Оськинский филиал МБОУ «Гремяченская СОШ
Хохольского муниципального района»
Рассмотрено Утверждаю:
на заседании МО руководитель филиала:
от 2021 года _________И.Ф. Маньшин
Руководитель МО Приказ № от 2021г
______ Н.В.Хрячкова
Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения
По предмету: география
Класс: 6
Всего часов в год: 35
Количество часов в неделю: 1
Составила :
учитель географии, химии, биологии
Кобелева Светлана Николаевна
2021-2022
Главного Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения
составлена на основе примерных программ федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897)
и Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Программа: География. Рабочие программы. В.В. Николина А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы. М. «Просвещение». 2020 г.
- Рабочая программа курса «География». В.В. Николина А.И. Алексеев, Е.К. Липкина «Полярная звезда». 5-9 классы. М. «Просвещение». 2020г.
Срок реализации: 1 год
Наименование учебного предмета (курса): География.
Ступень обучения: 2
Класс: 6
Пояснительная записка
Данная образовательная программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».(изм. в ред. Приказа Министерства Просвещения РФ от 08.05.2019 г. № 233)
5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) www.fgosreestr.ru
6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
7. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.2821-10 (Постановление государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 в редакции от 24.11.2015 г).
8. Концепция развития географического образования в Российской Федерации.
9. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Полярная звезда».5-11 классы. В.П. Максаковского.10-11 классы. Базовый уровень:учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А.И. Алексеев и др..- 2-е изд, перераб. – М.:Просвещение, 2020
10. Учебник: География. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
11.Учебный план Оськинский филиал МБОУ «Гремяченская СОШ».
12.Положение о рабочей программе Оськинского филиала
Адаптированная рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю) и направлена на базовый (общеобразовательный) уровень изучения предмета.
Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся индивидуального обучения 6-х классов, программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Основные цели образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Формы организации работы обучающихся: Индивидуальная.
Формы учебных занятий: мини – лекции; диалоги и беседы;
Виды деятельности обучающихся: устные сообщения; обсуждения; работа с источниками; доклады; рефлексия.
Формы контроля: работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «География. 6 класс»
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование по АООП (варианты 1), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра¬вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень:
представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте;
выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений;
сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации;
ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Введение (1 час)
Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.
Тема 2. Гидросфера — водная оболочка Земли (12 часов)
Гидросфера — водная оболочка Водная оболочка Земли и её состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Части Мирового океана. Солёность и температура морской воды. Движение воды в Мировом океане: волны (ветровые и цунами), течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения. Воды суши. Реки: горные и равнинные. Части реки. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Озёра сточные и бессточные. Болота, их образование. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Источники. Гейзеры. Природные ледники: горные и покровные. Многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера. Вода — основа жизни на Земле.
Практическая работа № 1. «Описание океана и моря на основе анализа географических карт».
Практическая работа № 2. «Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам».
Практическая работа № 3. «Характеристика одного из крупнейших озер России по плану».
Тема 3. Атмосфера — воздушная оболочка Земли (10 часов)
Атмосфера — воздушная оболочка Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение. Температура воздуха. Зависимость нагревания поверхности от угла падения солнечных лучей. Нагревание воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Амплитуда температур. Вода в атмосфере. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков. Распределение осадков на Земле. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны. Пассаты. Погода, причины её изменения. Климат и климатообразующие факторы. Климаты Земли. Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы.
Практическая работа №4. «Определение по статистическим данным тенденций изменения температуры воздуха в зависимости от географического положения объектов». (тренировочная, без оценки)
Практическая работа № 5. «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по данным календаря погоды».
Практическая работа № 6. «Определение по статистическим данным тенденций изменения количества атмосферных осадков в зависимости от географического положения объектов». (тренировочная, без оценки)
Практическая работа № 7. «Организация наблюдений за погодой с помощью метеоприборов». (тренировочная, без оценки)
Тема 4. Биосфера – живая оболочка Земли (5 часа)
Биосфера — оболочка жизни Биосфера — оболочка жизни. Состав и границы биосферы. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания. Жизнь в океане. Живые организмы на суше. Проблемы биосферы. Охрана биосферы. Человек — часть биосферы. Распространение людей на Земле. Расы человека.
