СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа включает в себя следующие разделы: 

Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей.

Диагностика уровня развития способностей ребёнка и его индивидуальных особенностей.

Определение цели и постановка задач, которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута.

Определение роли родителей в реализации маршрута.

Определение форм занятий, методов и приемов, технологий.

Определение содержания плана работы с одарёнными детьми.

Интеграция с другими специалистами.

Определение способов оценки и самооценки успехов обучающегося.

 

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа развития одаренного ребенка»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области













ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА














Подготовила:

учитель английского языка

Попова И.А.















г. Лебедянь 2018

Пояснительная записка


Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в последние годы на уровне общества и государства работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. Феномен одаренности и творчества привлекает внимание исследователей уже много веков, но лишь в последние годы рост интереса к проблеме одаренности приобрел характер устойчивой тенденции. Обусловлено это спецификой происходящих в обществе перемен.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компетентного.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Сейчас, говоря об одарённых детях, мы в большей степени подразумеваем потенциально одаренных детей, детей с высоким уровнем мотивации и с высокими познавательными способностями.

Одарённые дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

В современном обществе ценятся интеллект и креативность. В социальной и промышленной сферах доминирующим становится интеллектуальное производство, одним из основных видов собственности стала собственность интеллектуальная, главным двигателем прогресса — новые, креативные идеи и технологии. Поэтому развитие детской одаренности становится все более важной задачей.

Цель программы: формирование благоприятных условий обучения для успешного развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи:

  1. выявить одарённых детей методом наблюдения, анкетирования и тестирования по английскому языку;

  2. поддерживать высокую учебную мотивацию;

  3. внедрить методы, формы и средства, направленные на поэтапное развитие у учащихся самостоятельности мышления, научно-исследовательских, рефлексивных, оценочных навыков, инициативности и творчества в урочной и внеурочной деятельности;

  4. использовать на уроке дифференциацию на основе индивидуальных особенностей одарённых детей;

  5. расширить возможности обучения и самообучения;

  6. отследить личностный рост одарённых детей с помощью мониторинговых процедур.

    Работа строится на следующих принципах педагогической деятельности:

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

- принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной - работе;

- принцип опережающего обучения;

- принцип комфортности в любой деятельности;

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для реализации способностей учащихся;

- принцип развивающего обучения.

Направления программы:

1. Познавательная деятельность учащихся.

2. Эмоционально-личностная сфера.

3. Межличностные отношения.

4. Психологическое и физическое здоровье.

Ожидаемые конечные результаты программы:

- формирование постоянно действующей системы работы с одаренными детьми;

- удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;

- повышение уровня индивидуальных достижений ребенка по английскому языку;

- повышение интереса к предмету «Английский язык»;

- повышенный интерес к проектно-исследовательской деятельности.

- увеличение количества одаренных и способных детей в области английского языка, призовых мест в олимпиадах и конкурсах разных уровней;

Позиция учителя:

- инициирование субъектного опыта учения;

- развитие индивидуальности каждого ребенка;

- признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.

Позиция ученика:

- свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса;

- самопознание, самоопределение, самореализация.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2018 – 2019 учебный год.

Промежуточные результаты.

Результаты участия в творческих конкурсах, конференциях, выставках, олимпиадах.

Прогнозируемый результат.

а) Будут развиты данные способности и умения:

1. Познавательные способности и навыки

•Богатый словарный запас.

•Перенос усвоенного на новый материал.

•Установление причинно- следственных связей.

•Умение делать выводы.

•Умение интегрировать и синтезировать информацию.

•Умение улавливать сложные идеи.

•Умение замечать тонкие различия.

•Использование альтернативных путей поиска информации.

•Анализ ситуаций.

•Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

•Умение рассуждать.

•Построение гипотез.

•Применение идей на практике.

•Критичность в мышлении.

•Высокая любознательность.

2.Творческие способности

•Способность рисковать.

•Дивергентное мышление.

•Гибкость в мышлении и действиях.

•Быстрота мышления.

•Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

•Богатое воображение.

•Высокие эстетические ценности.

•Развитая интуиция.

3. Особенности эмоциональной сферы

•Реалистическая Я-концепция.

•Уважение к другим.

•Эмпатическое отношение к людям.

•Склонность к самоанализу.

•Терпимое отношение к критике.

•Настойчивость в выполнении задания.

•Независимость в мышлении и поведении.

•Соревновательность.

•Чувство юмора.

•Уверенность в своих силах и способностях.

•Внутренняя мотивация.


б) Исследовательская работа и участие в научно-практической конференции.


в) Успешная сдача ОГЭ.


Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей


  1. Организация консультативной помощи для учащихся, целенаправленных на творческую самореализацию, самодостаточность.

  2. Информация учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности и знакомство с новой литературой.

  3. Привлечение творческих учителей к работе с одаренными детьми.

  4. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых детей.

  5. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результате самостоятельной работы.

Развитие творческих способностей

  1. Привлечение одаренных детей к проведению школьных олимпиад.

  2. Использование в работе с одаренными детьми следующих приемов:

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых работ;

- ответственность за предметные недели;

- повышение степени сложности заданий;

- интеграция учебных и научно- исследовательских заданий.

Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности

  1. Своевременное поощрение успехов учащихся.

  2. Отправление благодарственных писем родителям.

  3. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

  4. Награждение отличников учебы, победителей конкурсов, олимпиад.

