СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуализированная программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Данное исследование посвящено проведению этимологического анализа и ассоциативной связи словарных слов, как средства  развития орфографической грамотности.

        Актуальность и постановка проблемы исследования.

    Словарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей системе обучения русскому языку. Орфографическая грамотность школьников во многом зависит от умения учителя правильно организовать занятия по изучению новых слов и словосочетаний. При объяснении трудных слов необходимо учитывать те закономерности, исторические процессы, которые обусловили происхождение слова. Это можно сделать и с помощью ассоциаций, и тогда эмоционально-образ­ная память школьника включится и заработает. Главное, вызвать интерес, любопытство, а еще лучше — кроме того, улыбку и смех.  Ещё в дореволюционной школе в начальных классах при объяснении орфограмм, которые представляли трудность для учащихся, учителя обращались к сведениям по этимологии. В своё время К.Д. Ушинский считал, что уже на третьем году обучения дети должны хорошо знать, что слово «прозрачный» - от зреть, «вчера» - от вечер, вечерний и т.д.     Школьный учебник не разъясняет  правописание гласных, не проверяемых ударением.  Их правописание, ограничивается лишь советом запомнить предлагаемый перечень слов, что вызывает значительные трудности у учащихся, во-первых, ввиду их многочисленности, т.к. еще Я.А. Коменский приводил один из принципов успешного обучения: «Никто не будет обременен чрезмерным количеством подлежащего изучению материала», а этимологический анализ  и ассоциативная связь позволяет сузить круг слов для заучивания, во-вторых, известно, что механическое запоминание без понимания и осмысления является самой трудной формой получения знаний. Такое обучение не является интересным.  Ребенок сам способен создавать ассоциативную связь, самостоятельно (пусть интуитивно)  превратить трудный материал в доступный для себя и других. Он  чувствует это и, подхватив эстафету, начинает предлагать свои ассоциации, идеи, образы, что и становится основой его собственных ассоциативных связей.        Для того чтобы обучение русскому языку было успешным, нужно учитывать особенности психологического развития детей младшего школьного возраста: мышления, воображения, памяти, внимания, особенности развития речи.     Развитие речи начинается в первые годы жизни ребенка. Младший школьник может употреблять в речи от 3000 до 7000 слов. Этимологический анализ  и ассоциативная связь позволяет привить интерес к урокам русского языка, путем занимательных упражнений, развить языковое чутье, расширить кругозор, сделать запоминание более легким, расширить словарный запас ученика.  Поработав с происхождением слова, ученики,  могут создавать самостоятельно ассоциативные связи практически к любому словарному слову или другому изучаемому понятию. Затраченное на это  время  не пропадёт даром: во-первых, то, что человек придумывает сам, врезается в его память на всю жизнь; во-вторых, с каждым созданным ассоциативным образом совершенствуется ассоциативное мышление и развивается фантазия — основа любой творческой деятельности; а в-третьих, переход от пассивного потребления информации к активному ее созданию может изменить всю жизнь человека и, я думаю, не в худшую сторону. Ученик будет легче и уверенней употреблять слово в устной и письменной речи, если происхождение слова дойдет до его сознания. С работы над словом начинается формирование связной речи. От качества работы учителя на данном этапе будет зависеть дальнейшая судьба слова: войдет ли оно в активный словарь учащегося или останется в пассивном запасе.     Учебная деятельность неукоснительно требует от ребёнка запоминания. Психологи говорят о том, насколько поразительна память ребенка на сказки, рассказы, истории. Этимологические справки слов напоминают удивительные сказки и истории. Понимание является необходимым условием запоминания. Поняв, с помощью этимологического анализа как образовалось словарное слово, можно легко усвоить его написание, не прибегая к заучиванию.     Развитие мышления также имеет свои особенности. По мнению психолога Рубинштейна С.Л. нельзя отрывать речь и мышление друг от друга. В своей речи мы формулируем наши мысли.      Познавательная активность ребёнка направлена на исследование окружающего мира, организует его внимание на обследуемых объектах так долго, пока не иссякнет интерес. Если 6-7 летний ребёнок занят важной для него игрой, то он может, не отвлекаясь, играть два, а то и три часа. Эта особенность внимания является одним из оснований включения в занятие этимологического анализа и ассоциативной связи, которые вносят элементы игры, смену рода деятельности на уроке.     Развитие воображения интенсивно проходит в младшем школьном возрасте. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании, сочинении сказок, рассказов. Множество этимологических справок (часто это даже целые истории, рассказы) только будут развивать воображение школьников, их творчество, вызывать интерес к учению.     Таким образом, этимологический анализ слова и ассоциативная связь поддерживает и развивает интерес к русскому языку, благоприятно воздействует на развитие речи учащихся, мышления, воображения, памяти, внимания в силу возрастных особенностей младших школьников.     Делая вывод из всего выше сказанного, хочется привести слова: «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Одним из важных средств, стимулирующих у школьников горячее стремление к учению, является познавательный интерес. Хороший ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукой…». (Коменский Я.А.)

