СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22 г. Южно-Сахалинска


Рассмотрено

на заседании МО _______________________

________/______________/

Протокол №_______

от «___» __________2020 г

Согласовано

на заседании МС


Протокол №_______

«___» ___________2020 г

Утверждаю:

Директор школы

__________/_____________/

Приказ №______

от «___» ___________2020 г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Индивидуально-групповых занятий для учащейся 6е класса МБОУ СОШ № 22 г. Южно-Сахалинска Максимовой Ярославны Александровны





Курс: «Социальная адаптация»

Класс: 7

Срок реализации программы: 1 года










Составители программы:

Ухлебина П.Г.

(социальный педагог)









г. Южно-Сахалинск

2020 год

Пояснительная записка

Дети, страдающие данным отклонением, характеризуются рядом

неординарных особенностей, которые после зачисления в школьное

учреждение становятся более заметными, так как такие малыши не

полностью готовы к обучению.

Особенности детей с ЗПР лежат в несформированности умений,

навыков, нехватке знаний для прохождения и усвоения школьного

материала. Такие дети не могут в отсутствии специализированной помощи

овладевать навыками счета, письмом и чтением. Принятые в школьных

учреждениях нормы поведения им довольно трудно соблюдать. Также такие

малыши испытывают сложности в произвольной деятельности.

Перечисленные особенности усугублены ослабленным состоянием нервной

системы. Можно выделить типичные трудности, присущие всем малышам,

страдающим данной патологией.

Речь детей с ЗПР формируется в целом с некоторой долей отставания

от ее возрастной нормы. Ребенок с заторможенностью развития не может

выстроить короткий пересказ со связанным смыслом рассказа или сказки. Он

может выстраивать только отдельные и часто аграмматичные предложения.

Вялость артикуляционного аппарата обуславливает недостаточность

произношения некоторых звуков.

Дети с задержкой формирования процессов психики в климат учебного

класса не вписываются вследствие собственной наивности,

несамостоятельности, прямоте. Они характеризуются частыми конфликтами

с ровесниками, не восприятием и не выполнением школьных предписаний.

При этом они прекрасно ощущают в игровой деятельности себя и к ней

прибегают, когда существует необходимость сбежать от нелегкой учебной

деятельности. Однако игры с жесткими рамками (сюжетно-ролевые игры)

малышам недоступны и даже содействуют возникновению у них страха или

провоцируют отказ играть.

Ребенок, страдающий ЗПР, испытывает затруднения в организации

персональной целенаправленной деятельности. Ведь он не может осознать

себя учащимся и не в состоянии понять мотивацию учебной деятельности

или ее цели.

Идущие от педагога сведения дети с ЗПР воспринимают в замедленном

темпе и подобным образом ее перерабатывают. Для более полноценного

восприятия ребенку необходима наглядно-практическая опора и выраженная

развернутость инструкций. Недоразвития словесно-логического мышления

ведет к затрате большего количества времени для освоения свернутых

мыслительных операций.

Дети с ЗПР характеризуются низким уровнем работоспособности,

быстрой утомляемостью. Темп их работоспособности гораздо ниже в

сравнении с ровесниками. Вследствие чего для них обучение в обычной

среднеобразовательной школе является недоступным. Обучение в обычной

среднеобразовательной школе таких детей может нанести им больше вреда,

чем пользы. В обычном школьном учреждении малыши впервые начинают

осознавать собственную несхожесть с ровесниками, несостоятельность в

качестве учащегося, появляется неуверенность в собственном потенциале,

зарождается страх перед возможным наказанием.

У детей с ЗПР сниженный уровень познавательной активности, что

выражается в недостаточности пытливости и любознательности. Также им

свойственна импульсивность, расторможенность, вялость, повышенная

двигательная активность. У таких малышей наблюдается акцентирование

внимания на несущественных деталях (второстепенных), пропуск значимого

логического момента, нарушение передачи порядка событий. Дети с

заторможенным развитием склонны перескакивать с одной темы беседы на

другую.

Дети с ЗПР характеризуются поверхностью ума. При изучении нового

материала они отмечают в качестве основных моментов первые, кинувшиеся

им в глаза детали, или располагающиеся на поверхности явления, при этом

они не пытаются вникнуть в суть информации. Поэтому им трудно

сформировывать содержательные обобщения. Таким школьникам присущи

ошибки спутанности понятий, формальный подход в усвоении материала. С

поверхностью интеллектуальной сферы связана ее инертность. Ученики с

трудом овладевают смыслом новых понятий и возможными приемами их

оперирования. В ходе усвоения понятий школьники склонны к

стереотипному их применению, с трудом могут отказаться от привычных

операций с ними, если уверяются в их необоснованности. Дети с

заторможенностью развития, в большинстве случаев, избегают умственного

напряжения. Для них проще решать задачи привычными методами, даже

если они довольно громоздкие. Наряду с этим школьники с этим

заболеванием характеризуются неустойчивостью умственных процессов.

