СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Индивидуальная адаптированная образовательная программа ребёнка с ОВЗ (задержка психического развития) дошкольного образовательного учреждения
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ «ДС…»
Адаптированная образовательная программа
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад …»
на 2017-2018 учебный год
Евпатория, 2018г.
№ п/п | Содержание
| Стр. |
1 | Целевой раздел | 3-8 |
1.1 | Пояснительная записка
| 3-4 |
1.2. | Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы | 4-5 |
1.3. | Подходы к формированию адаптированной образовательной программы. | 5 |
1.4. | Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с задержкой психического развития. | 5-6 |
1.5. | Особые образовательные потребности ребёнка с задержкой психического развития. | 7 |
1.6. | Планируемые результаты освоения воспитанницей адаптированной образовательной программы | 7-8 |
2 | Содержательный раздел
| 9-24 |
2.1. | Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
|
9-13 |
2.2 | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации адаптированной образовательной программы |
14-19 |
2.3. | Формы организации детской деятельности |
19-20 |
2.4. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй воспитанницы с ОВЗ |
20-22 |
2.5. | Используемые парциальные программы
|
22-23 |
2.6. | Календарно-тематическое планирование
|
23-24 |
3. |
Организационный раздел
|
24-28 |
3.1. | Материально – техническое обеспечение адаптированной образовательной программы. | 24-25 |
3.2. | Обеспечение образовательного процесса методическими материалами, игрушками и игровым оборудованием. | 25-26 |
3.3. | Режим дня.
| 26-27 |
3.4. | Расписание организованной образовательной деятельности.
| 27 |
3.5. |
Программно-методическое обеспечение адаптированной образовательной программы |
27-28 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
На современном этапе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Равномерному включению развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе является оказание своевременной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями на всех возрастных этапах его индивидуального развития. Организация процесса воспитания и обучения должна предусматривать реализацию индивидуальной адаптированной образовательной программы для каждого ребенка с ОВЗ.
Индивидуальная адаптированная образовательная программа Ф.И.О. ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития с незначительными нарушениями коммуникации), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад …»на 2017-2018 учебный год разработана с учётом рабочей программы старшей группы №__ , Образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад…» Республики Крым, на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и инклюзивного образования в Российской Федерации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249;
Приказ Минобрнауки России от 30августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13).
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. При разработке обязательной части Программы использовались подходы и принципы образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, так как она соответствуют идеям и логике ФГОС дошкольного образования. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие ребёнка во всех пяти взаимодополняющих образовательных областям:
социально - коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Единство указанных направлений позволит обеспечить эффективность коррекционно-развивающего обучения и воспитания, подготовки воспитанницы с ЗПР к школе. Обе части Программы реализуются через непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности:
игровая деятельность (включение в сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность дошкольного возраста);
коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками);
познавательно - исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
восприятие художественной литературы и фольклора;
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, исполнение музыкально - ритмических движений, игра на детских музыкальных инструментах);
двигательная активность ребенка (овладение основными движениями).
Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы
Цели:
формирование у ребёнка знаний об окружающем мире;
развитие речи и разных форм коммуникаций;
формирование элементарных математических представлений;
развитие психических процессов;
создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств.
Задачи:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, в том числе его эмоционального благополучия.
Создание благоприятных условий развития воспитанницы в соответствии с её возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
Коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанницы.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребёнка.
Стимулирование и обогащение развития ребёнка во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой).
Такой подход обеспечивает:
«проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения АОП;
многообразие форм подготовки и проведения мероприятий;
возможность реализации принципа построения программы по спирали (от простого к сложному);
выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную образовательную деятельность родителей).
1.3. Подходы к формированию адаптированной образовательной программы.
В основу разработки АОП для воспитанницы с задержкой психического развития заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АОП для ребёнка с задержкой психического развития предполагает учет его особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности освоения содержания образования.
Деятельностный подход строится на признании того, что развитие ребёнка с задержкой психического развития определяется характером организации доступной им деятельности - предметно-практической.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности ребёнка, обеспечивающий овладение им содержанием образования.
1.4. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с задержкой
психического развития
Воспитанница с задержкой психического развития имеет недостатки в психологическом развитии, с незначительными нарушениями коммуникации, что в свою очередь отражается на развитии речи, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Ребёнок испытывают выраженные затруднения в усвоении образовательной программы, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, образовательных навыков, речи, нарушениями в организации деятельности и поведения.
Ребёнок испытывает трудности в процессе восприятия (слухового, тактильного). Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Не умеет обследовать предмет, не проявляет выраженной ориентировочной активности. Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Знает и различает форму некоторых предметов. В случае неправильного выполнения задания не принимает замечания, настаивание взрослого на правильном выполнении задания вызывает у ребенка раздражение и недовольство Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности знаний об окружающем мире.
