Индивидуальный план по самообразованию
учителя - логопеда ДОУ
на 2015-2016 учебный год.
Сведения о себе:
Ф.И.О. _________________________________________
Год и место рождения: ________________________________________
Образование: высшее, ___________________________________________-.
Год окончания: _____________-г.
Специальность по диплому: учитель – логопед.
Место работы: МАДОУ «_____________________________________».
Должность: учитель – логопед.
Общий стаж: ___ лет; педагогический стаж: ____ лет; стаж в данной должности: ____ лет.
Квалификационная категория: высшая.
Дата присвоения: ___________ 20___.
Курсы повышения квалификации:
Курсы повышения квалификации для педагогов детских садов по теме: «__________________________________________», название вуза, _____ ак. ч, удостоверение № __________ от _________________ г.
Методическая тема: Стимулирование речевой активности посредством развития мелкой моторики руки.
Сроки разработки темы: с 2012 года по 2017 год
Цель самообразования:
повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний;
Разработать перспективный план работы с детьми;
Провести диагностику на начало и конец учебного года;
Организовать работу кружка по теме, создать рабочую учебную программу;
Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;
Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;
Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;
Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.
Обоснование выбранной темы.
Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.
Инструментом стимулирования речевого развития является работа по совершенствованию моторной сферы ребенка: общей и мелкой.
Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).
Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.
План самообразования.
Профессионально-педагогическая деятельность.
№ | Содержание работы | Сроки |
-
| Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка. | Начало учебного года |
-
| Организация образовательного процесса. | | В теч. года |
-
| Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО. | В течение года |
-
| Он-лайн консультирование родителей по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя - логопеда, сайта детского сада на портале Электронное образование, он – лайн занятиях факультатива «Рука в руке» для детей с ОВЗ, в личной переписке. | В течение года |
-
| Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам. | По плану ДОУ |
-
| Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте, русскому языку, литературному жанру | В течение года |
-
| Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы. | В течение года |
-
| Консультации для родителей: групповые и индивидуальные: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной» | В течение года |
-
| «Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты. | В течение года |
-
| Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника | В течение года |
-
| Семинары - практикумы «Методы и приемы развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка» | Сентябрь, январь, май |
-
| «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек. | В течение года |
-
| «Профилактика дисграфии у детей 5-7 лет» - подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики | В течение года |
-
| Реализация проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями | В течение года |
-
| Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария и проведение выпуска детей из логопедической группы, обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий учебный год | Апрель |
-
| Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка. | В течение года |
-
| Участие в республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей для РТ» с конкурсной работой «Программа стимулирования речевой активности ребенка посредством развития мелкой моторики руки» в номинации «Дошкольное образование». | Октябрь |
-
| Участие в работе РМО учителей-логопедов | По плану РМО |
-
| Наличие, ведение, обновление персонального сайта | Постоянно |
-
| Занятия он – лайн факультатива «Рука в руке» для детей с ОВЗ в системе Электронное образование в РТ | Постоянно |
-
| Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ, начальной школой, другими социальными институтами, сопровождающими развитие ребенка по теме. | В течение года |
Методическая работа.
Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам. | Постоянно |
21 | Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; Приказ Минобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; Примерная основная образовательная программа ДОУ «Детский сад №111» под ред. Е.Г. Юдиной. | Начало года, регулярно |
| Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда на 2015 – 2016 учебный год | Сентябрь |
| Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов. | В течение всего периода |
| Разработка программы коррекции на учебный год. | Начало года |
| Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек. | В течение года |
| Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами: «Сегодня на занятии», «Наши ловкие пальчики», «Пальчики умеют говорить», «Речь и движение». | В течение года |
| Разработка сценариев совместных мероприятий с детьми и их родителями в рамках проекта «Рука в руке». | В течение года |
| Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов. | По плану |
| Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы. | В течение года |
| Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной». | В течение года |
| «Совместная картотека» - создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома. | В течение года |
| Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка | В течение года |
| «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек. | В течение года |
| Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики) | В течение года |
| Оформление проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями | В течение года |
| Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет | Апрель |
| Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера. | В течение года |
| Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка, Учитель. | В течение года |
| Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, самообразование по проблеме «Речь и моторика». | Постоянно |
| Участие в республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей для РТ» с конкурсной работой «Программа стимулирования речевой активности ребенка посредством развития мелкой моторики руки» в номинации «Дошкольное образование». | Октябрь |
| Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования. | Постоянно |
| Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний РМО учителей - логопедов | По плану ст. логопеда |
| Ведение сайта ДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №111» в системе Электронное образование в РТ | Постоянно |
| Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет. | Постоянно |
| Публикации систематизированного педагогического опыта в сборниках, на портале «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок». | Регулярно |
| Работа он - лайн факультатива «Рука в руке»: привлечение участников (родителей детей с ОВЗ), обновление материалов, сопровождение в вопросах речевого развития дошкольников. | Постоянно |
3. Изучение специальной литературы.
1. | Изучение и размещение материалов на сайтах: Детский портал «Солнышко», Журнал «Логопед», Логопед.ру, «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок», http://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками). |
2. | Изучение периодических изданий, методической литературы. Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями». Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001. Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К.Ю.Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ». Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996. Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996. Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду». |