Просмотр содержимого документа
«Индивидуализированная программа по русскому языку»

МБОУ « ШИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

муниципального образования – Шиловский муниципальный район

Рязанской области

ИНН/КПП 6225005792 / 622501001 ОГРН 1026200851038

Свидетельство о государственной аккредитации № 25-0175 от 26 марта 2012г.

Лицензия №25-0531 от 14 декабря 2011г

_____________________________________________________________________________

391500 п. Шилово, улица Советская, д.1

Телефон: (849136) 2-17-47, 2-16-41

e-mail: [email protected]









Индивидуализированная программа

по русскому языку:



«Формирование грамотности учащихся начальной школы через исследовательскую деятельность на уроках русского языка при изучении словарных слов».






Учитель: Кучаева Т. В.,


учитель начальных классов

I квалификационной категории




Шилово


Содержание программы:



I. Объяснительная записка.


1. Актуальность программы.

2. Цели и задачи программы.

3. Принципы построения программы.

4. Средства и способы.

II. Тематическое планирование.


III. Приложение.


1. Анализы словарных работ.

2. Диагностика качества знаний.

3. Конспекты уроков.





























I. Объяснительная записка.


Данное исследование посвящено проведению этимологического анализа и ассоциативной связи словарных слов, как средства развития орфографической грамотности.


Актуальность и постановка проблемы исследования.

Словарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей системе обучения русскому языку. Орфографическая грамотность школьников во многом зависит от умения учителя правильно организовать занятия по изучению новых слов и словосочетаний. При объяснении трудных слов необходимо учитывать те закономерности, исторические процессы, которые обусловили происхождение слова. Это можно сделать и с помощью ассоциаций, и тогда эмоционально-образ­ная память школьника включится и заработает. Главное, вызвать интерес, любопытство, а еще лучше — кроме того, улыбку и смех. Ещё в дореволюционной школе в начальных классах при объяснении орфограмм, которые представляли трудность для учащихся, учителя обращались к сведениям по этимологии. В своё время К.Д. Ушинский считал, что уже на третьем году обучения дети должны хорошо знать, что слово «прозрачный» - от зреть, «вчера» - от вечер, вечерний и т.д.
Школьный учебник не разъясняет правописание гласных, не проверяемых ударением. Их правописание, ограничивается лишь советом запомнить предлагаемый перечень слов, что вызывает значительные трудности у учащихся, во-первых, ввиду их многочисленности, т.к. еще Я.А. Коменский приводил один из принципов успешного обучения: «Никто не будет обременен чрезмерным количеством подлежащего изучению материала», а этимологический анализ и ассоциативная связь позволяет сузить круг слов для заучивания, во-вторых, известно, что механическое запоминание без понимания и осмысления является самой трудной формой получения знаний. Такое обучение не является интересным. Ребенок сам способен создавать ассоциативную связь, самостоятельно (пусть интуитивно) превратить трудный материал в доступный для себя и других. Он чувствует это и, подхватив эстафету, начинает предлагать свои ассоциации, идеи, образы, что и становится основой его собственных ассоциативных связей.
Для того чтобы обучение русскому языку было успешным, нужно учитывать особенности психологического развития детей младшего школьного возраста: мышления, воображения, памяти, внимания, особенности развития речи.
Развитие речи начинается в первые годы жизни ребенка. Младший школьник может употреблять в речи от 3000 до 7000 слов. Этимологический анализ и ассоциативная связь позволяет привить интерес к урокам русского языка, путем занимательных упражнений, развить языковое чутье, расширить кругозор, сделать запоминание более легким, расширить словарный запас ученика. Поработав с происхождением слова, ученики, могут создавать самостоятельно ассоциативные связи практически к любому словарному слову или другому изучаемому понятию. Затраченное на это  время не пропадёт даром: во-первых, то, что человек придумывает сам, врезается в его память на всю жизнь; во-вторых, с каждым созданным ассоциативным образом совершенствуется ассоциативное мышление и развивается фантазия — основа любой творческой деятельности; а в-третьих, переход от пассивного потребления информации к активному ее созданию может изменить всю жизнь человека и, я думаю, не в худшую сторону. Ученик будет легче и уверенней употреблять слово в устной и письменной речи, если происхождение слова дойдет до его сознания. С работы над словом начинается формирование связной речи. От качества работы учителя на данном этапе будет зависеть дальнейшая судьба слова: войдет ли оно в активный словарь учащегося или останется в пассивном запасе.
Учебная деятельность неукоснительно требует от ребёнка запоминания. Психологи говорят о том, насколько поразительна память ребенка на сказки, рассказы, истории. Этимологические справки слов напоминают удивительные сказки и истории. Понимание является необходимым условием запоминания. Поняв, с помощью этимологического анализа как образовалось словарное слово, можно легко усвоить его написание, не прибегая к заучиванию.
Развитие мышления также имеет свои особенности. По мнению психолога Рубинштейна С.Л. нельзя отрывать речь и мышление друг от друга. В своей речи мы формулируем наши мысли.
Познавательная активность ребёнка направлена на исследование окружающего мира, организует его внимание на обследуемых объектах так долго, пока не иссякнет интерес. Если 6-7 летний ребёнок занят важной для него игрой, то он может, не отвлекаясь, играть два, а то и три часа. Эта особенность внимания является одним из оснований включения в занятие этимологического анализа и ассоциативной связи, которые вносят элементы игры, смену рода деятельности на уроке.
Развитие воображения интенсивно проходит в младшем школьном возрасте. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании, сочинении сказок, рассказов. Множество этимологических справок (часто это даже целые истории, рассказы) только будут развивать воображение школьников, их творчество, вызывать интерес к учению.
Таким образом, этимологический анализ слова и ассоциативная связь поддерживает и развивает интерес к русскому языку, благоприятно воздействует на развитие речи учащихся, мышления, воображения, памяти, внимания в силу возрастных особенностей младших школьников.
Делая вывод из всего выше сказанного, хочется привести слова: «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Одним из важных средств, стимулирующих у школьников горячее стремление к учению, является познавательный интерес. Хороший ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукой…». (Коменский Я.А.)


Проблема исследования: каким образом этимологический анализ слова и ассоциативная связь позволяет улучшить орфографическую грамотность младших школьников.

Объект исследования: словарные слова в учебниках русского языка для начальной школы, изучаемые с помощью этимологического анализа и использования метода ярких ассоциаций.


Суть метода ярких ассоциаций: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.


Гипотеза: применение этимологического анализа и ассоциативной связи слова на уроках русского языка способствует улучшению грамотности при осмыслении и понимании написания словарных слов, углубляет знание языка, повышает интерес к нему.

























Цели и задачи программы.


I. Экспериментальное доказательство эффективности этимологического анализа и ассоциативной связи в повышении орфографической грамотности.

  • Изучить теоретический материал по теме исследования.

  • Проанализировать изучение словарных слов в школьном учебнике, представить этимологические справки и ассоциативную связь к словарным словам.

  • Представить систему заданий по работе над словарными словами.


II. Обогащение, совершенствование словарного запаса учащихся.

  • Обогащать словарь учащихся новыми ранее неизвестными словами.

  • Развивать языковую интуицию.

  • Прививать интерес к изучаемому предмету.

  • Формировать у учащихся представление о значении словарного слова

  • Выработать навыки точного употребления в речи.


III. Формирование умения осознанно пользоваться известными и вновь усвоенными словами в устной и письменной речи.

  • Учить понимать роль словарных слов в предложении.

  • Выработать умения пользоваться операциями анализа и обобщения, сравнения слов при конструировании словосочетаний и предложений.

  • Воспитывать любовь, бережное отношение к родному языку.


IV. Активизация словаря учащихся.

  • Способствовать перенесению в словарь учащихся как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный (слова, которые ребёнок понимает, но не употребляет).

  • Учить грамотно употреблять словарные слова в устной и письменной речи при помощи использования свободных диктантов, изложений, сочинений и устных творческих работ.


V. Развитие орфографической зоркости.

  • Учить видеть и узнавать орфограммы.