Внимание ребёнка характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание ребёнка и удержать на протяжении той или иной деятельности.
Память отличается своеобразием, ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения, утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память, значительно лучше запоминает наглядный материал, чем вербальный.
Нарушения речи преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта. Речь воспитанницы в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей. Присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития. Имеет ограниченный словарный запас, проблемы формирования связной речи. Пассивный словарь наполнен предметами ближайшего окружения и простейших действий. Активный словарь включает несколько слов и звукоподражаний: «пока», «спасибо», «Буратино», «Белоснежка». Ребёнок не может пересказать небольшой текст, составить предложения по серии сюжетных картинок, описать наглядную ситуацию.
У воспитанницы наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. Ребёнок не выделяет существенных признаков при обобщении. Испытывает сложности при сравнении предметов, производя сравнение по случайным признакам, при этом затрудняется в выделении признаков различия.
Недоразвитие эмоционально-волевой сферы обуславливает своеобразие поведения ребёнка: трудно подчиняется правилам поведения в группе, требованиям воспитателя, инструкции, выполнению режимных моментов. Отмечается эмоциональная неустойчивость, быстрая истощаемость, интерес к той или иной деятельности быстро угасает, либо отсутствует.
Недоразвитие игровой деятельности выражается в затруднении соблюдения правил игры, предпочитает подвижные игры. Игровые действия с другими детьми больше носят наблюдательный характер, иногда может отобрать игрушку у другого ребенка и убежать с ней. Своей игрушкой делиться не желает. Совместные игровые манипуляции со сверстниками может выполнять только при помощи взрослого.
Наблюдается недостаточная познавательная активность, в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка, что приводит к снижению работоспособности, которое негативно отражается на усвоении учебного материала. Очень любит лепить из пластилина и рисовать по своему задуманному образу.
К совместной образовательной деятельности с взрослыми и детьми иногда проявляет интерес, но при условии, если на занятии используются яркие незнакомые атрибуты, либо особо ярко окрашенные эмоциональные моменты (красивая ритмическая музыка), ненадолго может включиться в совместную деятельность.
Характерно отставание в развитии общей и мелкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества: быстрота, ловкость, сила, точность и координация. Ребёнок испытывает затруднения в воспроизведении цепочки последовательных действий, хотя сами действия в отдельности выполнить может.
Навыки самообслуживания сформированы на начальном уровне. Может самостоятельно кушать, используя ложку, пить из чашки. При условии полного наблюдения и сопровождения взрослого, вытирает руки полотенцем, использует мыло. Навыки одевания и раздевания сформированы не полностью.
Ребёнок посещает группу ДОУ с 01.09.2015 года, охотно ходит в детский сад, редко болеет.
1.5. Особые образовательные потребности ребёнка с задержкой
психического развития:
наглядно-действенный характер содержания образования;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
использование преимущественно позитивных средств, способствующих стимуляции деятельности и поведения;
стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
коррекционная педагогическая помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
коррекционная педагогическая помощь, направленная на развитие разных форм коммуникаций;
коррекционная педагогическая помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
Содержание и методы коррекционно-воспитательной работы предполагает комплекс мер, направленных на всестороннее развитие личности, компенсацию различных недостатков ребёнка с ЗПР.
1.6. Планируемые результаты освоения воспитанницей адаптированной образовательной программы
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок вступает в контакт со сверстниками, взрослыми обменивается предметами.
Создает предметную среду своей игры (ролевой или режиссерской) в соответствии с собственными замыслами, используя для этого игрушки, конструкторы, модули, любые подручные средства или поделочные материалы.
Понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим.
В случае необходимости может обратиться к взрослому за помощью.
Может оценить в соответствии с правилами свои поступки, поступки окружающих.
Имеет представления о семейных праздниках, родственных отношениях и способах поддержания родственных связей.
Может проявлять осторожность и осмотрительность с новыми вещами.
Познавательное развитие
Ребенок проявляет интерес к самостоятельному познанию, обследованию ярких, значимых для него предметов.
Организует собственную деятельность по исследованию свойств предметов и материалов.
Ребенок классифицирует предметы (овощи, фрукты, мебель, одежда) по различным свойствам; выделяет некоторые признаки сходства и различия предметов.
Имеет представления о растениях и животных, владеет некоторыми представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
Самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине предметов в соответствии со своим творческим замыслом.
Речевое развитие
Ребенок интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами, явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения.
Знает назначения предметов (одежда, обувь, мебель, посуда) и некоторые их свойства.
Может совместно с взрослым прочить наизусть стихотворение «Муха Цокотуха».
