СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Индивидуальная программа развития одаренных учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля… Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»

Р.Дж.Стернберг, Е.Григоренко  

Просмотр содержимого документа
«"Индивидуальная программа развития одаренных учащихся"»

МАОУ «СОШ ИМЕНИ ДЕКАБРИСТОВ»







Индивидуальная программа развития

одаренных учащихся 1 Б класса

МАОУ «СОШ ИМЕНИ ДЕКАБРИСТОВ»










Автор:

Вишнякова М.В.,

учитель начальных классов




2019 год

Пояснительная записка

«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля… Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»

Р.Дж.Стернберг, Е.Григоренко

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого,

чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления.

Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Нормативно-правовые основания программы:

  1. Конвенция о правах ребенка,

  2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  3. «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.

  4. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы".

  5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

  6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка

В каждом классе есть несколько детей, которые выделяются среди остальной своей сообразительности, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной задачей учителя становится поддержка такого ребёнка, создание условий для раскрытия возможностей.

Данная программа рассчитана на работу с группой учащихся 4 класса.

Цель программы: создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития интеллектуально-познавательных способностей учащихся, самоутверждения, раскрытия потенциала возможностей.

Задачи:

  • развивать активность и самостоятельность;

  • расширять возможности обучения и самообучения;

  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

  • развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

  • воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;

  • формировать культуру межличностных отношений.

Принципы программы:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

  • принцип развивающей и воспитывающей среды;

  • принцип обучения и воспитания на диагностичной основе;

  • принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация; используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);

  • принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

  • принцип научности;

  • принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.);

  • принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания);

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного процесса;

  • принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном участии последнего;

  • принцип самопознания и самореализации одаренной личности;

  • принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;

  • принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях.

Основные направления и содержание деятельности

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

  • интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

  • задания с отсроченным вопросом,

  • интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

  • решение частично-поисковых задач разного уровня,

  • творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревнования, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Результаты по формированию УУД

Познавательные УУД:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек);

  • осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ;

  • грамотное построение устной и письменной речи;

  • выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;

  • извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;

  • самостоятельно создавать алгоритм действий;

  • обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов; устанавливать аналогии;

  • владеть общим рядом приемом решения задач;

  • выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора;

  • понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности;

  • использовать разные географические средства;

  • замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.

Личностные УУД:

  • основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину;

  • чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности.

Регулятивные УУД:

  • замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи;

  • оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки (шкалы, линейки, баллы, проценты);

  • адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей;

  • составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей;

  • прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;

  • самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;

  • понимать значение работы над устранением ошибок;

  • находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;

  • подбирать задания на устранение пробелов в знаниях;

  • различать способ и результат действия.

Коммуникативные УУД:

  • эффективно сотрудничать в паре, группе и классе;

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать;

  • с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

  • брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;

  • анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы

  • деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию;

  • выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

  • составлять внутренний план действий.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

  • групповые занятия с детьми, которые также проявляют высокие способности;

  • внеурочная деятельность: конкурсы и викторины;

  • участие в олимпиадах разного уровня;

  • работа по индивидуальному плану;

  • научно-исследовательские конференции;

  • создание портфолио.

Этапы реализации программы


I этап – диагностический

Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.

Задача: провести психологическое обследование ребёнка для определения его психологического развития.

Использованная методика

Сроки

Ответственный

Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

январь

школьный психолог

Методика Климова И.И. «Карта интересов»

январь

школьный психолог

Опросник Айзенка. Личностные особенности.

январь

школьный психолог

Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор – Филлипс.

январь

школьный психолог



II этап – коррекционно-развивающий

Цель: разработка и реализация индивидуальной программы.


Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка.

январь

Вишнякова М.В.

Составление индивидуального учебного плана по предметам: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру

январь

Вишнякова М.В.

Подготовка к участию на школьном и муниципальном этапе Всероссийской олимпиады

В течение года

Вишнякова М.В.

Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах, онлайн-олимпиадах и конкурсах по русскому языку, математике, литературе и окружающему миру.

В течение года

Вишнякова М.В.


Технологическая карта педагогической программы

работы с одаренными детьми

Виды работ

Работа на уроке

Внеурочная деятельность

Работа с родителями

Когда?

При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики.

На индивидуальных и групповых занятиях.

Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские собрания.

Зачем?

Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению.

Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей.

Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей.

Проведение микроисследований по теме.

Что?

Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.

Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности.

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Как?

Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения.

Творческая мастерская, олимпиады, викторины, интеллектуальные марафоны, конкурсы.

Совместное выполнение творческих заданий, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций родительских собраниях.



Тематическое планирование занятий


Тема

Кол-во часов

Задачи-ловушки, шутки.


Нестандартные задачи


Задачи, требующие особых приёмов решения


Решение логических задач


Нестандартные задачи на соответствие и порядок.


Работа с образовательными платформами


Олимпиадные задачи



Ожидаемые результаты

  • формирование системы работы с одаренными учащимися;

  • формирование положительной мотивации к учению у учащихся;

  • творческая самореализация выпускника начальной школы;

  • обеспечение преемственности в работе между начальной и средней школами;

  • совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

  • призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

  • развитие творческого и логического мышления учащихся.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!