671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02
ул. Школьная, эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru5
Логопедические занятия с детьми, страдающими ринолалией, проводятся строго индивидуально. Это объясняется различными клиническими проявлениями ринолалии. При этом должен быть тщательный зрительный контроль учителя логопеда за каждым артикуляционным движением, звучанием фонем, дыханием ребенка. Индивидуальная работа проводится 3 раза в неделю. Занятие длится 20 минут.
Количество занятий по теме определяется в зависимости от динамики коррекционной работы У ребенка должна быть индивидуальная тетрадь, где подробно записываются все указания учителя-логопеда, дидактический материал, дозировка упражнений, домашнее задание. Один раз в неделю логопед встречается с родителями. Родителям лучше заниматься 2-3 раза в день по 10-25 минут за одно занятие.
В обязанности учителя входит знание индивидуальных особенностей ребенка, его возможностей. Учитель уделяет внимание таким формам работы, которые способствуют снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом, создают положительный фон в межличностных отношениях детей с ребенком с ринолалией открытой. Если у ребенка ринолалия сочетается с общим недоразвитием речи, учитель должен расширять знания детей об окружающей жизни в соответствии с программой. Развивать речь детей с ринолалией открытой в процессе формирования элементарных математических представлений, на занятиях по конструированию и изодеятельности, физической культуре, развивать графические навыки, навыки самообслуживания и элементов труда, проводить коррекцию моторного развития детей. Индивидуальные занятия, связанные с коррекцией специфических нарушений речи у детей по заданию учителя-логопеда не проводятся. Если у ребенка нет носового оттенка в речи, то поставленные звуки даются учителем-логопедом на автоматизацию, после тщательного объяснения того, как должны выполняться упражнения. Учитель в этих случаях должен следить, чтобы поставленный звук ребенок употреблял в связной речи.
В связи с тем, что хирургические операции по закрытию небной расщелины стали проводиться рано – в 3-3,5 года, в логопедические группы дети с ринолалией открытой стали поступать уже после операции. У многих детей остается щель в переднем отрезке твердого неба, которую закрывают в период школьного обучения. Но направления работы в дооперационный и послеоперационный период остаются одинаковыми.
Алмазова е.с. логопедическая работа по восстановлению голоса у детей.- м., 1973.
Вансовская л.и. устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба. – м., 2000.
Блыскина и.в. массаж в коррекции артикуляторных расстройств. – спб.:сатис,1995.
Воронцова т.н. к вопросу о логопедической работе при открытой ринолалии после уранопластики. //уч. Зап. Мгпи,1964.
воронцова т.н. логопедическая работа с больными открытойринолалией после уранопластики: автореф. Дисс. …канд. Пед. Наук. – м.,1996.
вильсон д.к. нарушение голоса у детей. – м.,2000.
Городилова в.и., кузьмина. Устранение недостатков произношения при ринолалии. Пособие для учителей-логопедов. – м., 2001.
Дмитриева в.с., ландо р.л. хирургическое лечение врожденных послеоперационных дефектов неба. – м., 2009.
Дубов м.д. врожденные расщелины неба. – м., 2000.
Ермакова и.и. коррекция речи и голоса у детей и подростков:кн для логопеда: 2е изд.перераб. - м., 1996.
Ипполитова а.г. открытаяринолалия / под ред. О.н. усановой. М., 2003.
Ипполитова а.г. логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде. // нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 2. Логопедия. Методическое наследие. – м., 2003.
Мамедов а.п. врожденная расщелина неба и пути ее устранения. – екатеринбург, 1998.
мессина в.м. врожденные расщелины неба (этиология, клиника, лечение): автореф. Докт. Дисс. – м.,1971.
Пособие для родителей по комплексному восстановительному лечению детей с врожденной патологией лица и челюсти. Методические рекомендации. – свердловск, 1990.
Соболева е.а. ринолалия. – м.:аст:астрель, 2006.
Соломатина г.в., володацкий в.м. устранение открытойринолалии у детей: методы обследования и коррекции. –м.:тц сфера, 2005.
Таптапова с.л. коррекционно-логопедиичеакая работа при нарушениях голоса: кн. Для логопеда. – м., 1984.
уракова а.и. сравнительная характеристика ринолаликов и детей с нормальной речью. //дефектология,1972, №2.
Фролова л.е. врожденные расщелины верхней губы и неба. – м., 2003.
Чиркина г.в. дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М., 1999.
Чиркина г.в. нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: автореферат. Диссертации. Докт.пед. Наук. – м., 2008.