Активный словарь постепенно пополняется словами: «пока», «спасибо», до свидания, «Буратино», «Белоснежка», мальчик и др.. Ребёнок может сказать, что изображено на картинке. Например, мальчик бежит, девочка играет.
Художественно-эстетическое развитие
Умеет рассматривать и обследовать предмет, в том числе и с помощью рук.
Умеет рисовать некоторые отдельные предметы и легкие композиции (фрукты, овощи, солнышко, домик, цветок и др.)
Имеет представления о форме некоторых предметов, величине, цвете.
Владеет приемами лепки, использования стеки.
Овладевает приемами разрезания по прямой линии коротких и длинных полос.
Умеет составлять из вырезанных полос изображения различных предметов
(забор, лесенка, дерево, куст и др.)
Владеет навыками наклеивания.
Физическое развитие
Ребенок выполняет основные движения в соответствии с возрастом.
Проявляет желание участвовать в подвижных играх с элементами соревнования.
Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку.
Умеет прыгать на месте, прыгать в обозначенное место, прыгать в длину с места на расстояние.
Умеет метать мяч и предметы на расстояние вытянутой руки, в вертикальную и горизонтальную цель; отбивать руками мяч на месте.
Одевается, раздевается и обувается с помощью взрослого, самостоятельно умывается и моет руки, пользуется предметами личной гигиены по назначению (мыло, расческа, полотенце, носовой платок).
Умеет привлечь внимание взрослого в случае необходимости: травмы, недомогания и прочего.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка с ОВЗ.
Содержание адаптированной образовательной программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей.
Содержание образовательной деятельности обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.
Содержание образовательной деятельности по направлению
«Физическая культура»
Содержание образовательного процесса по разделу «Физическая культура» |
Цель: формирование у ребёнка с ОВЗ интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. |
Задачи: 1. Продолжение работы по укреплению здоровья ребёнка. 2. Развитие и совершенствование основных видов движений. 3. Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков воспитанницы.
|
Содержание образовательного процесса по разделу «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» |
Цель: охрана здоровья ребёнка и формирование основы культуры здоровья. |
Задачи: 1. Воспитывать гигиенические привычки. 2. Развивать умственную и физическую работоспособность. 3. Закаливать организм. 4. Знакомить ребёнка с основными ценностями здорового образа жизни. 5. Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически. |
Содержание образовательной деятельности по направлению «Речевое развитие»
Цель: развитие всех компонентов речи воспитанницы и овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими.
|
Задачи:
|
Содержание образовательной деятельности по направлению
«Художественно-эстетическое развитие»
Содержание образовательного процесса по разделу «Приобщение к искусству»
|
Цель: развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. |
Задачи: 1.Формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. 2.Способствовать развитию эстетических чувств, эмоций, эстетическое восприятие произведений искусства. 3.Познакомить с изображением родной природы в картинах художников. 4.Познакомить ребёнка с различными по назначению зданиями: жилые дома, магазины, кафе, стадионы и др. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Изобразительная деятельность» |
Цель: развитие детского художественного творчества и интереса к различным видам изобразительной деятельности. |
Задачи: 1.Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; формировать знания об основных формах предметов и объектов природы. 2.Развивать эстетическое восприятие окружающего мира. 3. Развивать чувство формы, цвета, пропорций: учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет). 4. Формировать умение организовывать свое рабочее место. 5.Учить способам и приемам рисования различными изобразительными материалами 6. Продолжать знакомить ребёнка с особенностями лепки: развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. 7. Формировать у воспитанницы умения лепить по представлению героев литературных произведений, мультфильмов. 8. Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (треугольники в квадрат, квадрат в два прямоугольника), создавать из этих фигур изображения разных предметов (лесенка, забор, скамейка, дом и другие). 9. Формировать умение создавать из листа бумаги фигуры: прямоугольник, треугольник; делить лист на две равные части, сглаживать сгибы. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Конструктивно – модельная деятельность» |
Цель: формирование интереса ребёнка к конструктивной деятельности |
Задачи: 1.Продолжать развивать умение создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, пирамиды, игровое и прочее оборудование и т. п.). 2.Помогать ребёнку в выделении основных частей конструкций. 3.Поощрять самостоятельность, творчество. 4.Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине: пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и другими. 5.Учить заменять одни детали другими.
|
Содержание образовательного процесса по разделу «Музыкально – художественная деятельность» |
Цель: воспитание интереса у воспитанницы к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. |
Задачи: 1.Продолжать развивать интерес к музыке. 2.Развивать музыкальные способности ребёнка: музыкальный слух, чувства ритма, музыкальную память. 3.Способствовать развитию начальных навыков пения, движений под музыку.
