Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22 г. Южно-Сахалинска
Рассмотрено на заседании МО _______________________ ________/______________/ Протокол №_______ от «___» __________2020 г | Согласовано на заседании МС Протокол №_______ «___» ___________2020 г | Утверждаю: Директор школы __________/_____________/ Приказ №______ от «___» ___________2020 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Индивидуально-групповых занятий для учащейся 9б класса МБОУ СОШ № 22 г. Южно-Сахалинска Жудро Ульяны Константиновны
Курс: «Социальная работа»
Класс: 9
Уровень образования: 2 ступень обучения
Срок реализации программы: 1 год
Составители программы:
Ухлебина П.Г.
(социальный педагог)
г. Южно-Сахалинск
2020 год
Пояснительная записка
Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности.согласно Закона РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей данной категории, но и защиты их прав
образование решает задачи не только развития личности детей с ограниченными этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.
Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.
Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей, развивает адаптивные.
Актуальность: период отрочества – благоприятный период для развития многих сторон личности, например таких, как познавательная активность, любознательность. Наиболее важен в этом плане возраст 12-15 лет, который является важным периодом для развития самосознания подростка, его рефлексии, «Я-концепции».
Обычно в этом возрасте знакомятся с литературой по самовоспитанию, научно-популярной литературой по психологии. Однако за интересом к проблемам самовоспитания, желанием понять и изменить себя в этом возрасте, как правило, еще не стоят какие-либо конкретные действия или же они выполняются крайне непоследовательно и недолго. Поэтому подростки нуждаются в специальной помощи в организации и осуществлении процесса саморазвития.
Задачи:
Способствовать формированию первичных навыков диагностики, самоконтроля, рефлексии.
Выработать толерантное отношение к собственным недостаткам.
Способствовать адекватному восприятию оценки окружающих людей.
Научить ребенка контролировать свои негативные эмоциональные проявления, посредством повышения стрессоустойчивости.
Привить подростку навыки сотрудничества и умения взаимодействовать с окружающим миром.
Выявить отношение подростка к собственному здоровью и повысит мотивацию к выбору здорового образа жизни.
Возможность промежуточной и итоговой оценки знаний.
Идея или цель данной программы заключается в самоисследовании и самосознании участников для предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений.
Ожидаемы результаты:
1.Формирование адекватной самооценки.
2.Развитие способности к самоанализу и контролю за собственные поступки.
3.Формирование позитивных жизненных целей и чувства ответственности за свое здоровье и состояние собственного тела.
4.Развитие творческого потенциала подростков.
5.Повышение стрессоустойчивости подростка.
Свободный обмен мнениями, активное участие в обсуждениях, заявление собственной позиции предполагает отсутствие оглядки со стороны школьников на плохую оценку. В случае ответов обучающихся на проблемные вопросы, высказываний во время обсуждений, выполнения тестов и упражнений применение оценок нецелесообразно. Психолог может отметить активность обучающихся, оригинальность их ответов, высказать восхищение или недоумение в форме «Я - высказывания».
В начале и в конце курса занятий проводиться анкетирование. Результаты данного анкетирования могут служить показателем положительной или отрицательной динамики развития определенных систем самосознания.
Содержание курса занятий для учащейся 9б класса Жудро Ульяны
№ | Наименование раздела, темы | Содержание курса внеурочной деятельности | Характеристика основных видов деятельности | Формы организации внеурочной деятельности |
| Установление эмоционального контакта. Сплочение взаимоотношений. | 1. Знакомство. 2.Анкетирование «Насколько хорошо ты себя знаешь» 3. Рефлексия. | Теория, анкета, упражнения | тренинг |
| Возрастные особенности подростка. Установление эмоционального контакта. Сплочение взаимоотношений. | 1.Упражнение «Что я знаю о себе». 2.Рефлексия. | Анализ, самоанализ, моделирование | Тренинг |
| Самооценка. Способствовать развитию адекватной самооценки | 1.Мини-лекция «Что такое самооценка» 2.Рефлексия. | Теория | Тренинг |
| Мотивы выбора профессии. | Понятие «мотив». Факторы успешности профессиональной деятельности, профессионально важные качества человека и профессиональная пригодность. | осознание своих особенностей в контексте проф. выбора | Тренинг |
| Профессиональный тип личности. | Опросник профессиональной направленности личности Голланда. | Работа с опросником Голмштока, интересы | тренинг |
| Как развивать память. Определить какая память преобладает. | 1.Упражнение «Как лучше можно запомнить?». 2.Упражнение «Запоминание чисел». 3 Рефлексия. | самооценка типа личности | Тренинг |
