Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22 г. Южно-Сахалинска
Рассмотрено на заседании МО _______________________ ________/______________/ Протокол №_______ от «___» __________2020 г | Согласовано на заседании МС Протокол №_______ «___» ___________2020 г | Утверждаю: Директор школы __________/_____________/ Приказ №______ от «___» ___________2020 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Индивидуально-групповых занятий для учащейся 6е класса МБОУ СОШ № 22 г. Южно-Сахалинска Максимовой Ярославны Александровны
Курс: «Социальная адаптация»
Класс: 7
Срок реализации программы: 1 года
Составители программы:
Ухлебина П.Г.
(социальный педагог)
г. Южно-Сахалинск
2020 год
Пояснительная записка
Дети, страдающие данным отклонением, характеризуются рядом
неординарных особенностей, которые после зачисления в школьное
учреждение становятся более заметными, так как такие малыши не
полностью готовы к обучению.
Особенности детей с ЗПР лежат в несформированности умений,
навыков, нехватке знаний для прохождения и усвоения школьного
материала. Такие дети не могут в отсутствии специализированной помощи
овладевать навыками счета, письмом и чтением. Принятые в школьных
учреждениях нормы поведения им довольно трудно соблюдать. Также такие
малыши испытывают сложности в произвольной деятельности.
Перечисленные особенности усугублены ослабленным состоянием нервной
системы. Можно выделить типичные трудности, присущие всем малышам,
страдающим данной патологией.
Речь детей с ЗПР формируется в целом с некоторой долей отставания
от ее возрастной нормы. Ребенок с заторможенностью развития не может
выстроить короткий пересказ со связанным смыслом рассказа или сказки. Он
может выстраивать только отдельные и часто аграмматичные предложения.
Вялость артикуляционного аппарата обуславливает недостаточность
произношения некоторых звуков.
Дети с задержкой формирования процессов психики в климат учебного
класса не вписываются вследствие собственной наивности,
несамостоятельности, прямоте. Они характеризуются частыми конфликтами
с ровесниками, не восприятием и не выполнением школьных предписаний.
При этом они прекрасно ощущают в игровой деятельности себя и к ней
прибегают, когда существует необходимость сбежать от нелегкой учебной
деятельности. Однако игры с жесткими рамками (сюжетно-ролевые игры)
малышам недоступны и даже содействуют возникновению у них страха или
провоцируют отказ играть.
Ребенок, страдающий ЗПР, испытывает затруднения в организации
персональной целенаправленной деятельности. Ведь он не может осознать
себя учащимся и не в состоянии понять мотивацию учебной деятельности
или ее цели.
Идущие от педагога сведения дети с ЗПР воспринимают в замедленном
темпе и подобным образом ее перерабатывают. Для более полноценного
восприятия ребенку необходима наглядно-практическая опора и выраженная
развернутость инструкций. Недоразвития словесно-логического мышления
ведет к затрате большего количества времени для освоения свернутых
мыслительных операций.
Дети с ЗПР характеризуются низким уровнем работоспособности,
быстрой утомляемостью. Темп их работоспособности гораздо ниже в
сравнении с ровесниками. Вследствие чего для них обучение в обычной
среднеобразовательной школе является недоступным. Обучение в обычной
среднеобразовательной школе таких детей может нанести им больше вреда,
чем пользы. В обычном школьном учреждении малыши впервые начинают
осознавать собственную несхожесть с ровесниками, несостоятельность в
качестве учащегося, появляется неуверенность в собственном потенциале,
зарождается страх перед возможным наказанием.
У детей с ЗПР сниженный уровень познавательной активности, что
выражается в недостаточности пытливости и любознательности. Также им
свойственна импульсивность, расторможенность, вялость, повышенная
двигательная активность. У таких малышей наблюдается акцентирование
внимания на несущественных деталях (второстепенных), пропуск значимого
логического момента, нарушение передачи порядка событий. Дети с
заторможенным развитием склонны перескакивать с одной темы беседы на
другую.
Дети с ЗПР характеризуются поверхностью ума. При изучении нового
материала они отмечают в качестве основных моментов первые, кинувшиеся
им в глаза детали, или располагающиеся на поверхности явления, при этом
они не пытаются вникнуть в суть информации. Поэтому им трудно
сформировывать содержательные обобщения. Таким школьникам присущи
ошибки спутанности понятий, формальный подход в усвоении материала. С
поверхностью интеллектуальной сферы связана ее инертность. Ученики с
трудом овладевают смыслом новых понятий и возможными приемами их
оперирования. В ходе усвоения понятий школьники склонны к
стереотипному их применению, с трудом могут отказаться от привычных
операций с ними, если уверяются в их необоснованности. Дети с
заторможенностью развития, в большинстве случаев, избегают умственного
напряжения. Для них проще решать задачи привычными методами, даже
если они довольно громоздкие. Наряду с этим школьники с этим
заболеванием характеризуются неустойчивостью умственных процессов.
