выступление на заседании школьного МО учителей естественного цикла |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2019-2022 | 1.Выступление на заседании педагогического совета по теме: «Развитие навыков использования учащимися ИКТ на уроках биологии для учебного успеха». 2.Открытые уроки на муниципальном уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2021-2022 | 1.Выступление на заседании районного МО учителей естественного цикла по теме «Обновление биологического образования в контексте перехода на новый учебный план». 2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Мастер-класс «Использование ЭОР на уроках биологии» 4.Консультативная помощь учителям и учащимся. 5. Пополнять страничку своего сайта. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2021-2022 | 1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок» 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте |
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
Изучить литературу по данной проблеме:
1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
3. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
4. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
5. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя биологии»
6. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках биологии и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
Творческое сотрудничество с учителем информатики по вопросам работы в программах: Графический редактор "Paint",редактора электронных таблиц Microsoft Excel, Mikrosoft ofisse Poyer Point.
4. Участие в системе школьной методической работы:
Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
Участие в заседаниях ШМО естественного цикла, педагогических советах.
Практические выходы (доклады, рефераты) – на районной секции учителей биологии, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.
Предполагаемые результаты самообразования
Повысить качество преподавания предмета до 80%.
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.