п/п | Кол-во занятий | Дата | Тема занятия | Виды деятельности | Материально-техническое обеспечение |
1-6 | 6 | | Диагностика устной речи Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии. Обследование импрессивной речи Обследование экспрессивной речи. Обследование связной речи. Обследование словарного запаса. Обследование слоговой структуры слов. Обследование произносительной стороны речи. | Индивидуальная диагностика Провести первичную диагностику. Обследовать речь на уровне понимания слов, предложения, грамматических форм, текст. Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания. Выявить умения пересказывать ранее знакомый текст, незнакомый текст, составлять рассказ по серии картинок с предварительным расположением в последовательности рассказа, по сюжетной картинке, по представлению. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов. Выявить степень владения слоговой структурой. | |
7-8 | 2 | | «Ознакомительное» | | Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна» |
9-10 | 2 | | | Массаж. Массаж лица | Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна» |
11 | 1 | | Артикуляционная гимнастика | Упражнения для нижней челюсти. Массаж верхней губы | Альбом О.И. Иншакова Обследование письменной и устной речи по адаптированной методике Татьяны Фотековой. |
12-13 | 2 | | Артикуляционная гимнастика Упражнения для губ | Вырывание вибрации губ (кучерское «ппррр»). Оттягивание губ в стороны: (по Плотниковой). | Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна |
14-15 | 2 | | Артикуляционная гимнастика Упражнения для языка и щек: | Дотягиваться языком до носа, до подбородка. -Облизывание намазанных сладким губ (каждую отдельно и по кругу). -Поглаживание щек изнутри, упираясь языком в слизистую оболочку. | Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна . Воздушная струя |
16-17 | 2 | | | имитации «поплевывания» | Логопедическое зеркало. Разнообразный демонстрационный материал. Касса букв и слогов. Коврограф. |
18-19 | 2 | | | упражнения | Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна. |
20-21 | 2 | | Фонетико – фонематические компоненты речи, развитие речи. | «К нам в гости пришли», «Колокольчик». дидактические игры: «Так или не так», «Бывает, не бывает» | Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна. Касса букв и слогов. коврограф |
22-23 | 2 | | «Звук «А». Постановка» | игра «Погреем ладошки». | Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна. Касса букв и слогов. коврограф |
24-25 | 2 | | «Звук «А». Автоматизация» | игра «Погреем ладошки», «Нюхаем цветочки» упражнение «Аня плачет». | Логопедическое зеркало. Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна» Лабиринты Али – Бабы. |
26-27 | 2 | | «Звук «Э». Постановка» | игра «Бабушка вздыхает». произнося шепотом [э]. повторить это упражнение с голосом. | Логопедическое зеркало. Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна» |
28-29 | 2 | | «Звук «Э». Автоматизация» | | Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна» |
30-31 | 2 | | «Звук «О». | | Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения В.В. Коноваленко. Касса букв и слогов. |
32-33 | 2 | | «Звук «о». Автоматизация» | Дидактическая игра «Фрукты, овощи, ягоды» /только овощи/ Дидактические игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Найди по описанию» | Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна для кистей и пальцев рук, упражнения для пальчиков «Этот пальчик» |
34-35 | 2 | | «Звук «М». Постановка» | | Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения В.В. Коноваленко. Касса букв и слогов. |
36-37 | 2 | | «Звук М». Автоматизация | Произнесение слогов, слов. | Логопедическое зеркало. Разнообразный демонстрационный материал. Карандаши, альбом. |
38-39 | 2 | | «Звук «Ы». Постановка» | По подражанию | Логопедическое зеркало. Разнообразный демонстрационный материал. Цветная бумага, ножницы, карандаш, альбом, клей. |
40-41 | 2 | | «Звук «Ы» | Произнесение слов со звуком [ы] Назвать то, что изображено на картинках: «мышка, «мыло», «лыжи», «рыбки». Деление слов на слоги. | Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна |
42-43 | 2 | | «Звук «Ы». Автоматизация» | Произнесение слов со звуком [ы] Назвать то, что изображено на картинке. Деление слов на слоги. Составление простых предложений по вопросам. работа с раздаточным картинным материалом «Отдай команду» | Логопедическое зеркало. Логопедические зонды для постановки звуков. Касса букв и слогов. |
44-45 | 2 | | «Звук «У» Постановка» | Напевное, слитное произнесение сочетаний гласных: сочетание двух гласных: аэ, ао, ау; эа, эо, эу; оа, оэ, оу. | Разнообразный демонстрационный материал. Касса букв и слогов. Цветная бумага, ножницы, карандаш, альбом, клей. |
46-47 | 2 | | «Звук «У» Автоматизация» | - Изолированное произнесение. а__ э__ о__ у__ а__ а__ э__ э__ о__ о__ у__ у__ Произнесение сочетаний звуков. а__ у__ э__ у__ о__ у __ у__ а__ у__ о__ э__ у__а__ | Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения. |