Они расположены действовать привычными способами, но любой случайный
момент может сбить их с толку. Неустойчивость умственных процессов
выражается также в затруднении ориентирования на группу признаков,
образующих смысл усваиваемого понятия. Ученики с этой аномалией
отличаются и слабой сознательностью собственного мышления, другими
словами, понимание того каким образом они решают задачу у них слабо
выражено.
Речь детей с ЗПР характеризуется своими недостатками, которые легко
уловимы при обычном общении. Вследствие чего образуются специфические
трудности в овладении навыками чтения и освоении азбуки. Ограниченный
запас информации и знаний об окружении, устройстве мира таких детей
объясняется бедностью вербальных коммуникаций и отставанием развития
когнитивной сферы.
Дети с ЗПР очень редко задают вопросы взрослым. Они не отличаются
любознательностью. У малышей с замедленным развитием психики
понижена потребность в коммуникативном взаимодействии, как с
ровесниками, так и с взрослыми лицами. Большинство из них проявляет
повышенную тревожность в отношении значимых взрослых. Новый индивид
в их окружении вызывает значительно меньше внимания в сравнении с
новым предметом.
Можно выделить в качестве ведущих особенностей личности детей
слабую эмоциональную устойчивость, расстройство самоконтроля в
деятельности, агрессивное поведение, сложности приспособления к
коллективу в игровом или учебном процессах, суетливость, неуверенность,
изменчивость настроения, манерничанье, недостаточность дифференциации
предметов и людей, фамильярность. Все перечисленные качества
свидетельствуют о недоразвитии социальной зрелости.
Дети с замедленным формированием процессов психики испытывают
сложности при необходимости сконцентрироваться для нахождения
решения. Это также связано с недостаточностью сформированности
эмоционально-волевой сферы у них. На уроке такие ученики могут активно
трудиться не более 15 мин. По прошествии этого времени наступает
усталость, внимание и активность резко падают, возникают необдуманные
действия, в их работе наблюдается много ошибок и поправлений, нередки
вспышки раздражения
Цели: осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта, развитие способностей к посильным видам трудовых операций.
Задачи:
- Развитие личности;
- Воспитательные;
- Коррекционно-развивающие;
- Образовательные;
- Формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и соцоиокультурным ценностям;
- Формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Требования к результатам освоения программы ФГОС НОО для детей с УО устанавливает требования к результатам освоения программы:
- Личностные включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формировать мотивацию к обучению и познанию, целостных – смысловых установок, отражающих их социальные компетенции, личные качества, сформированности основ гражданской идентичности;
- Предметные включающие использование обучающимися, освоенного в ходе изучения предмета, специфического опыта данной предметной области деятельности для получения новых знаний, его преобразования и применению, а также усвоению системы основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Содержание коррекционно-развивающих занятий
№ | Наименование раздела, темы | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации внеурочной деятельности |
| Вводное занятие | Пробуждение заинтересованности учащейся в совместной работе для изучения курса. | Тренинг |
| Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых | -Использование элементарных знаковосимволических средств представления учебных и практических задач | Тренинг |
| Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | -Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; -Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; | Тренинг |
| Нужно ли управлять своими эмоциями? | Осознание подростками необходимости управления своими эмоциями. | Тренинг |
| Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и доступном вербальном материале на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; -Повышение самостоятельности. | Тренинг |
| Найди и исправь ошибки. | Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении. Анализ психологической природы страха. | Тренинг |
| Упражнение «Найди закономерность – продолжи ряд» - Упражнение «Горизонтальная восьмерка» (А.Л.Сиротюк - Задание «Запиши по памяти» - Задание «Графический диктант» - Упражнение «Тангран» | Развивать зрительную, слуховую память, мышление. - Развивать пространственно- временные представления | Тренинг |
| Зрительно- моторная координация. | - Развивать зрительную память, зрительно-моторную координацию. - Развивать умение действовать по инструкции. | Тренинг |
| Внимание и мышление. | - Развивать произвольное устойчивое внимание. - Развивать умение анализировать и творчески применять полученные знания. | Тренинг |
| Учимся рассуждать. | - Развивать словесно- логическое мышление, - Развивать зрительную память, внимание. | Тренинг |
| Логическое мышление. | - Развивать логическое мышление, зрительную память, устойчивость внимания. | Тренинг |
| Я умею бороться со стрессом | Формирование у учащихся убеждения, что лекарства приносят пользу только при правильном обращении с ними. Представление о правилах обращения с лекарственными препаратами и опасности самолечения. | Тренинг |