Они расположены действовать привычными способами, но любой случайный

момент может сбить их с толку. Неустойчивость умственных процессов

выражается также в затруднении ориентирования на группу признаков,

образующих смысл усваиваемого понятия. Ученики с этой аномалией

отличаются и слабой сознательностью собственного мышления, другими

словами, понимание того каким образом они решают задачу у них слабо

выражено.

Речь детей с ЗПР характеризуется своими недостатками, которые легко

уловимы при обычном общении. Вследствие чего образуются специфические

трудности в овладении навыками чтения и освоении азбуки. Ограниченный

запас информации и знаний об окружении, устройстве мира таких детей

объясняется бедностью вербальных коммуникаций и отставанием развития

когнитивной сферы.

Дети с ЗПР очень редко задают вопросы взрослым. Они не отличаются

любознательностью. У малышей с замедленным развитием психики

понижена потребность в коммуникативном взаимодействии, как с

ровесниками, так и с взрослыми лицами. Большинство из них проявляет

повышенную тревожность в отношении значимых взрослых. Новый индивид

в их окружении вызывает значительно меньше внимания в сравнении с

новым предметом.

Можно выделить в качестве ведущих особенностей личности детей

слабую эмоциональную устойчивость, расстройство самоконтроля в

деятельности, агрессивное поведение, сложности приспособления к

коллективу в игровом или учебном процессах, суетливость, неуверенность,

изменчивость настроения, манерничанье, недостаточность дифференциации

предметов и людей, фамильярность. Все перечисленные качества

свидетельствуют о недоразвитии социальной зрелости.

Дети с замедленным формированием процессов психики испытывают

сложности при необходимости сконцентрироваться для нахождения

решения. Это также связано с недостаточностью сформированности

эмоционально-волевой сферы у них. На уроке такие ученики могут активно

трудиться не более 15 мин. По прошествии этого времени наступает

усталость, внимание и активность резко падают, возникают необдуманные

действия, в их работе наблюдается много ошибок и поправлений, нередки

вспышки раздражения


Цели: осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта, развитие способностей к посильным видам трудовых операций.

Задачи:

- Развитие личности;

- Воспитательные;

- Коррекционно-развивающие;

- Образовательные;

- Формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и соцоиокультурным ценностям;

- Формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.



Требования к результатам освоения программы ФГОС НОО для детей с УО устанавливает требования к результатам освоения программы:

- Личностные включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формировать мотивацию к обучению и познанию, целостных – смысловых установок, отражающих их социальные компетенции, личные качества, сформированности основ гражданской идентичности;

- Предметные включающие использование обучающимися, освоенного в ходе изучения предмета, специфического опыта данной предметной области деятельности для получения новых знаний, его преобразования и применению, а также усвоению системы основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.



Содержание коррекционно-развивающих занятий


Наименование раздела, темы

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Вводное занятие

Пробуждение заинтересованности учащейся в совместной работе для изучения курса. 

Тренинг

Овладение способностью принимать и

сохранять цели и задачи решения типовых


-Использование элементарных знаковосимволических средств представления

учебных и практических задач

Тренинг

Формирование умения планировать,

контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной

задачей и условиями её реализации

-Использование речевых средств и средств

информационных и коммуникационных

технологий (ИКТ) для решения

коммуникативных и познавательных задач;

-Способность к осмыслению и

дифференциации картины мира, ее

временно-пространственной организации;

Тренинг

Нужно ли управлять своими эмоциями?

Осознание подростками необходимости управления своими эмоциями.

Тренинг

Способность к осмыслению социального

окружения, своего места в нем

Овладение логическими действиями

сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам

на наглядном материале, основе

практической деятельности и доступном

вербальном материале на уровне,

соответствующем индивидуальным

возможностям;

-Повышение самостоятельности.

Тренинг

Найди и исправь

ошибки.

Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении. Анализ психологической природы страха. 

Тренинг

Упражнение «Найди закономерность –

продолжи ряд»

- Упражнение «Горизонтальная

восьмерка» (А.Л.Сиротюк

- Задание «Запиши по памяти»

- Задание «Графический диктант»

- Упражнение «Тангран»

Развивать

зрительную, слуховую

память, мышление.

- Развивать

пространственно-

временные

представления

Тренинг

Зрительно-

моторная

координация.

- Развивать

зрительную память,

зрительно-моторную

координацию.

- Развивать умение

действовать по

инструкции.

Тренинг

Внимание и

мышление.

- Развивать

произвольное

устойчивое внимание.

- Развивать умение

анализировать и

творчески применять

полученные знания.

Тренинг

Учимся

рассуждать.

- Развивать словесно-

логическое

мышление,

- Развивать

зрительную память,

внимание.

Тренинг

Логическое

мышление.

- Развивать

логическое

мышление,

зрительную память,

устойчивость

внимания.

Тренинг

Я умею бороться со стрессом

Формирование у учащихся убеждения, что лекарства приносят пользу только при правильном обращении с ними. Представление о правилах обращения с лекарственными препаратами и опасности самолечения.