  • Учить правильному правописанию словарных слов.



Каждая из целей и задач решается не изолированно, а во взаимосвязи. Однако на определённых этапах работы уделяется больше внимания изучению одной из задач.





Принципы построения программы.


1. Принцип развивающего обучения.

Реализуется в том случае, если дети принимают активное участие в наблюдении за языковым материалом, выведение правил правописания, аргументируют то или иное правописание.

Необходимо развивать познавательные способности детей, учить их мыслить, учить анализировать и обобщать языковые факты.


2. Принцип проблемного обучения.

Работа учителя состоит в том, чтобы создать такую проблемную ситуацию на уроке, которая побуждает учащихся к активному поиску, самостоятельному нахождению ответов.

Решается это через формулирование проблемы, необходимости её решения, выдвижение гипотез, решение проблемы, проверку правильности решения.

3. Принцип научности и ведущей роли теоретических знаний.

В соответствии с этим принципом все сведения о русском языке, изучаемых фактах опираются на научные данные лингвистической науки.

4. Принцип минимакса.

Вся работа по программе «Школа 2000-Школа 2100» строится в соответствии с этим принципом: каждому ученику предлагается максимальный уровень содержания образования и обеспечивается минимальный уровень освоения этого содержания.

5. Принцип доступности.

Речь и методы учителя должны носить достаточно чёткий, понятный и доступный для учащихся уровень подачи материала.


6. Принцип сознательности.

Грамматическое правило или определение должно быть не просто сформулировано учителем, а должно быть результатом совместных наблюдений, обобщения изучаемых явлений, должно быть выведено самими учащимися в процессе работы на уроке.


7. Принцип речевой деятельности.

Введение слова в активный речевой обиход, употребление слова в связной речи.





Содержание.


В качестве содержания, выбранного для постановленных задач, за основу взята программа Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой по русскому языку для начальных классов.

Учебники:

«Моя любимая азбука» для 1 класса;

«Русский язык» (первые уроки) для 1-го класса;

«Русский язык» для 2,3,4 класса (авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина).


Рабочие тетради по русскому языку для 1 класса (авторы: Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева).


Тетради для проверочных и контрольных работ по русскому языку для 2,3,4 класса (автор: Е. В. Бунеева).


Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» (авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комисарова, )
























Методика формирования умений и навыков.

Задачи:
1. Познакомить детей с непроверяемым словом выяснить и уточнить его лексическое значение.
2. Научить детей орфографическому и орфоэпическому проговариванию данного слова.
3. Приступить к формированию умения осознанно находить орфограмму, определять её тип.
4. Познакомить школьников с этимологической справкой к непроверяемому слову или найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.


Например: - Сегодня мы будем изучать слово корова. Прочитайте слово по слогам. Сколько в этом слове слогов? Назовите их. Произнесите слово, выде6ляя ударный слог. Назовите орфограммы. Как можно проверить безударные в первом слоге? Есть ли сочетание -оро-? Какие слова с такими сочетаниями вы ещё знаете? Как вы их напишите? В этимологическом словаре слово корова образованно от слова кор. На древнерусском языке кор – означает рог. Т.о., корова – «рогатая».
Форма записи может быть разной, например, такой:
Корова. Образовано от «кор» – рог.
Огурец. Образовано от «огур» - незрелый.
Телефон. Образовано от «теле» - далеко, «фоне» - звук.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:

Ассоциативная связь может быть по:

- цвету;

- месту расположения;

- форме;

- звучанию;

- действию;

- вкусу;

- материалу;

- назначению;

- количеству;

- и т.д.

б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.


Например:

Сл. слово : ­­­­­­­­­­­­­ Ас. образ:

* береза - по цвету - бЕлая..

* береза - кудрявая: нужен - грЕбень. - чтобы расчесать, по форме как буква - Е..

Результат: б Е реза - б Е лая,

- гр Е бень ( Е )

Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

Например:

б

б Е реза

л

а

я

Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

ВНИМАНИЕ! НЕ навязывайте ученику своей ассоциации.
Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.


























Система упражнений к работе со словарными словами.