|
Содержание образовательной деятельности по направлению
«Социально - коммуникативное развитие»
Содержание образовательного процесса по разделу «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»
|
Цель: воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, привитие ему норм и ценностей, принятых в обществе. |
Задачи: 1. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. 2. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. 3.Учить заботиться о младших, помогать им. 4.Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. 5. Формировать представления о правилах поведения в общественных местах, в группе детского сада, дома 6. Обогащать словарь ребёнка вежливыми словами. Учить благодарить за оказанное ему внимание, помощь со стороны других детей, взрослых. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Формирование основ безопасности» |
Цель: формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. |
Задачи: 1.Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. 2.Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано. 3.Знакомить с явлениями неживой природы, с правилами поведения при грозе. 4.Знакомить ребёнка с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых. 5.Знакомить ребёнка об элементах дороги, о движении транспорта, о работе светофора, с правилами передвижения пешеходов. 7.Знакомить об источниках опасности в быту. 8.Учить воспитанницу обращаться за помощью к взрослым и другим детям. 9.Учить называть свое имя, фамилию, возраст. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» |
Цель: воспитание у ребёнка культурно-гигиенических навыков и ценностного отношения к труду. |
Задачи: 1.Формировать у воспитанницы привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки. 2. Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить. 3. Закреплять умение одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, опрятно заправлять постель. 4.Воспитывать умение самостоятельно раскладывать материалы, подготовленные воспитателем для занятий, убирать их в отведённое место. 5. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. 6. Вовлекать ребёнка в совместные игры, различные виды деятельности с другими детьми. 7 .Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого). 8. Воспитывать культуру труда, бережное отношение к материалам и инструментам. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание» |
Цель: формирование у воспитанницы гендерной, семейной, гражданской принадлежности. |
Задачи: 1. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола. 2. Расширять представления ребенка о семье. 3. Поощрять посильное участие ребёнка в подготовке различных семейных праздников. 4. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому. 5. Формировать интерес ребёнка к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому. 6. Приучать ребёнка поддерживать чистоту и порядок дома, в группе (игрушки, инструменты, предметы, инструменты и прочее складывать в отведённые места). |
Содержание образовательной деятельности по направлению
«Познавательное развитие»
Содержание образовательного процесса по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» |
Цель: развитие познавательных интересов ребёнка, формирование опыта ориентировки в окружающем мире. |
Задачи: 1.Формировать представления о предметах и явлениях окружающего мира. 2.Развивать умение наблюдать, выделять существенные признаки предметов и явлений окружающего мира. 3. Учить сравнивать предметы по назначению, цвету, форме, материалу, устанавливать их сходство и различия. 4.Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку. 5.Продолжать знакомить с основными цветами спектра, правильно называть их. 6. Продолжать знакомить с основными геометрическими фигурами. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Формирование элементарных математических представлений» |
Цель: формирование элементарных математических представлений. |
Задачи: 1.Учить считать в пределах 10. 2.Отсчитывать необходимое количество предметов. 3.Учить сравнивать два предмета по величине (большой – маленький). 4.Учить ориентироваться на листе бумаги. 5.Познакомить ребёнка с кругом, прямоугольником, треугольником. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Ознакомление с миром природы» |
Цель: ознакомление с природой и природными явлениями. |
Задачи: 1.Формировать представления ребёнка о природе. 2.Учить наблюдать, развивать любознательность. 3.Формировать представления о растениях ближайшего окружения. 4. Познакомить с комнатными растениями. 5. Дать представления о домашних и диких животных. 6. Познакомить с особенностями времён года. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Приобщение к социокультурным ценностям» |
Цель: ознакомление с окружающим социальным миром.
|
Задачи: 1.Расширять представления ребёнка о мире окружающих его предметов. 2.Знакомить с предметами быта. 3.Дать представления о деньгах, их назначении. |
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации адаптированной образовательной программы.