| Способности и выбор профессии. | Классификация способностей. Требования профессий к личности. Способности к обучению. Батарея интеллектуальных тестов «КР-3-85». | самооценка способностей | Тренинг |
| Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | Рассмотрение понятия «рынок труда» и его составляющих. Предложение и спрос. Цена товара – рабочая сила. Анализ состояния, динамики и тенденций развития рынка труда в нашем регионе. | Теория с переходом к самоанализу | Тренинг |
| Профессии «человек-человек», «человек – знаковая система», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – природа». | Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника. Профессии «человек – знаковая система». Профессии «человек – техника». Профессии «человек – художественный образ». Профессии «человек – природа». | Требования, предъявляемые к человеку в данных типах, | Тренинг |
| Профессиональные стереотипы. Ошибки при выборе профессии. | Детерминанты профессиональной деформации. Уровни профессиональных деформаций. Типичные ошибки при выборе профессии. «8 углов» при выборе профессии | профессиональные деформации, ошибки | Тренинг |
| Построение профессиональной перспективы. | Карьера. Основные принципы составления резюме. Составление резюме при приёме на работу. | Составление резюме | Тренинг |
| Я – школьник. Развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях. | 1.Упражнение «Каким учащимся я вижу себя в этом учебном году?». 2.Письмо другу моих успехах. 3. Упражнение «Моя «Учебная сила» 4.Рефлексия. | Личностное самоопределение | Тренинг |
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | В т.ч. на лабораторные и практические, контрольные работы | Характеристика основных видов деятельности | Формы и виды текущего контроля, промежуточной аттестации |
1 | Вводное занятие. | 1 | | Теория, анкета, упражнения | Результаты анкеты, обратная связь рефлексия |
2 | Возрастные особенности подростка. Установление эмоционального контакта. Сплочение взаимоотношений. | 2 | | Анализ, самоанализ, | обратная связь рефлексия |
3 | Самооценка. Способствовать развитию адекватной самооценки | 2 | | Теория | обратная связь рефлексия |
4 | Мотивы выбора профессии. | 1 | | осознание своих особенностей в контексте проф. выбора | обратная связь рефлексия |
5 | Профессиональный тип личности. | 1 | | Работа с опросником Голмштока, интересы | Результаты анкеты, обратная связь рефлексия |
6 | Как развивать память. Определить какая память преобладает. | 1 | | самооценка типа личности | Результаты анкеты, обратная связь рефлексия |
7 | Способности и выбор профессии. | 2 | | самооценка способностей, тест | Результаты анкеты, обратная связь рефлексия |
8 | Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | 2 | | Теория с переходом к самоанализу | обратная связь рефлексия |
9 | Профессии «человек-человек», «человек – знаковая система», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – природа». | 2 | | Требования, предъявляемые к человеку в данных типах, | обратная связь рефлексия |
10 | Профессиональные стереотипы. Ошибки при выборе профессии. | 1 | | профессиональные деформации, ошибки | обратная связь рефлексия |
11 | Построение профессиональной перспективы. | 1 | | Составление резюме | Составленное резюмэ |
12 | Я – школьник. Развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях. | 1 | | Личностное самоопределение | Творческая работа |
| Итого | 17 | | | |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22 г. Южно-Сахалинска
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора: ___________ ______________
(подпись) (расшифровка)
_______________ 20______ г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
индивидуально-групповых занятий для учащейся 9б класса Жудро Ульяны
Социальный педагог Ухлебина П.Г.
Количество часов: всего 17 часов; 1 час в 2 недели;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Ухлебиной П.Г., социального педагогп, утвержденной директором школы: №______ от «___» _________2020 г
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | дата | корректировка |
1 | Вводное занятие. | 1 | 24.09 | |
2 | Возрастные особенности подростка. Установление эмоционального контакта. Сплочение взаимоотношений. | 2 | 8.10 22.10 | |
3 | Самооценка. Способствовать развитию адекватной самооценки | 2 | 26.10 12.11 | |
4 | Мотивы выбора профессии. | 1 | 26.11 | |
5 | Профессиональный тип личности. | 1 | 10.12 | |
6 | Как развивать память. Определить какая память преобладает. | 1 | 24.12 | |
7 | Способности и выбор профессии. | 2 | 14.01 | |
8 | Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | 2 | 28.01 11.02 | |
9 | Профессии «человек-человек», «человек – знаковая система», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – природа». | 2 | 25.02 10.03 | |
10 | Профессиональные стереотипы. Ошибки при выборе профессии. | 1 | 24.03 | |
11 | Построение профессиональной перспективы. | 1 | 22.04 | |
12 | Я – школьник. Развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях. | 1 | 13.05 | |
| Итого | 17 | | |