Беспроверочное написание является одним из трудных разделов методики обучения орфографии. Словарные слова обычно заучиваются учащимися механически, а значит не осознанно, что вызывает много трудностей, т.к. в начальной школе дается большое количество слов для запоминания, которые являются непроверяемыми.
Практика показывает, что большинство словарных слов может быть проверенно на основе языка – источника. Такую проверку можно организовать с помощью этимологического анализа слова, в упрощенном и сокращенном виде – этимологическая справка. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, об его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. Таким образом этимологический анализ обеспечивает осмысленность слова, повышает правильность и точность запоминания непроверяемых написаний. Например, слово мешок произошло от слова мех, столица от слова стол, малина от слова маленький. При этом ученые-этимологи стремятся исключить случайные связи и ассоциации данного слова с другими. Так, например, оказывается, что сходство слов выдра и выдрать является лишь внешним – в действительности происхождение и история этих слов не имеет ничего общего: глагол происходит от древнерусского дьрати (с тем же значением), а выдра родственно литовскому udra в том же значении, греческому xydra – водяная змея (буквально выдра означает водяное животное)
Этимологический анализ обогащает словарь учеников, он служит важным средством объяснения непонятных слов, которые могут относиться к природным, общественно-политическим, нравственным и др. понятиям.
При этом очень важно иметь ввиду и следующее: необходимо воздерживаться от этимологических справок в тех случаях, когда они могут натолкнуть учащихся на орфографические или даже семантические ошибки. Например, слово калач, в котором отразилось аканье (ср.: коло, колач), слово смирение восходит к слову мера, а не мир.
Бесспорно, что в подобных случаях нецелесообразно использовать этимологические справки для лучшего усвоения написания слов.
Изменить навыки правописания непроверяемых и трудных слов можно в несколько этапов:


I. Целевой этап.


Создаётся объект и цель формируемого действия. Так, объектом является слово непроверяемое, а целью правильность и осознанность его написания.




II. Семантический этап.


Выяснение значения слова. Даётся толкование его современного лексического значения. У многозначного слова объясняется одно из значений, в котором оно чаще всего употребляется младшими школьниками.

Подбор слов-синонимов.


III. Ориентировочный этап.


Сначала дети определяют «опасное» место, вспоминают от какого слова образовалось рассматриваемое слово. Записывают его и в качестве проверочного используют слово, от которого оно образовалось. Например, огурец, проверочное слово огур. Значит в слове огурец пишем букву о. Когда это сделать не удаётся, пользуются этимологическим словарём и отвечают на вопрос: какую же букву, как подсказывает эта история, нужно написать?



IV. Закрепительный этап.


Здесь формируется осознанность правильного написания слов. Этимологические сведения стоит постоянно повторять, если дети продолжают совершать ошибки. Например, если ошибка допускается в слове горизонт, а именно в начале слова в написании буквы о, то учитель напоминает слово «ороз» - предел, если в написании буквы и, то слово «оризо» - ограничиваю.


V. Этап контроля и самоконтроля.

На данном этапе учитель и учащиеся контролируют грамотность написания слов и выражений, к которым давались этимологические справки.
Т.о. этимологический анализ позволяет обнаружить проверочные слова для словарных слов, установив их происхождение и облегчить запоминание их написания.












Упражнения для исследовательской деятельности по изучению словарных слов на уроках русского языка.

