СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного образования. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня высокие требования. Именно школе отводится задача выявить степень одаренности ребенка и совместно с педагогами, родителями определить основные задачи и направления работы с ним.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа развития одаренного ребенка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. БЕЛОЯРСКИЙ»














Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

























Воробьева Ольга Александровна,

учитель математики






Пояснительная записка.


Модернизация российской системы образования, сопровождающаяся переходом на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Стали появляться образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации, целью которых стало выявление, обучение и развитие одаренных детей. В связи с этими изменениями, в общественном сознании стало формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны.

При работе с одаренными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, большая часть которых связана с разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множеством теоретических подходов и методов выявления одаренности и обучения детей, вариативностью современного образования.

Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного образования. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня высокие требования. Именно школе отводится задача выявить степень одаренности ребенка и совместно с педагогами, родителями определить основные задачи и направления работы с ним.

Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса исторического развития. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Однако, несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве, как правило, им не удается «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.

Во-вторых, ускорение динамики жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузок на человека ставит перед ним и социальными институтами множество проблем, решение которых невозможно откладывать. Воспитание сегодня должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. В этой связи обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет идеальную «модель» творческого развития человека, что чрезвычайно важно и для массовой образовательной практики.

В-третьих, в условиях современной России работа с одаренными детьми дает возможность преодолеть сложившийся антиинтеллектуализм в общественной жизни, фетишизацию «усредненности», «обыкновенности» и отторжение неординарности и талантливости, вырастить «лидирующую группу населения», в которую входят и одаренные люди с их неординарным подходом к окружающей действительности, сформировать новое качество образовательных систем.

В-четвертых, учитывая, что одна из задач федеральной программы развития образования - регионализация образовательного пространства и развитие региональных систем образования, решение различных проблем обучения и воспитания, в том числе обеспечение системной работы с одаренными детьми в условиях конкретных территорий, приобретает особый смысл и значимость.



Нормативно-правовые документы


1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.

3. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы".

4. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы».

5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".


Научно-методологическое и методическое обоснование


Наибольший эффект вышеперечисленные действия могут иметь, если они будут подкреплены соответствующим научным базисом. Определенные достижения психолого-педагогической науки в этом направлении уже имеются. Так, к настоящему времени в зарубежной и отечественной литературе рассмотрены понятие одаренности и специфические особенности личности одаренного ребенка (К.Абромс, Ю.З.Гильбух, Э.А.Голубева, Е.Н.Задорина, А.Карне, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, Ф.Монкс, В.Панов, К.Перлет, А.Савенков, В.Сиервальд, К.Тэкэс, К.А.Хеллер, Л.Холлингоуорт, Е.И.Щебланова, В.С.Юркевичи др.), выявлены общие закономерности развития одаренности (А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.Н.Дружинин, Н.С.Лейтес, Р.Стенберг, Дж.Фримэн и др.), предложены способы исследования одаренности (А.Бине, Дж.Гилфорд, Л.Термен, П.Торренс и др.), предприняты попытки создания моделей одаренности (Ф.Монкс, Дж.Рензулли, К.Хеллер и др.)

В то же время многие проблемы обучения одаренных детей в системе общего образования остаются неисследованными. Так, слабо изученным до сих пор остается вопрос о том, какие особенности когнитивной и мотивационно-личностной сфер умственно одаренного ребенка требуют дополнительных педагогических усилий, какие проблемы обучения и воспитания одаренных детей могут быть решены за счет организации дополнительного общего образования, какие при этом могут использоваться способы диагностики, какие формы и виды образовательных услуг в региональной системе образования могут обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми и подростками и др.




Основания для составления индивидуальной программы развития

ребёнка.


В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной  задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере, составить индивидуальный образовательный маршрут, который определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

- особенностями, интересами и потребностями самого воспитанника и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

- профессионализмом педагогического коллектива;

- возможностями УДОД удовлетворить образовательные потребности учащихся;

- возможностями материально-технической базы школы, УДОД;

- содержанием конкурсной программы.

Принципы построения программы:

1. Индивидуальность.

2. Учет возрастных особенностей детей.

3. Последовательность.

4. Преемственность.

5. Сотрудничество.

6. Успешность.

Направления программы:

1. Познавательная деятельность учащихся.

2. Эмоционально-личностная сфера.

3. Межличностные отношения.

4. Психологическое и физическое здоровье.

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

П. Анастасии

Этап 1. Диагностика уровня развития способностей ребёнка и его индивидуальных особенностей.


Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.


№ п/п

Основные мероприятия

    Сроки  

проведения 

Ответственные

1

- Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна.

