Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Подготовила:
учитель английского языка
Попова И.А.
г. Лебедянь 2018
Пояснительная записка
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в последние годы на уровне общества и государства работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. Феномен одаренности и творчества привлекает внимание исследователей уже много веков, но лишь в последние годы рост интереса к проблеме одаренности приобрел характер устойчивой тенденции. Обусловлено это спецификой происходящих в обществе перемен.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компетентного.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Сейчас, говоря об одарённых детях, мы в большей степени подразумеваем потенциально одаренных детей, детей с высоким уровнем мотивации и с высокими познавательными способностями.
Одарённые дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
В современном обществе ценятся интеллект и креативность. В социальной и промышленной сферах доминирующим становится интеллектуальное производство, одним из основных видов собственности стала собственность интеллектуальная, главным двигателем прогресса — новые, креативные идеи и технологии. Поэтому развитие детской одаренности становится все более важной задачей.
Цель программы: формирование благоприятных условий обучения для успешного развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи:
выявить одарённых детей методом наблюдения, анкетирования и тестирования по английскому языку;
поддерживать высокую учебную мотивацию;
внедрить методы, формы и средства, направленные на поэтапное развитие у учащихся самостоятельности мышления, научно-исследовательских, рефлексивных, оценочных навыков, инициативности и творчества в урочной и внеурочной деятельности;
использовать на уроке дифференциацию на основе индивидуальных особенностей одарённых детей;
расширить возможности обучения и самообучения;
отследить личностный рост одарённых детей с помощью мониторинговых процедур.
Работа строится на следующих принципах педагогической деятельности:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной - работе;
- принцип опережающего обучения;
- принцип комфортности в любой деятельности;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для реализации способностей учащихся;
- принцип развивающего обучения.
Направления программы:
1. Познавательная деятельность учащихся.
2. Эмоционально-личностная сфера.
3. Межличностные отношения.
4. Психологическое и физическое здоровье.
Ожидаемые конечные результаты программы:
- формирование постоянно действующей системы работы с одаренными детьми;
- удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
- повышение уровня индивидуальных достижений ребенка по английскому языку;
- повышение интереса к предмету «Английский язык»;
- повышенный интерес к проектно-исследовательской деятельности.
- увеличение количества одаренных и способных детей в области английского языка, призовых мест в олимпиадах и конкурсах разных уровней;
Позиция учителя:
- инициирование субъектного опыта учения;
- развитие индивидуальности каждого ребенка;
- признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.
Позиция ученика:
- свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса;
- самопознание, самоопределение, самореализация.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2018 – 2019 учебный год.
Промежуточные результаты.
Результаты участия в творческих конкурсах, конференциях, выставках, олимпиадах.
Прогнозируемый результат.
а) Будут развиты данные способности и умения:
1. Познавательные способности и навыки
•Богатый словарный запас.
•Перенос усвоенного на новый материал.
•Установление причинно- следственных связей.
•Умение делать выводы.
•Умение интегрировать и синтезировать информацию.
•Умение улавливать сложные идеи.
•Умение замечать тонкие различия.
•Использование альтернативных путей поиска информации.
•Анализ ситуаций.
•Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
•Умение рассуждать.
•Построение гипотез.
•Применение идей на практике.
•Критичность в мышлении.
•Высокая любознательность.
2.Творческие способности
•Способность рисковать.
•Дивергентное мышление.
•Гибкость в мышлении и действиях.
•Быстрота мышления.
•Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
•Богатое воображение.
•Высокие эстетические ценности.
•Развитая интуиция.
3. Особенности эмоциональной сферы
•Реалистическая Я-концепция.
•Уважение к другим.
•Эмпатическое отношение к людям.
•Склонность к самоанализу.
•Терпимое отношение к критике.
•Настойчивость в выполнении задания.
•Независимость в мышлении и поведении.
•Соревновательность.
•Чувство юмора.
•Уверенность в своих силах и способностях.
•Внутренняя мотивация.
б) Исследовательская работа и участие в научно-практической конференции.
в) Успешная сдача ОГЭ.
Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей
Организация консультативной помощи для учащихся, целенаправленных на творческую самореализацию, самодостаточность.
Информация учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности и знакомство с новой литературой.
Привлечение творческих учителей к работе с одаренными детьми.
Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых детей.
Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результате самостоятельной работы.
Развитие творческих способностей
Привлечение одаренных детей к проведению школьных олимпиад.
Использование в работе с одаренными детьми следующих приемов:
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- ответственность за предметные недели;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно- исследовательских заданий.
Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности
Своевременное поощрение успехов учащихся.
Отправление благодарственных писем родителям.
Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.
Награждение отличников учебы, победителей конкурсов, олимпиад.
Общие черты интеллектуальной активности учащихся:
- конкретность мышления и способность к абстракциям;
- быстрота и точность выполнения заданий, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью;
- сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного;
- богатство словарного запаса, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций.
К таким обучающимся можно отнести Дуденкову Елизавету (8Г кл.), Афанасьвева Анастасия и Лустина Анастасия (7Г кл.) с наиболее высоким интеллектуальным уровнем развития по английскому языку.