Тренинг

Умения принимать решение

Формирование позитивного отношения к человеку, избегающему неоправданного риска, как к разумному, а не трусливому, и негативное отноше­ние к неоправданному риску, стремление миними­зировать неизбежный риск. Убеждение участников, что рискован­ное поведение не является проявлением смелости, взрослости, решительности. Развитие способности при решении жизненных ситуаций избирать путь, связанный с минимальным риском.

Тренинг

Развиваем эмпатию

Экспресс-диагностика уровня развития эмпатических тенденций. Создание условий для тренинга эмпатических навыков учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия.

Тренинг

Развиваем рефлексию

Экспресс-диагностика уровня развития рефлексивных тенденций. Создание условий для тренинга рефлексивных навыков учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия.

Тренинг

Умение работать в группе

Упражнения на развитие интерактивных навыков. (Переправа, воздушный шар и пр.)

Тренинг

Тренировка «Я-высказываний» Комплименты

Формирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий. Закрепление у подростков навыков формулирования «Я-высказываний».  Создание условий для развития у подростков навыков выражать и принимать комплименты.

Тренинг

Итоговое занятие.

Анализ ресурсов личностного роста учащихся. Развитие стремления реализовывать запланированное в своей повседневной жизни.

Тренинг





Тематическое планирование



Наименование раздела, темы

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности

Формы и виды текущего контроля, промежуточной аттестации

1

Вводное занятие

1

Актуализация имеющихся знаний, способы взаимодействия, пробуждение заинтересованности

Успешность при выполнении упражнений

2

Овладение способностью принимать и

сохранять цели и задачи решения типовых


1

Умения управлять своими чувствами. Умения «читать» невербальную информацию.

Успешность при выполнении упражнений

3

Формирование умения планировать,

контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной

задачей и условиями её реализации

1

Анализ особенностей эмоций, самоисследования, навыки рефлексии,

Анализ своих эмоций,

4

Нужно ли управлять своими эмоциями?

1

Осознание необходимости управления своими эмоциями

Анализ своих эмоций

5

Способность к осмыслению социального

окружения, своего места в нем

1

Навыки управления своими эмоциями


6

Найди и исправь

ошибки.

1

Работа со страхом, знания


7

Упражнение «Найди закономерность –

продолжи ряд»

- Упражнение «Горизонтальная

восьмерка» (А.Л.Сиротюк

- Задание «Запиши по памяти»

- Задание «Графический диктант»

- Упражнение «Тангран»

1

Работа со страхом, коррекция

Проверить насколько удалось решить проблему

8

Зрительно-

моторная

координация.

1

умения контролировать себя, элементы самоконтроля

Проверить насколько удалось решить проблему

9

Внимание и

мышление.

1

умения контролировать себя, элементы самоконтроля

Проверить насколько удалось решить проблему

10

Учимся

рассуждать.

1

способам разрядки обиды

Проверить насколько удалось решить проблему

11

Логическое

мышление.

1

знания


12

Я умею бороться со стрессом

1

способы борьбы со стрессом

Успешность при выполнении упражнений

13

Умения принимать решение

1

Развитие способности при решении жизненных ситуаций

Успешность при выполнении упражнений

14

Развиваем эмпатию

1

тренинг эмпатических навыков

Успешность при выполнении упражнений

15

Развиваем рефлексию

1

Развитие рефлексии

Успешность при выполнении упражнений

16

Умение работать в группе

1

Интерактивные навыки

Успешность при выполнении упражнений

17

Тренировка «Я-высказываний» Комплименты

1

Комуникативные навыки

Успешность при выполнении упражнений

18

Итоговое занятие.

1

Анализ ресурсов личностного роста

Работа с линией жизни


ИТОГО

17







Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22 г. Южно-Сахалинска

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора: ___________ ______________

(подпись) (расшифровка)

_______________ 20______ г.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ


по курсу «Социальная адаптация»

Класс 7

Социальный педагог Ухлебина П.Г.


Количество часов: всего 17 часов;


Планирование составлено на основе рабочей программы

Ухлебина П.Г. социальный педагог, утвержденной директором школы: №______ от «___» _________2020 г












урока

Содержание (разделы, темы)

Количество часов


дата


Корр.

1

Вводное занятие

1

8.09


2

Овладение способностью принимать и

сохранять цели и задачи решения типовых


1

22.09


3

Формирование умения планировать,

контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной

задачей и условиями её реализации

1

03.11


4

Нужно ли управлять своими эмоциями?

1

17.11


5

Способность к осмыслению социального

окружения, своего места в нем

1

01.12


6

Найди и исправь

ошибки.

1

15.12


7

Упражнение «Найди закономерность –

продолжи ряд»

- Упражнение «Горизонтальная

восьмерка» (А.Л.Сиротюк

- Задание «Запиши по памяти»

- Задание «Графический диктант»

- Упражнение «Тангран»

1

12.01


8

Зрительно-

моторная

координация.

1

26.01


9

Внимание и

мышление.

1

09.02


10

Учимся

рассуждать.

1

16.03


11

Логическое

мышление.

1

30.03


12

Я умею бороться со стрессом

1

06.04


13

Умения принимать решение

1

20.04



Итоговое занятие.

17

18.05











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!