1. Определите, на какой признак предмета указывают названия: валежник, веснушка, горбушка, горчичник, кисель, кочан, леденец, метель, мешок, молоток, пластинка, простокваша, пятница, рогожа, старшина, холодец, часовой, частушка.
2. Самостоятельно определите, почему эти предметы так названы в русском языке:
звери: дикобраз, косуля, лягушка, медведь, овчарка, песец;
птицы: индюк, канарейка, куропатка, малиновка, петух, синица, снегирь;
растения: гвоздика, лебеда, лиственница, ноготки, одуванчик.
3. Попытайтесь в словах найти исторический корень и с его помощью объяснить исходное значение слов: боровик, волнушка, лисичка, маслёнок, опёнок, подберёзовик, подосиновик, сморчок, сыроежка.
4. Какие предметы имеют такой цвет?
Голубой («цвет оперения шейки голубя»).
Каштановый («цвет плодов каштана»).
Коричневый («цвет коры»).
Лиловый («цвет сирени», от франц. «лилас» - сирень).
Оранжевый («цвет апельсина», от франц. «оранж» - апельсин).
Фиолетовый («цвет фиалки», то лат. «виола» - фиалка).
5. Докажите, пользуясь словарём, что данные слова имеют общий исторический корень: абрикос и апрель, голубец и голубика, гончар и горшок, капитан и капуста, пшеница и пшено.
6. Можно ли с помощью слов: Василий, Макар, Маргарита, Пётр, Роман объяснить правописание слов: василёк, макароны, маргаритка, петрушка, ромашка..
7. Можно ли говорить: старый ветеран, биография жизни, свой автограф, гербарий растений, повторная репетиция.
Докажите с помощью этимологического словаря.
8. Подумайте, есть ли разница в потреблении слов ванна и ванная, картофель и картошка, помидор и томат.
Проверьте по словарю.
9. Объясните разницу, при помощи словаря, в значении слов невежа и невежда, одеть и надеть, экскаватор и эскалатор.
10. Можно составлять различные загадки с применением этимологических справок.
а. Большеглазая, но не лягушка.
Летает, а не птица.
Стрекочет, а не сверчок.
Ловит насекомых, а не дятел.
б. Большеглазая, как рыба.
Летает, как жук.
Стрекочет, как сорока.
Ловит насекомых, как ёжик
.
(стрекоза)
11. «Если мы внимательно посмотрим на поверхность воды, то увидим, что почти поверху плавают, будто торопятся, ищут чего-то маленькие рыбки. Чуть какая крошка или насекомое упадут в воду – рыбки тут как тут»,- говорит учитель. Далее спрашивает, как называются такие рыбки, почему их так назвали. Если дети не знают этого, то объясняет, что такие рыбки называются верховки, потому что плавают всегда поверху.

Задание:
Подберите однокоренные слова к названию рыбы верховка (верх, верхний, верхушка, поверху, поверхность)
12. Учитель рассказывает детям, что есть рыбки немного крупнее верховок. Они большие любительницы холодной воды, водятся в ручьях и быстрых реках. У такой рыбы мелкая, едва заметная чешуя, а на брюшке её нет вообще, поэтому рыба называется гольяном.
Задания:
а). Подберите однокоренные слова к названию рыбы гольян (голь, голая, голышом)
б). Расскажите, чем гольян отличается от верховки.


Для работы с трудными словами.


1. Какие слова в каждой подборке исторические родственники, а какие нет. Проверьте по этимологическому словарю:
- генерал, генеральный (план), гений;
- демонстрация, демонстративный, демон;
- терраса, территория, террор.
2. К словам армия, комбинезон, консерватор подобрать исторически родственные слова, которые в наше время воспринимаются как неродственные.

















Этимологический анализ слов и ассоциативный

образ как методический прием при обучении орфографии.

Проанализировав учебники по русскому языку для начальных классов, я сделала вывод о том, что в системах развивающего обучения дается больше словарных слов для их механического запоминания, чем в традиционной системе.
Приведу перечень непроверяемых слов в созданном за четыре года совместной работы словаре – помощнике, к которым мы дали этимологические справки и подобрали ассоциативные образы.



Занимательный словарь – помощник для школьников и учителей

1 – 4 класс





Учитель, владеющий навыками этимологического анализа, своевременно должен давать учащимся исторические справки слова или правильно подобрать ассоциативный образ. Это позволяет ему систематически повышать орфографическую грамотность учащихся.














Ожидаемые результаты.

К концу четвёртого года обучения дети должны:

  1. Усвоить основные знания по курсу «Русский язык» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой.

  2. Развить устную и письменную речь.

  3. Уметь правильно писать словарные слова, находить и исправлять ошибки

  4. Развить языковое чутьё.

  5. Развить орфографическую грамотность.

  6. Расширить свой кругозор.

  7. Увеличить словарный запас.

  8. Совершенствовать ассоциативное мышление.

  9. Развить фантазию, память, внимание.

  10. Знать историю и культуру русского языка.

  11. Любить и бережно относиться к родному языку.




























Экспериментальное доказательство эффективности этимологического анализа и ассоциативной связи в повышении орфографической грамотности младших школьников.

Экспериментальные исследования и их анализ.
Эксперименты проводились в естественных педагогических условиях для учителя и учеников.
Цель: доказать эффективность этимологического анализа и ассоциативной связи в повышении орфографической грамотности младших школьников.
В качестве эксперимента я выбрала свой 4 «В» класс школы №1. Класс обучается по развивающей системе «Школа 2000-Школа 2100».
Этапы экспериментов.
1. Подготовка соответствующих материалов эксперимента: выбор слов для диктанта, подбор этимологических справок.
3. Проведение эксперимента – 4 года.
4. Анализ результатов.
Суть эксперимента.
1. Детям давались словарные слова. Они должны были прочитать их, посмотреть от какого слова они образовались или с какими ассоциативным образом связано, запомнить правильное написание словарного слова, путем соотнесения его с проверочным.
2. В конце каждого раздела изученной темы, все дети писали проверочные работы на листочках. В диктант входили слова пройденные за это время.