Реализация Программы основывается на трех составляющих:
| ||
Совместная деятельность взрослого и ребёнка | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьёй воспитанницы |
Организованная образовательная деятельность (занятия (НОД) | Свободная (нерегламентированная) деятельность воспитанницы по интересам | Вовлечение родителей в единое образовательное пространство
|
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных мероприятий | Просветительская деятельность, направленная на повышение педагогической культуры родителей | |
Индивидуальная работа с ребёнком | Создание благоприятных условий пребывания ребёнка в ДОУ | |
Проведении мониторинговых исследований |
Формы реализации Программы | |
Организованная образовательная деятельность – занятия (ООД) | Занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые) Занятия комплексные, интегрированные Целевые прогулки Экскурсии Игры |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных мероприятий | Утренняя гимнастика Гимнастика после дневного сна Коллективный труд Игры, где замысел или организация принадлежит педагогу (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные и др.). Активный отдых. Физкультурные минутки Динамические паузы. Чтение художественной литературы Тематические досуги, развлечения. Театрализованные представления Совместная деятельность взрослого и ребёнка тематического характера. Педагогическая ситуация. |
Свободная (нерегламентированная) деятельность ребёнка | Спонтанная игровая деятельность Свободная творческая, продуктивная деятельность Рассматривание книг, иллюстраций и т.п. Самостоятельная двигательная активность. Уединение. |
Реализация направления «Физическое развитие»
Режимные моменты |
|
Совместная деятельность педагога с ребёнком |
|
Самостоятельная деятельность ребёнка с другими детьми |
с использованием физкультурного оборудования (мячи, батут и др.),
|
Взаимодействие с семьей |
|
Реализация направления «Речевое развитие»
Режимные моменты |
|
Совместная деятельность педагога с ребёнком |
|
Самостоятельная деятельность ребёнка |
|
Взаимодействие с семьей |
|
Реализация направления «Художественно-эстетическое развитие»
Режимные моменты |
|
Совместная деятельность педагога с ребенком |
|
Самостоятельная деятельность ребёнка |
|
Взаимодействие с семьей |
|
Реализация направления «Социально - коммуникативное развитие»
Режимные моменты |
|
Совместная деятельность педагога с ребёнком |
|
Самостоятельная деятельность ребёнка |
|
Взаимодействие с семьей |
|
Реализация направления «Познавательное развитие»
Режимные моменты |
|
Совместная деятельность педагога с ребёнком |
|
Самостоятельная деятельность ребёнка |
|
Взаимодействие с семьей |
|
Методы и средства реализации адаптированной образовательной программы
Методы
| Средства |
Словесные
| |
Рассказ, объяснение, беседа. Работа с книгой, пояснения, подача команд, распоряжений, сигналов. Вопросы к ребёнку, словесные инструкции. . Выразительное чтение и рассказывание художественных произведений. Заучивание ребёнком наизусть небольших стихотворений.
| Использование произведений художественной литературы, устного народного творчества: Фольклор: песни, сказки. Поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы и др.).
|
Наглядные
| |
Наблюдаемые объекты, предметы, явления; наглядные пособия, образцы, использование персонажей различных театров | |
Метод иллюстрирования | Предполагает применение: картинок, рисунков, изображений, символов. Иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций. Зарисовок карточек, алгоритмов, атрибутов для игр. |
Метод демонстрации (использование информационно-коммуникативных технологий) | Демонстрация объектов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов, прослушивания музыки и др. |
Метод показа | Различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения, ритм и др. |
Практическое обучение
| |
Упражнения устные, трудовые, двигательные (для развития общей и мелкой моторики). Приучение. Обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности. | Музыкально-ритмические движения. Дидактические, музыкально-дидактические игры. Различный материал для продуктивной и творческой деятельности. Конструкторы. Знаково-символические обозначения ориентиров. Изучение правил взаимодействия с другими детьми. |
Проблемное обучение | |
Элементарное сравнение предметов; группировка и классификация предметов.
| Картотека логических задач; Различный дидактический материал. |
Эмоциональная активность | |
Поощрение ребёнка за внимательность, доброжелательность, сотрудничество с другими детьми. | Сочетание разнообразных средств, использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, потешек) и музыкального сопровождения, соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию; включение игровых и сказочных персонажей. |
2.3. Формы организации детской деятельности
Игровая | Различные виды игр (подвижные, настольные, дидактические, с элементами театра и др.) |
Коммуникативная | Общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками. |
Познавательно - исследовательская | Знакомство и исследования объектов окружающего мира. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Прослушивание и понимание смысла литературных и фольклорных произведений |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | В помещении и на улице |
Конструирование | Из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал |
Изобразительная | Рисование, лепка, аппликация |
Музыкальная | Восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, совместное пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах. |
Двигательная | Овладение основными движениями |
Организация самостоятельной деятельности ребёнка.
Физическое развитие
| самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, занятия (катание на санках, велосипеде и пр.). |
Социально–коммуникативное развитие
| индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками |
Познавательное развитие | самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, дидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки) |
Речевое развитие | чтение наизусть ребёнком (с помощью педагога) коротких стихотворений, игры по мотивам художественных произведений, работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг, картинок, иллюстраций с произношением названий предметов и их действий. |
Художественно-эстетическое развитие | предоставление возможности ребёнку самостоятельно рисовать, лепить, конструировать, рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, движения), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.
|
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй воспитанницы с ОВЗ
Основной целью взаимодействия с семьёй является создание содружества «родители-ребёнок-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Задачи организации взаимодействия:
- установление доверительных, партнерских отношений с семьей;
- создание условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;
- оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы взаимодействия:
Взаимодействие детского сада с семьей реализуется на основе единых для всех направлений адаптированной образовательной программы принципов: психологической комфортности, деятельности, вариативности, целостности, непрерывности и творчества.