Общие черты интеллектуальной активности учащихся:

- конкретность мышления и способность к абстракциям;

- быстрота и точность выполнения заданий, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью;

- сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного;

- богатство словарного запаса, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций.

К таким обучающимся можно отнести Дуденкову Елизавету (8Г кл.), Афанасьвева Анастасия и Лустина Анастасия (7Г кл.) с наиболее высоким интеллектуальным уровнем развития по английскому языку.


Этапы работы над программой


Этап 1. Диагностика уровня развития способностей ребёнка и его индивидуальных особенностей.


На основе тестов ранее указанные дети относится к интеллектуальному виду одаренности. Именно этих обучающихся называют «умный», «толковый», «сообразительный». Они – «светлые головы» и «надежда педагогов». Они, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто умеют самостоятельно их получать – сами читают литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют различный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.


1-2 неделя сентября

школьный педагог-психолог

2

Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация».

Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.

1-2 неделя сентября

классный руководитель, учитель английского языка

3

Методика Климова И.И. «Карта интересов»

3-4 неделя

сентября

школьный педагог-психолог

4

Опросник Айзенка. Личностные особенности.

3-4 неделя

сентября

школьный педагог-психолог

5

Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор - Филлипс.

3-4 неделя

ноября

школьный педагог-психолог

6

Социометрия. Автор - Дж.Морено.

3-4 неделя

декабря

школьный педагог-психолог


Этап 2. Определение цели и постановка задач, которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута.


Цель предлагаемой программы - создание условий для построения воспитательно–образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей. Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута. Составление индивидуального учебного плана по английскому языку.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)

2 неделя октября

классный руководитель, учитель английского языка


Этап 3. Определение роли родителей в реализации маршрута.


На основании специфики сопровождения одаренных детей выстраиваются основные направления работы с родителями:

- подлинное сотрудничество на основе реальных дел;

- просветительская работа (встречи с психологами, библиотечка для родителей на сайте);

- доминантный проект как основа для работы с Родительским проектом. Школа должна расширять и развивать воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролируя и направляя семейное воспитание через следующие формы работы:

- Информирование родителей об особенностях, проблемах, интересах ребенка путем проведения лекций, показа фильмов.

- Обучение родителей способами взаимодействия путем проведения тренингов.

- Индивидуальные беседы, консультации.


Этап 4.Определение форм занятий, методов и приемов, технологий.


1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

3. Посещение кружка.

Подготовка к участию в очных, дистанционных олимпиадах и конкурсах по английскому языку. Подготовка к участию в научно-исследовательской конференции. Работа над индивидуальным исследовательским проектом.


1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.


Школьной олимпиады по английскому языку – Победитель.

Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературе, английскому языку, математике

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

Победитель и призер дистанционных предметных олимпиад и конкурсов по английскому языку

Подготовка к участию в школьной НИК

Разработка исследовательской работы. Поэтапная работа над ней.

(план ученика и план руководителя)

Школьная НИК «Шаг в науку»

Подготовка к участию в творческих конкурсах.

(по мере поступления положений).

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.


Подготовка к участию в школьном конкурсе «Ученик года»

1. Индивидуальные консультации.

2. Индивидуальная работа.


Этап 5. Определение содержания плана работы с одарёнными детьми.


- Диагностика. Формирование списка одаренных детей.

- Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы.

- Разработка индивидуальных программ развития одаренных учащихся.

- Организация и проведение школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников

- Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ


Результативное участие на школьном этапе Всероссийской олимпиады.

Высокий балл на конец года.

Английский язык

Всероссийские олимпиады, конкурсы, участие в проектах

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Результативное участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады по английскому языку. Результативное участие в олимпиадах из Перечня МО.


Этап 6. Интеграция с другими специалистами.


Проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, при необходимости можно привлечь к работе с данным ребенком других специалистов.

Индивидуальный образовательный

маршрут

Прохождение тестов, предметных олимпиад

октябрь

Расписание посещений занятий

Диагностирование, рефлексия школьным педагогом-психологом, учителями – предметниками.

ежемесячно

Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками.

Беседа с родителями о здоровье обучающегося, об эмоциональном состоянии.

ежемесячно

Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка.


Этап 7. Определение способов оценки и самооценки успехов обучающегося.


Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с ребенком. Лучше проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.

«Что я сделал для достижения цели?»

«Чему научился?»

«Что необходимо сделать ещё?»


Формы подведения итогов образовательного маршрута: открытое занятие, демонстрация достижений, зачетная работа, тесты, персональная выставка и другие работы:


- Открытая российская интернет-олимпиада по английскому языку (Кафедра современных европейских языков РГПУ им. А.И. Герцена. МетаШкола. Информационные технологии)

- Всероссийская онлайн-олимпиада по английскому языку для российских школьников 5-11 класса от Cambridge University Press и Educa;

Международные олимпиады и

конкурсы

- международная конкурсе-игра по английскому языку «Лев»;

- Международный конкурс проектов “Interclover”;

- международный игровой конкурс по английскому языку «Британский Бульдог»;

- Международная онлайн-олимпиад «Фоксфорд» по английскому языку













































Литература:


  1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.

  2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.

  3. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.

  4. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.

  5. Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  6. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.

  7. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

  8. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.

  9. Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.

  10. Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.

  11. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. – 1991.- №6.- с.103.

  12. Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27.

  13. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.

  14. Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.

  15. Электронный ресурс Министерства образования и науки. сайт http://standart.edu.ru/.

  16. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!