Результаты записывались в таблицу. По результатам работ проводились специальные занятия по анализу и коррекции результатов.


Исходя из всего вышесказанного показатель орфографического усвоения «словарных» слов значительно высокий. Эти цифры практически доказывают эффективность работы над словарными словами с применением этимологического анализа и ассоциативной связи.















Заключение.


В данной работе был рассмотрен подход к словарно-орфографической деятельности на уровне русского языка, который сможет помочь в преодолении трудностей детей, с которыми они сталкиваются при заучивании большого количества непроверяемых слов.
Как ни парадоксально, но работа над словарными словами ведется на уроках изолированно от другой орфографической работы: написание непроверяемых безударных гласных ведется в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе лежит одно и тоже умение: обнаружить гласный в слабой позиции, поставить в сильную.
Я изучила теоретический материал по теме исследования, проанализировала словарные слова школьных учебников по традиционной системе и системе развивающего обучения. Была представлена система занимательных упражнений по работе над словарными словами.
Была экспериментально доказана эффективность использования на уроках русского языка этимологического анализа и ассоциативной связи. Для наглядности результаты были представлены в процентном соотношении.
Таким образом, этимологический анализ и ассоциативная связь слов могут существенно улучшить орфографическую грамотность детей, т.к. в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое размышление самого учащегося. Этимологический анализ и ассоциативная связь делают урок более интересным, необычным. Вносят в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к русскому языку, расширяют кругозор школьника, увеличивают словарный запас, развивают речь, знакомят детей с историей и культурой русского языка и мн.др.
В заключении моей работы хотелось бы привести слова великого педагога и мыслителя К.Д. Ушинского: «Язык народа – лучший, некогда неувядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории… Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое… Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама эта жизнь. Когда исчезает народный язык – народа нет более!»













Список литературы.


1. Аникин А.Е., Уткин А.А. и др. Из истории русских слов: Словарь – пособие. – М.: Школа Пресс – 1993.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Русский язык. Уч-к для 4 кл. (1-4) и 3 кл. (1-3) /Под ред. акад. А.А. Леонтьева. Изд. 2-е испр. – М.: «Баласс», 2000г. – 208с.
3. Бунеев Р.Н. и др. Русский язык. Уч-к для 2 кл. (1-4) – М.: «Баласс», 1997, перераб., 2000г. – 160с.
4. Волина В.В. Откуда пришли слова: занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996 – 256с.
5. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Рус. яз., 2000. Т. 1: А-О. – 1209с. с.11-45, с.336.
6. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемым написанием //Нач. шк. – 1993 - №11 – с. 53-56.
7. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 1991.
8. Коменский А.Я., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие /Сост. Кларин В.М., Джуринский А.М. – М.: Педагогика, 1989 – 416с. с.59.
9. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий – 2-е изд., испр. – М.: Идательский центр «Академия», 2000.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986. 797с. с.458.
11. Онещук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей – М.: Просвещение 1981. – 191с. с.24-34.
12. Подшибякова Н.А. Роль этимологического анализа в воспитании интереса к русскому языку //Рус. яз. в школе – 1984. №2 – с. 24.
13. Покровский Л.Л. «Приемы проверки написания слов с непроверяемыми орфограммами» //Рус. яз. в школе – 1979 №4 – с.48.
14. Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. /Под ред. М., «Педагогика», 1978. с.78.
15. Потиха З.А. Современное русское словообразование. – М.: Просвещение – 1970. с.104-117.
16. Прямова О.С. и др. Этимологический словарик слов с непроверяемыми написаниями /Нач. шк. 1992. №2 с.19.
17. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением: роман /2-е изд. М.: Дет. лит. 1979. – 176с. – с.99-126.
18. Этимологический анализ слов, как методический прием при обучении орфографии. //Начальная школа №1. 1998.

19. Сараева А. Н. Как проверить «непроверяемое» слово. – М.:ООО «Грамотей», 2005. – 280 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!