Поддержка родителей в саморазвитии и педагогическом образовании:
Подход к взаимодействию с семьёй имеет свою специфику, связанную с концептуальными идеями самой АОП: если в центре внимания развивающийся Ребенок, то ему должен соответствовать развивающийся Родитель, развивающийся Педагог.
Суть подхода заключается в поддержке родителей в нахождении личностного смысла в саморазвитии и повышении своей психолого-педагогической компетентности в интересах развития и социализации ребёнка.
Выявление потребностей родителей осуществляется через: | Поддержка образовательных инициатив семьи осуществляется через: |
Изучение отношения родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития ребёнка, условий организации разнообразной деятельности в ДОУ и семье. | Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей ребёнка с ОВЗ. |
Знакомство родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников. | Привлечение семьи воспитанницы к участию в совместных с педагогами мероприятиях.
|
Взаимное информирование друг друга (педагогов и родителей) об актуальных задачах воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ и о возможностях ДОУ и семьи в решении данных задач. | Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье. |
Технология поддержки родителей в повышении психолого-педагогической компетентности включает в себя следующие этапы:
Самоопределения себя как родителя
Конкретизация образовательных запросов родителей
Проектирование образовательного маршрута родителей
Совместная реализация АОП ребёнка с ОВЗ.
Система взаимодействия ДОУ и семьи
Организация взаимодействия | Формы взаимодействия | Периодичность |
В проведении мониторинговых исследований | - анкетирование - «Родительская почта» | 2-3 раза в год По мере необходимости
|
В создании благоприятных условий пребывания ребёнка в ДОУ | -участие в субботниках по благоустройству территории - помощь в создании предметно-развивающей среды - оказание помощи в ремонтных работах
| 2 раза в год
Постоянно
ежегодно |
В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры родителей | - наглядная информация (стенды, папки-передвижки, групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни группы», «Копилка добрых дел», «Мы благодарим») - памятки, буклеты; рекомендация ресурсов сети Интернет, объявления. Общение по телефону - передача информации по электронной почте и телефону - страничка на сайте ДОУ - консультации, семинары - родительские собрания - семейные праздники. | Постоянно
1 раз в квартал
По мере необходимости
По плану
1 раз в квартал |
В образовательном процессе ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство | - Дни открытых дверей, Дни здоровья - совместные праздники, развлечения, досуги - встречи с интересными людьми - участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах - - творческие отчеты о детской деятельности - совместные детско-родительские проекты | 2 раза в год 1 раз в квартал
По плану
По плану
1-2 раза в год
|
2.5. Используемые парциальные программы
Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» (Авторы: Л.Г.Мухоморина, Э.Ф.Кемилева, Л.М.Тригуб, Е.В.Феклистова) дополняет адаптированную образовательную программу по данному направлению воспитания.
Цель программы: воспитание у ребенка уважения к родителям, любви к малой родине, подготовка ребенка к сознательной жизни в демократическом обществе в духе взаимопонимания, мира, дружбы между всеми народами.
Задачи:
Побуждение ребенка к состраданию, внимательности, уважения к родным и близким людям, к друзьям и сверстникам.
Ознакомление ребёнка с окружающей его природой, городом, в котором живёт.
Формирование позитивного отношения ко всему, что его окружает.
Кем, где, когда реализуется: воспитателем группы, тьютором, педагогами ДОУ в непосредственно-организованной деятельности, в совместной деятельности.
Программы по музыкальному воспитанию «Ладушки» (Авторы: И.Каплунова, И.Новоскольцева) дополняет адаптированную образовательную программу по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», формированию музыкальных способностей у ребёнка дошкольного возраста.
Цель программы: Разностороннее и полноценное музыкальное образование ребёнка дошкольного возраста, соответствующее их возрастным и индивидуальным возможностям.
Задачи:
Приобщить ребёнка к музыкальной культуре.
Подготовить ребёнка к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности в соответствии с его возможностями.
Кем, где, когда реализуется: музыкальным руководителем группы в непосредственно - образовательной деятельности; воспитателем, тьютором в совместной деятельности с ребёнком.
