Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка, обучающегося 4 класса ( в рамках курса повышения квалификации «Педагогическое сопровождение развития одарённых детей в начальной школе»
Составитель:
Яблокова Н.А.,
учитель начальных классов
Углич, 2018 год
Нормативно-правовые документы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года. 3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года 4. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» 5. Постановление от 15 апреля 2011 года № 245-п «О Концепции межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения одаренных детей в Ярославской области»
Цель: выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями. Задачи: - реализация принципа личностно – ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким и средним уровнем обучаемости; - организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления; - выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей, интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся; - отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; - создание банка данных одаренных детей.
Основные направления реализации программы: Создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми; Методическое обеспечение работы с одарёнными детьми; Мероприятия по работе с одарёнными детьми.
Диагностика уровня развития способностей ребёнка и его индивидуальных особенностей.
№ п/п
1
Вид диагностики
1 класс
2
Диагностика интересов ребенка (самим ребенком)
+
Диагностика интересов ребенка (родителями). «Карта интересов для младших школьников»
«Карта интересов для младших школьников»
2 класс
3
А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета
+
Диагностика одаренности детей (родителями) Методика «Карта одаренности» А.И. Савенкова создана на основе методики Д. Хаана и М. Каффа
3 класс
А.И. Савенков
+
4
+
+
4 класс
Диагностика общей одаренности (учитель) Методика «Оценки общей одаренности» А.И. Савенков
+
+
+
+
+
Индивидуальные особенности ребёнка На основе тестов Тимохин Иван относится к интеллектуальному типу одаренности. Стремится в основном узнавать новое, проявлять свои умственные способности. Имеет отличные способности по всем предметам. Может самостоятельно выделять главное, делать обобщения и выводы. Хорошо осуществляет самоконтроль, проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. Стремится преодолевать трудности. На уроках активен, всегда правильно и обстоятельно отвечает на заданные вопросы. Любит читать художественную и развивающую литературу. Ваня с удовольствием участвует в подготовке и проведении различных мероприятий. Любое дело доводит до конца. Предпочитает мыслительную деятельность увеселительным мероприятиям. Ребёнок интроверт. Быстро запоминает любой материал. Работает быстро, допускает небольшое количество ошибок. Самооценка низкая. Интеллектуальное развитие – высокое. Высокий уровень учебной мотивации. По результатам социометрии занимает лидерскую позицию. Положительно реагирует на похвалу и порицание. У ребёнка выявлены признаки интеллектуальной одарённости.
Индивидуальный образовательный маршрут I этап: диагностика, анализ
Рефлексия
Педагогическая поддержка
- Знаю-умею-достиг 1.Хороший уровень знаний по математике, окружающему миру и русскому языку. 2.Особый интерес вызывает математика и проблемы охраны окружающего мира.
- 3.Много читаю, умею писать небольшие доклады, делать презентации, используя материалы энциклопедий и Интернета.
- 4.Мои результаты: - 1 место в интеллектуальном марафоне (школьный этап)
- - 1 место во Всероссийской олимпиаде по математике «Царица наук»,
Задачи педагога: 1. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося. 2. Составить ИОМ с учетом интересов ребенка. 3. Развивать навыки исследовательской деятельности. 4. Совершенствовать в дальнейшем интеллектуальное развитие и лидерские качества обучающегося.
II этап: проектирование
Хочу узнать – научиться-достичь 1.Заниматься исследовательской деятельностью в области экологии. 2. Участвовать в научно-практических конференциях разного уровня.
Для составления ИОМ предлагаю конкретные виды деятельности:
1.Выполнение заданий повышенной трудности на уроках, индивидуальные домашние задания. 2. Исследовательская работа в рамках кружка «Мы с тобой село родное!»
3. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам учащегося.
III этап: организация
Мои шаги в достижении цели - чтение дополнительной научной литературы по предметам; - занятие в математическом кружке «Занимательная математика»; - участие в предметных неделях, конкурсах различного уровня, научно-практических конференциях;
- участие в сетевых проектах
- - сентябрь: создание ИОМа
- -октябрь: Всероссийская олимпиада по математике и русскому языку (школьный этап);
- - ноябрь: работа над проектом «Милый сердцу уголок»;
- -декабрь: участие в предметных олимпиадах на сайте "ИНФОУРОК"
- Олимпиада по литературному чтению и окружающему миру (школьный этап)
- - апрель: участие в школьной конференции «Первые шаги в науку»;
- -март: участие в V Муниципальной научно – исследовательской конференции
IV этап: мониторинг и анализ
Узнал – научился – достиг 1.Мои победы:
Работа по ИОМ способствовала развитию …
2. Мои открытия 3.Мои достижения:
Спасибо за внимание