| Умения принимать решение | Формирование позитивного отношения к человеку, избегающему неоправданного риска, как к разумному, а не трусливому, и негативное отношение к неоправданному риску, стремление минимизировать неизбежный риск. Убеждение участников, что рискованное поведение не является проявлением смелости, взрослости, решительности. Развитие способности при решении жизненных ситуаций избирать путь, связанный с минимальным риском. | Тренинг |
| Развиваем эмпатию | Экспресс-диагностика уровня развития эмпатических тенденций. Создание условий для тренинга эмпатических навыков учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия. | Тренинг |
| Развиваем рефлексию | Экспресс-диагностика уровня развития рефлексивных тенденций. Создание условий для тренинга рефлексивных навыков учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия. | Тренинг |
| Умение работать в группе | Упражнения на развитие интерактивных навыков. (Переправа, воздушный шар и пр.) | Тренинг |
| Тренировка «Я-высказываний» Комплименты | Формирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий. Закрепление у подростков навыков формулирования «Я-высказываний». Создание условий для развития у подростков навыков выражать и принимать комплименты. | Тренинг |
| Итоговое занятие. | Анализ ресурсов личностного роста учащихся. Развитие стремления реализовывать запланированное в своей повседневной жизни. | Тренинг |
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности | Формы и виды текущего контроля, промежуточной аттестации |
1 | Вводное занятие | 1 | Актуализация имеющихся знаний, способы взаимодействия, пробуждение заинтересованности | Успешность при выполнении упражнений |
2 | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых | 1 | Умения управлять своими чувствами. Умения «читать» невербальную информацию. | Успешность при выполнении упражнений |
3 | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | 1 | Анализ особенностей эмоций, самоисследования, навыки рефлексии, | Анализ своих эмоций, |
4 | Нужно ли управлять своими эмоциями? | 1 | Осознание необходимости управления своими эмоциями | Анализ своих эмоций |
5 | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем | 1 | Навыки управления своими эмоциями | |
6 | Найди и исправь ошибки. | 1 | Работа со страхом, знания | |
7 | Упражнение «Найди закономерность – продолжи ряд» - Упражнение «Горизонтальная восьмерка» (А.Л.Сиротюк - Задание «Запиши по памяти» - Задание «Графический диктант» - Упражнение «Тангран» | 1 | Работа со страхом, коррекция | Проверить насколько удалось решить проблему |
8 | Зрительно- моторная координация. | 1 | умения контролировать себя, элементы самоконтроля | Проверить насколько удалось решить проблему |
9 | Внимание и мышление. | 1 | умения контролировать себя, элементы самоконтроля | Проверить насколько удалось решить проблему |
10 | Учимся рассуждать. | 1 | способам разрядки обиды | Проверить насколько удалось решить проблему |
11 | Логическое мышление. | 1 | знания | |
12 | Я умею бороться со стрессом | 1 | способы борьбы со стрессом | Успешность при выполнении упражнений |
13 | Умения принимать решение | 1 | Развитие способности при решении жизненных ситуаций | Успешность при выполнении упражнений |
14 | Развиваем эмпатию | 1 | тренинг эмпатических навыков | Успешность при выполнении упражнений |
15 | Развиваем рефлексию | 1 | Развитие рефлексии | Успешность при выполнении упражнений |
16 | Умение работать в группе | 1 | Интерактивные навыки | Успешность при выполнении упражнений |
17 | Тренировка «Я-высказываний» Комплименты | 1 | Комуникативные навыки | Успешность при выполнении упражнений |
18 | Итоговое занятие. | 1 | Анализ ресурсов личностного роста | Работа с линией жизни |
| ИТОГО | 17 | | |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22 г. Южно-Сахалинска
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора: ___________ ______________
(подпись) (расшифровка)
_______________ 20______ г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Социальная адаптация»
Класс 7
Социальный педагог Ухлебина П.Г.
Количество часов: всего 17 часов;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Ухлебина П.Г. социальный педагог, утвержденной директором школы: №______ от «___» _________2020 г
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | дата | Корр. |
1 | Вводное занятие | 1 | 8.09 | |
2 | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых | 1 | 22.09 | |
3 | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | 1 | 03.11 | |
4 | Нужно ли управлять своими эмоциями? | 1 | 17.11 | |
5 | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем | 1 | 01.12 | |
6 | Найди и исправь ошибки. | 1 | 15.12 | |
7 | Упражнение «Найди закономерность – продолжи ряд» - Упражнение «Горизонтальная восьмерка» (А.Л.Сиротюк - Задание «Запиши по памяти» - Задание «Графический диктант» - Упражнение «Тангран» | 1 | 12.01 | |
8 | Зрительно- моторная координация. | 1 | 26.01 | |
9 | Внимание и мышление. | 1 | 09.02 | |
10 | Учимся рассуждать. | 1 | 16.03 | |
11 | Логическое мышление. | 1 | 30.03 | |
12 | Я умею бороться со стрессом | 1 | 06.04 | |
13 | Умения принимать решение | 1 | 20.04 | |
| Итоговое занятие. | 17 | 18.05 | |