2.6. Календарно-тематическое планирование
Тематические недели | Срок проведения |
Сентябрь | |
1. День знаний |
|
2. Мой любимый детский сад. | 5.09.2017-8.09.2017 |
3. Осень. Приметы осени. | 11.09.2017-15.09.2017 |
4.Дары осени. (фрукты, овощи) | 18.09.2017-22.09.2017 |
5.Лекарственные и ядовитые растения | 25.09.2017-29.09.2017 |
Октябрь | |
1. Дорожная грамота (ПДД, правила поведения на улице) | 2.10.2017-6.10.2017 |
2. Кладовая леса (грибы, ягоды) | 9.10.2017-13.10.2017 |
3. Береги свое здоровье. | 16.10.2017-20.10.2017 |
4. Хлеб всему голова. | 23.10.2017-27.10.2017 |
5. Моя страна. | 30.10.2017-3.11.2017 |
Ноябрь | |
1. Мой город. | 6.11.2017-10.11.2017 |
2. Кто как готовиться к зиме. | 13.11.2017-17.12.2017 |
3. Моя замечательная семья. | 20.11.2017-24.11.2017 |
4. Поздняя осень. Перелётные птицы. | 27.11.2017-1.12.2017 |
Декабрь | |
1. Животные севера и жарких стран | 4.12.2017-8.12.2017 |
2.Человек. | 11.12.2017-15.12.2017 |
3.Зимушка – зима. | 18.12.2017-22.12.2017 |
4.Новый год у ворот. | 25.12.2017-29.12.2017 |
Январь | |
1.Зимние забавы. Зимние виды спорта. | 8.01.2018-12.01.2018 |
2. Мебельная фабрика. | 15.01.2018-19.01.2018 |
3.Продукты питания. Посуда. | 22.01.2018-26.01.2018 |
4.Мой дом: бытовая техника. | 29.01.2018-2.02.2018 |
Февраль | |
1.Транспорт (спец. техника) | 5.02.2018-9.02.2018 |
2.Мир профессий. | 12.02.2018-16.02.2018 |
3.День защитника отечества. | 19.02.2018-23.02.2018 |
4.Комнатные растения. | 26.02.2018-2.03.2018 |
Март | |
1.Мамин праздник. | 5.03.2018-9.03.2018 |
2. Крымская весна. | 12.03.2018-16.03.2018 |
3. Неделя книги. | 19.03.2018-23.03.2018 |
4. Весна-красна. | 26.03.2018-30.03.2018 |
Апрель | |
1.Народные промыслы. | 2.04.2018-6.04.2018 |
2.Мир искусства. | 9.04.2018-13.04.2018 |
3.Мы живем на Земле. | 16.04.2018-20.04.2018 |
4.Тайны космоса. | 23.04.2018-27.04.2018 |
Май | |
1.День Победы. | 30.04.2018-11.05.2018 |
2.Школа пешеходных наук. | 14.05.2018-18.05.2018 |
3-4.МОНИТОРИНГ. Повторение пройденного.
3. Организационный раздел. | 21.05.2018-31.05.2018 |
3.1. Материально-техническое обеспечение адаптированной образовательной программы
Старшая группа №… имеет отдельный вход, спальню, раздевалку. В раздевалке находятся детские шкафчики для одежды, специальные уголки со стендами, папками с детскими работами, информацией о жизни группы. В группе существует своя наполняемость образовательного пространства в зависимости от возраста и учебно- познавательной деятельности ребёнка, с учётом психолого-педагогических и санитарно-гигиенических требований.
Расположение мебели может меняться в зависимости от того, чем занимаются дети. Предметы для игр хранятся как на открытых полках, так и в шкафах для игр и пособий. Игрушки мелкого размера ребёнок используют по своему усмотрению, для самостоятельной игры. Материально-техническая база ДОУ представляет собой совокупность вещественных элементов, необходимых для нормального функционирования и развития учреждения в целом. В детском саду создаются благоприятные условия для всестороннего развития дошкольников.
Предметно-пространственная среда, созданная педагогами, служит интересам, особым образовательным потребностям ребёнка, его развитию. Материально-техническая база ДОУ ежегодно пополняется, обновляется. Администрация ДОУ ведет систематическую работу по ее укреплению.
Материально-технические условия реализации программы отвечают следующим требованиям:
- соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- соответствие правилам пожарной безопасности;
- соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка;
- соответствие требований к развивающей предметно-пространственной среде;
-укомплектованность учебными, методическими пособиями, техническими средствами обучения и др.