Тема 5. Географическая оболочка (5 часа)
Географическая оболочка Понятие «географическая оболочка». Свойства географической оболочки. Природно-территориальный комплекс. Природная зональность и высотная поясность. Почва: понятие, состав, строение. Типы почв. Охрана почв. Всемирное природное и культурное наследие ЮНЕСКО.
Практическая работа №8. «Составление списка интернет-ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности.» (тренировочная, без оценки)
Тема 6. Промежуточная аттестация (1 час).
Тема 7. Итоговое повторение (1 час)
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Оборудование и приборы:
Географические карты.
Глобус.
Гербарии растений, иллюстрации животных, предметов древнего мира; портреты князей, первопроходцев.
Тематические презентации к урокам.
5. Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы. «Полярная звезда».
8. Федеральный институт педагогических измерений. http://www.fipi.ru/ методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.
НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ГЕОГРАФИИ
Отметка «5»
ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;
правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.
Отметка «4»
ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка «3»
ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности;
затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка «2»
ответ неправильный;
нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Отметка «5»
правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов;
самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4»
правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3»
правильное использование основных источников знаний;
допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2»
неумение отбирать и использовать основные источники знаний;
допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Требования к работе в контурных картах
Каждую контурную карту подписывают. На обложке ученик ставит свою фамилию, имя и класс.
1. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
2. Все надписи на контурной карте делают простым или цветным карандашом, мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синим карандашом.
3. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
4. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
5. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.
Примечание. При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой отметки.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Всего часов | Количество часов |
теоретических | практических |
1. | Введение | 1 | 1 | |
2. | Гидросфера - водная оболочка Земли | 12 | 9 | 3 |
3. | Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 10 | 6 | 4 |
4. | Биосфера – живая оболочка Земли | 5 | 5 | |
5. | Географическая оболочка | 5 | 4 | 1 |
6. | Промежуточная аттестация | 1 | 1 | |
7. | Итоговое повторение | 1 | 1 | |
| Итого: | 35 | 27 | 8 |
| КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД | | |
1. | Введение. | 1 | |
| Гидросфера- водная оболочка Земли. | | |
2. | Состав и строение гидросферы. П.р. №1.Нанесение на контурную карту объектов гидросферы | 2 | |
3. | Мировой океан.(1) | 1 | |
4. | Мировой океан(2). П.р. №2.Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей. | 2 | |
5. | Учимся с « Полярной звездой»(4) географическая исследовательская практика: прокладывание маршрута на карте. | 1 | |
6. | Воды Океана. | 1 | |
7. | Реки – артерии Земли.(1) Как устроены реки. | | |
8. | Реки – артерии Земли. (2) Как «работают» реки. №3.Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком | 2 | |
9. | Озера и болота. | 1 | |
10. | Подземные воды и ледники. | 1 | |
11. | Гидросфера и человек. | 1 | |
12. | Контрольная работа№2 по теме «Гидросфера». | 1 | |
| Атмосфера –воздушная оболочка Земли. | | |
13. | Состав и строение атмосферы.. | 1 | |
14. | Тепло в атмосфере.(1) | 1 | |
15. | Тепло в атмосфере.(2) №4.Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. | 2 | |
16. | Атмосферное давление | 1 | |
17. | Ветер. №65.Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. | 2 | |
18. | Влага в атмосфере (1) №6.Рассчитываем относительную влажность | 1 | |
19. | Влага в атмосфере (2) | 1 | |
20. | Погода и климат. | 1 | |
21. | Учимся с « Полярной звездой» (5) урок-игра. «Служба погоды — населению».П.р. №7.Дать характеристику погоды | 1 | |
22. | Атмосфера и человек Контрольная работа №3 по теме: «Атмосфера» | 1 | |
| Биосфера – живая оболочка Земли. | | |
23. | Биосфера – земная оболочка. П.р. №8.Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности | 1 | |
24. | Биосфера- сфера жизни. | 1 | |
25. | Почвы. | 1 | |
26. | Биосфера и человек. | 1 | |
| Географическая оболочка. | | |
27. | Географическая оболочка Земли. | 1 | |
28. | Природные зоны Земли. №9 Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности | 1 | |
29. | Культурные ландшафты. | 1 | |
30. | Контрольная работа № 4 по темам: «Биосфера» и «Географическая оболочка» | 1 | |
31. | Итоговое повторение. | 1 | |
| Итого: Практическая работа-9 Контрольная работа-4 | | |
| | | |
| | | |
| | | |