Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
г. Миасс
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР И.о. директора школы
__________А.А. Мельникова
« » __________ 2020 г. « 31 » августа 2020г.
Индивидуальная программа обучения на дому
По предмету « Мир природы и человека»
ученика___2__ класса
Кузнецова Дмитрия Кирилловича
(ФИО ученика)
Составитель индивидуальной программы
учитель начальных классов
высшей категории
Мосеева Любовь Александровна
Рассмотрено на заседании ШПМП консилиума «___» 20__ г
Структура программы по предмету предусматривает следующие разделы:
Пояснительная записка
Основное содержание предмета, практические работы
Требования к уровню подготовки обучающихся
Календарно-тематическое планирование
Индивидуальная программа обучения на дому составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида: 1 – 4 класс/ Под редакцией В.В. Воронковой– Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2013 г.
- Программой обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под общей редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- Санкт- Петербург,2001г.
- Приказом Министерства просвещения и науки Российской федерации № 249 от 18. 05. 2020 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345» на 2020-2021 учебный год.
- Приказом МОиН Челябинской области от 25.08.2014 г. № 01-2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2020-2021 учебный год»;
- Учебным планом СКО школы-интерната VIIIвида на 2020-2021 учебный год;
предмет мир природы и человека
Цель уроков по предмету мир природы и человека во 2 классе СКО школы – интернат VIII вида – углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи развития устной речи на основе ознакомлениями с миром природы и человека:
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе;
Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся VIII вида. Компенсация недостатков психофизического развития достигается путем организации разноуровнего обучения, с учетом возможностей воспитанников, с использованием индивидуального и дифференцированного подхода. Присутствует эмоционально- благоприятный климата в классе, разнообразие форм учебной деятельности, ситуация успеха, различные видов помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых приемов, дидактических игр.
Основные межпредметные связи строятся по линиям:
Мир природы и человека - Чтение
Мир природы и человека - Математика
Мир природы и человека - Изобразительное искусство
Рабочая программа по предмету Мир природы и человека в соответствии ОБУП и Учебным планом СКО школы – интернат VIII вида во 2 классе рассчитана на 34 учебных недели (68часов, по 2 часа в неделю)
Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
Основной учебник:
«Живой мир» Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 2 класс, Н. Б. Матвеева, М.А. Попова. Издательство «Просвещение», 2013 г.
Дидактические и методические пособия для учителя:
«Все обо всем» (энциклопедия для детей), Москва, 1994г.
«Развитие речи», Ю.Соколова, М.ЭКСМО, 2003г
«Развиваем устную речь», И.Е.Светлова, М. ЭКСМО-пресс, 2001г.
Планирование коррекционной работы
По предмету Мир природы и человека во 2 классе
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти при работе с иллюстрациями, таблицами, схемами
2. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти:
- развитие слухового восприятия и слуховой памяти
3. Развитие импрессивной речи:
- формирование умений слушать речь учителя;
- развитие умения выполнять определенные задания к упражнениям в устной форме;
4. Формирование экспрессивной речи:
- устранять недоразвитие словаря через толкование новых незнакомых слов;
- опора на контекст упражнений;
5. Коррекция мышления.
- совершенствовать навыки и умения делать выводы, умозаключения
- использовать развивающие упражнения, помогающие исключить или обобщить;
- обучать приемам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализу изученного);
- развитие логического мышления на всех этапах урока;
6. Коррекция познавательной деятельности:
- активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами, нестандартными заданиями:
- создание проблемных ситуаций, частичного поиска;
- вовлечение в творческую работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся;
- использование ИКТ;
- использование творческих заданий как средство повышения интереса к изучаемому материалу
7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:
- развитие эмоционально-волевой сферы учащихся на каждом этапе учебного занятия
- релаксационные упражнения для мимических мышц и снятия эмоционального напряжения;
- рефлексия, как средство адекватной самооценки своей учебной деятельности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА,
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по предмету Мир природы и человека во 2 классе:
Минимальный уровень:
относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
его выполнения;
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
знать правила гигиены органов чувств;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
4.Календарно-тематическое планирование
№ | Разделы, темы программы | Общее кол-во часов | Кол-во часов, преподаваемых учителем | Дата | Кол-во часов для самостоятельного изучения | Дата |
1 | «Вот и лето прошло…» | 2 | 0,5 | 01.09 | 1,5 | |
2 | Начало осени. Погода (ясно, пасмурно, дождь). Погода каждый день. | 2 | 0,5 | 08.09 | 1,5 | |
3 | Дом, квартира. Домашний адрес. | 2 | 0,5 | 15.09 | 1,5 | |
4 | Сезонные изменения в природе. | 2 | 0,5 | 22.09 | 1,5 | |
5 | Семья. Родители и дети. Работа родителей. | 2 | 0,5 | 29.09 | 1,5 | |
6 | Деревья: берёза, клён. Сходство и различие березы и клена. | 2 | 0,5 | 06.10 | 1,5 | |
7 | Овощи: морковь. | 2 | 0,5 | 13.10 | 1,5 | |
8 | Овощи: репа. | 2 | 0,5 | 20.10 | 1,5 | |
9 | Овощи: лук. Выращивание лука. | 2 | 0,5 | 10.11 | 1,5 | |
10 | Фрукты: яблоко, груша. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
11 | Первые признаки зимы. Сезонные изменения в природе. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
12 | Зимние забавы. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
13 | Птицы: голубь. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
14 | Птицы: снегирь. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
15 | Дикие животные: заяц. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
16 | Дикие животные: волк. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
17 | Домашние животные: кролик. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
18 | Домашние животные: корова. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
19 | Домашние и дикие животные. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
20 | Комнатные растения: фикус, бегония. Уход за комнатными растениями. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
21 | Одежда. Школьная одежда для девочек и мальчиков. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
22 | Сезонная одежда. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
23 | Уход за одеждой. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
24 | Сезонные изменения в природе весной. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
25 | Раннецветущие растения: медуница, мать – и - мачеха , стародубка, сон-трава. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
26 | Птицы: ворона. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
27 | Птицы: воробей. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
28 | Насекомые: бабочка. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
29 | Птицы и насекомые. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
30 | Охрана здоровья. Гигиена тела. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
31 | Волосы, кожа, ногти и их гигиена: стрижка, мытье, расчесывание, подстригание. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
32 | Веселый май. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
33 | Здравствуй лето. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
34 | Повторение. | 2 | 0,5 | | 1,5 | |
| Всего | 68 | 17 | | 51 | |