- Тест Д. Векслера.

- Тест Р. Амтхауэра.

-Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.)

- Методика «Школьный тест умственного развития»

Сентябрь

школьный психолог

2

Тест на математические способности Г. Айзенк.

Сентябрь

Классный руководитель

3

- Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой);

- Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков);

- Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)

Октябрь

школьный психолог

4

- Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя).
 - Тест на вербальные способности. Г. Айзенк.
 - Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника).

Октябрь

школьный психолог



Индивидуальная карта

Рисунок 1





Этап 2. Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.

Цель предлагаемой программы - создание условий для построения воспитательно–образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей. Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителями определяет задачи маршрута.

№ п/п

Задачи

Сроки проведения

Ответственные

1

Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка.

октябрь

учитель-предметник

2

Составление индивидуального учебного плана по предметам: русскому языку, литературе, математике, истории английскому языку

октябрь

учителя-предметники

3

Выбор темы исследовательской работы по математики.

октябрь

руководитель

4

Составление плана учеником для учета желаний ребенка.

октябрь

психолог

5

Работа кружков.

октябрь

классный руководитель

6

Беседа с родителями.

октябрь

классный руководитель

Рисунок 2

Этап 3. Прогнозирование - индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения».


Предмет

Причина выбора

Форма работы

ожидаемые результаты

Русский язык

Результативное участие во Всероссийской олимпиаде, конкурсы.

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Результативное участие во Всероссийской олимпиаде, муниципальный этап. Высокий балл на конец года.

Физика

Результативное участие во Всероссийской олимпиаде, конкурсы.

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Результативное участие во Всероссийской олимпиаде, муниципальный этап. Высокий балл на конец года.

Английский язык

Результативное участие во Всероссийской олимпиаде, конкурсы.

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Результативное участие на городском этапе Всероссийской олимпиады, региональный этап.

Высокий балл на конец года.

Математика

Результативное участие во Всероссийской олимпиаде, конкурсы.

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Результативное участие во Всероссийской олимпиаде, региональный этап. Высокий балл на конец года.

Физика

Результативное участие во Всероссийской олимпиаде, конкурсы.

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Результативное участие во Всероссийской олимпиаде, муниципальный этап. Высокий балл на конец года.





Этап 4. «Интеграция с другими специалистами»


Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем, руководителем НОУ и учителями - предметниками.

сентябрь

Карта познавательной деятельности ребенка.


Разработка индивидуального образовательного маршрута учителями – предметниками.

октябрь

Индивидуальный образовательный

маршрут

Прохождение тестов, предметных олимпиад

ежемесячно

Расписание посещений занятий

Диагностирование, рефлексия школьным психологом, руководителем НОУ, учителями – предметниками.

ежемесячно

Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками.

Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Классный руководитель

ежемесячно

Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка.

























Этап 4. Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»

Планирование

Мероприятия

Результат

Подготовка к участию на школьном и муниципальном, региональном этапах Всероссийской олимпиады.

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.


Победитель и призер ВсОШ по русскому и английскому языку, физике, литературе, математике, ИЗО.

Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературе, английскому языку, математике, истории.

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

УрФО победитель по русскому языку, истории, математике, Федеральный победитель в МПЧ

Подготовка к участию в муниципальном НПК.

Разработка исследовательской работы. Поэтапная работа над ней. (план ученика и план руководителя) 

Победитель НПК по математике и английскому языку.

Подготовка к участию в муниципальных творческих конкурсах. (по мере поступления положений).

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.


















Этап 5. «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника»



Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с ребенком. Лучше проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.

Формы подведения итогов образовательного маршрута: концерт, открытое занятие, демонстрация достижений, зачетная работа, тесты, персональная выставка и другие.

Критерии оценивания:

-победы на олимпиадах, конкурсах;

-активная жизненная позиция;

-желание участвовать в гуманитарных проектах и побеждать;

-ведение дневника и портфолио;

-успешная реализация индивидуальной программы развития;

-высокая мотивация на достижение поставленной цели сформирована (проверить с помощью тестов, мониторингов, бесед).

Самооценку воспитанник может провести по одному из опросников самоанализа:


Анкета самоанализа ребенка, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту

1.Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (чего я хотел

добиться)

2.Какие действия я спланировал для достижения поставленной цели? (что

я должен сделать)

3.Удалось ли мне реализовать задуманное? (что я сделал для достижения

цели)

4. Какова эффективность моих действий? (чему научился и что еще необходимо сделать).














Этап 6. Портфолио за 2014-2015 учебный год


Р исунок 3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!