3.2. Обеспечение образовательного процесса методическими материалами, игрушками и игровым оборудованием
Физкультурный уголок | |
Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности | Оборудование для катания, бросания, ловли. Атрибуты к подвижным и спортивным играм. |
Уголок природы | |
Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности | Календарь природы. Сезонный материал, стенд со сменяющимся материалом на экологическую тематику, литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы. Материал для проведения элементарных опытов. Обучающие и дидактические игры по экологии. Инвентарь для трудовой деятельности. Природный и бросовый материал.
|
Уголок развивающих игр | |
Расширение познавательного сенсорного опыта ребёнка Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. | Дидактический материал по сенсорному воспитанию, дидактические игры, настольно-печатные игры. Напольный и настольный строительный материал. Пластмассовые конструкторы, транспортные игрушки. |
Игровая зона | |
Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта, социализация и адаптация к социуму. | Атрибутика для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Сад», «Огород» и другие. |
Уголок безопасности | |
Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности | Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП. Дорожные знаки Литература о правилах дорожного движения. |
Книжный уголок | |
Формирование умения самостоятельно работать с книгой. | Детская художественная литература в соответствии с возрастом ребёнка. |
Театрализованный уголок | |
Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях | Различные виды театров (в соответствии с возрастом). Предметы-декорации. |
Творческая мастерская | |
Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца | Бумага разного формата, разной формы, разного тона. Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки). Наличие цветной бумаги и картона. Ножницы с закругленными концами, материал для аппликации. Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.). Место для сменных выставок детских работ, совместных работ с родителями. Место для сменных выставок произведений изоискусства. Альбомы - раскраски. Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки. Предметы народно – прикладного искусства.
|
Музыкальный уголок | |
Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности | Детские музыкальные инструменты. |
3.3. Режим дня
Режимные процессы | Время |
Прием детей, игры, самостоятельная деятельность | 7.30 – 8.20 |
Утренняя гимнастика | 8.10 – 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.25 – 8.45 |
Игры, подготовка к занятию | 8.45 – 9.00 |
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) | 9.00 – 10.00 |
Второй завтрак | 10.05-10.10 |
Самостоятельная деятельность детей, игра | 10.10 -10.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.20 – 12.15 |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду | 12.15-12.25 |
Обед, подготовка к дневному сну | 12.25 – 12.50 |
Дневной сон | 12.50 – 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры | 15.00 – 15.15 |
Организация детской деятельности, игра | 15.15 – 16.05 |
Подготовка к полднику, полдник | 16.05-16.20 |
Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа | 16.20 -16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой | 16.30 – 18.00 |
3.4. Расписание непосредственно образовательной деятельности
Понедельник | Ребенок и окружающий мир/родная природа | 9.00-9.20 |
Путешествие в природоград | 9.35-10.00 | |
Коррекционно-развивающее занятие с педагогом-психологом | 10.10-10.35 | |
Физкультурное | 15.40-16.05 | |
Вторник | Развитие речи | 9.00-9.20 |
Лепка/ аппликация | 9.35-10.00 | |
Музыкальное | 10.20-10.45 | |
Среда | Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) | 9.00-9.20 |
Рисование | 9.35-10.00 | |
Коррекционно-развивающее занятие с педагогом-психологом | 10.10-10.35 | |
Физкультурное | 11.45-12.10 | |
Четверг | Развитие речи | 9.00-9.20 |
Музыкальное | 9.45-10.10 | |
Пятница | Подготовка к обучению грамоте | 9.00-9.20 |
Рисование | 9.35-10.00 | |
Физкультурное на улице | 15.40-16.05
|
3.5. Программно-методическое обеспечение адаптированной образовательной программы:
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез,2016
Степанкова Э..Я. Сборник подвижных игр. - М.: Мозаика-Синтез,2014
Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез,2016
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2016
Ушакова О.С. Развитию речи детей 5-7 лет. – М.: Творческий центр «Сфера», 2014
Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи.- М.: Творческий центр «Сфера», 2011
Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.
Безопасности /Н. Н. Авдеева, о. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб: «Детство-пресс»,2016.
Дыбина О.Б. ознакомление с предметным и социальным окружением. – М., Мозаика-Синтез, 2016.
Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: – М., Мозаика-Синтез, 2016.
Куцакова Л.В. трудовое воспитание в детском саду.- М., Мозаика-Синтез, 2016.
Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения.- М., Мозаика-Синтез, 2016.
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников.- М., Мозаика-Синтез, 2016.
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду.- М., Мозаика-Синтез, 2016.
Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников.- М., Мозаика-Синтез, 2016
Пензулаева Л.И оздоровительная гимнастика.- М., Мозаика-Синтез, 2016.
Комарова Т.С.,Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада.- М., Мозаика-Синтез, 2016.
Веракса Н.Е.,Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.- М., Мозаика-Синтез, 2016.
Борисова М.М. малоподвижные игры и игровые упражнения.- М., Мозаика-Синтез, 2016.
Крашенинников Е.Е.,Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников.- М., Мозаика-Синтез, 2016.
Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром.
М., Мозаика-Синтез, 2016.
22Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников.-
М., Мозаика-Синтез, 2016.
23 Веракса Н.Е.,Веракса А.Н. проектная деятельность дошкольников.-
М., Мозаика-Синтез, 2016.
24 Шиян О.Я. Развитие творческого мышления работаем по сказке.-
М., Мозаика-Синтез, 2016.