48-49 | 2 | | «Одежда» | Дидактическая игра «4 лишний» Дидактическая игра «Что изменилось? Напевное, слитное произнесение сочетаний гласных: -сочетание двух гласных: аэ, ао, ау; эа, эо, эу; оа, оэ, оу. | Логопедическое зеркало. Разнообразный демонстрационный материал. Цветная бумага, ножницы, карандаши, альбом, клей. |
50-51 | 2 | | «Звук «И» Постановка» | По подражанию. Произносить протяжно звук [и] Игра «Как кричит ослик?» | Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения В.В. Коноваленко. Касса букв и слогов. |
52-53 | 2 | | «Звук «И» Автоматизация» | Изолированное произнесение Произнесение слов со звуком [и] | Логопедическое зеркало. . Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения В.В. Коноваленко. |
54-55 | 2 | | «Посуда» | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением посуды. | Логопедическое зеркало. Разнообразный демонстрационный материал. Касса букв и слогов. Песочная терапия |
56-57 | 2 | | «Продукты питания. Овощи. Фрукты» | Развивающая игра «Съедобный – несъедобный» Сюжетная игра «Магазин» /купить нужный продукт по описанию/ | Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения В.В. Коноваленко. |
58-59 | 2 | | «Игра» | словесная игра «Измени слово» словесная игра «Скажи наоборот» | Логопедическое зеркало. Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна |
60-61 | 2 | | Звук [ф] (постановка) | Постановка звука [Ф] 1.По подражанию. 2. Механическим способом. | Разнообразный демонстрационный материал. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения В.В. Коноваленко. |
62-63 | 2 | | Звук [ф] (автоматизация) | Занятия по автоматизации звука идентичны занятию по его постановке | Логопедическое зеркало. Разнообразный демонстрационный материал. Касса букв и слогов. Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна |
64-65 | 2 | | Звук [Х] (постановка) | Постановка звука [х] 1. По подражанию. 2. Механическим способом. | Логопедическое зеркало. Касса букв и слогов. Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна |
66-67 | 2 | | Звук [Х] (автоматизация) | Произнесение предложений со звуком [х] | Логопедическое зеркало. Касса букв и слогов. Цветная бумага, ножницы, карандаш, альбом, клей. |
68-69 | 2 | | ЗВУК [Н] (постановка) | Постановка звука [н] 1. По подражанию. 2. Механическим способом. | Логопедическое зеркало. Разнообразный демонстрационный материал. |
70-71 | 2 | | Звук [Н] (автоматизация) | Произнесение предложений со звуком [н] | Логопедическое зеркало. Разнообразный демонстрационный материал. Касса букв и слогов. |
72-73 | 2 | | ЗВУК [П] (постановка) | Постановка звука [п] 1. По подражанию. 2. Механическим способом. | Логопедическое зеркало. Логопедический тренажер «Дельфа» Касса букв и слогов. |
74-75 | 2 | | Звук [П] (автоматизация) | Произнесение предложений со звуком [п] | Логопедическое зеркало. Коврограф Касса букв и слогов. Цветная бумага, ножницы, карандаш, альбом, клей. |
76-77 | 2 | | ЗВУК [Т] (постановка) | Постановка звука [т] 1. По подражанию. 2. Механическим способом. | Логопедическое зеркало. Разнообразный демонстрационный материал. Цветная бумага, ножницы, карандаш, альбом, клей. |
78-79 | 2 | | Звук [Т] (автоматизация) | Произнесение предложений со звуком [тI | Логопедическое зеркало. Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения В.В. Коноваленко. Разнообразный демонстрационный материал. |
80-81 | 2 | | ЗВУК [К] (постановка) | 1.По подражанию. 2. Механическим способом. | Логопедическое зеркало. Цветная бумага, ножницы, карандаш, альбом, клей. |
82-83 | 2 | | Звук [К] (автоматизация) | Произнесение предложений со звуком [к] | Разнообразный демонстрационный материал. Логопедическое зеркало. |
84-85 | 2 | | ЗВУК [В] (постановка) | 1.По подражанию. 2. Механическим способом. | Логопедическое зеркало. Касса букв и слогов. Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения В.В. Коноваленко. |
86-87 | 2 | | Звук [в] (автоматизация) | Произнесение слов со звуком [в] | Логопедическое зеркало. Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна» |
88-89 | 2 | | ЗВУК [Б] (постановка) | Постановка звука [б] 1. По подражанию. 2. Механическим способом. | Коврограф. Песочная терапия |
90-91 | 2 | | Звук [Б] (автоматизация) | Произнесение слов со звуком [б] | Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна» |
92-93 | 2 | | ЗВУК [Д] (постановка) | Постановка звука [д] 1. По подражанию. 2. Механическим способом. | Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна» |
94-95 | 2 | | Звук [Д] (автоматизация) | Произнесение предложений Составить и произнести предложения по картинкам | Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна» |
96-97 | 2 | | ЗВУК [Г] (постановка) | Постановка звука [г] 1. По подражанию. 2. Механическим способом. | Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна» |
98-99 | 2 | | Автоматизация звука [г] | Произнесение слов и предложений со звуком [г] | Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна» |
99-102 | 4 | | Обследование | | |