Этапы работы над программой
Этап 1. Диагностика уровня развития способностей ребёнка и его индивидуальных особенностей.
На основе тестов ранее указанные дети относится к интеллектуальному виду одаренности. Именно этих обучающихся называют «умный», «толковый», «сообразительный». Они – «светлые головы» и «надежда педагогов». Они, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто умеют самостоятельно их получать – сами читают литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют различный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.
1-2 неделя сентября
школьный педагог-психолог
2
Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация».
Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.
1-2 неделя сентября
классный руководитель, учитель английского языка
3
Методика Климова И.И. «Карта интересов»
3-4 неделя
сентября
школьный педагог-психолог
4
Опросник Айзенка. Личностные особенности.
3-4 неделя
сентября
школьный педагог-психолог
5
Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор - Филлипс.
3-4 неделя
ноября
школьный педагог-психолог
6
Социометрия. Автор - Дж.Морено.
3-4 неделя
декабря
школьный педагог-психолог
Этап 2. Определение цели и постановка задач, которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута.
Цель предлагаемой программы - создание условий для построения воспитательно–образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей. Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута. Составление индивидуального учебного плана по английскому языку.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)
2 неделя октября
классный руководитель, учитель английского языка
Этап 3. Определение роли родителей в реализации маршрута.
На основании специфики сопровождения одаренных детей выстраиваются основные направления работы с родителями:
- подлинное сотрудничество на основе реальных дел;
- просветительская работа (встречи с психологами, библиотечка для родителей на сайте);
- доминантный проект как основа для работы с Родительским проектом. Школа должна расширять и развивать воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролируя и направляя семейное воспитание через следующие формы работы:
- Информирование родителей об особенностях, проблемах, интересах ребенка путем проведения лекций, показа фильмов.
- Обучение родителей способами взаимодействия путем проведения тренингов.
- Индивидуальные беседы, консультации.
Этап 4.Определение форм занятий, методов и приемов, технологий.
1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.
2. Индивидуальная работа.
3. Посещение кружка.
Подготовка к участию в очных, дистанционных олимпиадах и конкурсах по английскому языку. Подготовка к участию в научно-исследовательской конференции. Работа над индивидуальным исследовательским проектом.
1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.
2. Индивидуальная работа.
Школьной олимпиады по английскому языку – Победитель.
Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературе, английскому языку, математике
1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.
2. Индивидуальная работа.
Победитель и призер дистанционных предметных олимпиад и конкурсов по английскому языку
Подготовка к участию в школьной НИК
Разработка исследовательской работы. Поэтапная работа над ней.
(план ученика и план руководителя)
Школьная НИК «Шаг в науку»
Подготовка к участию в творческих конкурсах.
(по мере поступления положений).
1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.
2. Индивидуальная работа.
Подготовка к участию в школьном конкурсе «Ученик года»
1. Индивидуальные консультации.
2. Индивидуальная работа.
Этап 5. Определение содержания плана работы с одарёнными детьми.
- Диагностика. Формирование списка одаренных детей.
- Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы.
- Разработка индивидуальных программ развития одаренных учащихся.
- Организация и проведение школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников
- Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ
Результативное участие на школьном этапе Всероссийской олимпиады.
Высокий балл на конец года.
Английский язык
Всероссийские олимпиады, конкурсы, участие в проектах
Индивидуальные и дистанционные консультации.
Результативное участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады по английскому языку. Результативное участие в олимпиадах из Перечня МО.
Этап 6. Интеграция с другими специалистами.
Проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, при необходимости можно привлечь к работе с данным ребенком других специалистов.
Индивидуальный образовательный
маршрут
Прохождение тестов, предметных олимпиад
октябрь
Расписание посещений занятий
Диагностирование, рефлексия школьным педагогом-психологом, учителями – предметниками.
ежемесячно
Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками.
Беседа с родителями о здоровье обучающегося, об эмоциональном состоянии.
ежемесячно
Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка.
Этап 7. Определение способов оценки и самооценки успехов обучающегося.
Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с ребенком. Лучше проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.
«Что я сделал для достижения цели?»
«Чему научился?»
«Что необходимо сделать ещё?»
Формы подведения итогов образовательного маршрута: открытое занятие, демонстрация достижений, зачетная работа, тесты, персональная выставка и другие работы:
- Открытая российская интернет-олимпиада по английскому языку (Кафедра современных европейских языков РГПУ им. А.И. Герцена. МетаШкола. Информационные технологии)
- Всероссийская онлайн-олимпиада по английскому языку для российских школьников 5-11 класса от Cambridge University Press и Educa;
Международные олимпиады и
конкурсы
- международная конкурсе-игра по английскому языку «Лев»;
- Международный конкурс проектов “Interclover”;
- международный игровой конкурс по английскому языку «Британский Бульдог»;
- Международная онлайн-олимпиад «Фоксфорд» по английскому языку
Литература:
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.
Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.
Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.
Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.
Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.
Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. – 1991.- №6.- с.103.
Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27.
Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.
Электронный ресурс Министерства образования и науки. сайт http://standart.edu.ru/.
Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.