| Уровень развития |
Универсальные учебные действия | низкий | средний | высокий |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач | | | |
Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию | | | |
Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее) | | | |
Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать,делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне | | | |
Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям | | | |
Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ) | | | |
Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне | | | |
Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач | | | |
Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ | | | |
РЕГУЛЯ-ТИВНЫЕ | Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах) | | | |
Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально | | | |
Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ | | | |
Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ | | | |
Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки | | | |
КОММУНИКАТИВНЫЕ | Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге),аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии | | | |
Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста) | | | |
Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории | | | |
Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность | | | |
Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно | | | |
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей | | | |
Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) | | | |
Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого | | | |
Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей | | | |
ЛИЧНОСТНЫЕ | Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности | | | |
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей | | | |
Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, своймировоззренческий выбор | | | |
Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других | | | |
Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции | | | |
Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях | | | |
Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом | | | |
Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор | | | |