СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 по изобразительной деятельности 2 год обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через блопен на трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 по изобразительной деятельности 2 год обучения»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через блопен на трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.

АООП разработана на основании:

  • Конвенции о правах ребенка;

  • Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ (ред. от 28.12.2013г.);

  • Конституции Российской Федерации;

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

  • СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Распоряжения Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации";

  • Устава ГКОУ УР «КШ №7 г. Можги»;

  • Учебного плана ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги УР» на 2022-2023 учебный год;

  • Положения о рабочих программах учителя ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги».


Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей.

Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др.


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА


Лепка

Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках), получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали.

Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых

сюжетом.

Аппликация

Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

Рисование.

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.

Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по - сырому», рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под батик».


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Возможные предметные результаты освоения АООП заносятся в СИПР с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных областей и конкретных учебных предметов.

1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.

-Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.

-Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

-Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.

-Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.

-Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.

-Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.

-Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.

-Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.


ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В соответствии с учебным планом ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги» описание места изобразительной деятельности представлено в следующей таблице:




Класс

Количество часов

в неделю

Количество учебных недель


Количество часов

за год

2 год обучения



34 уч. недель

102ч


3 год обучения


102ч


4 год обучения


102ч



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


2 год обучения


Раздел

Тема


Кол-во часов

Изучение нового

Контроль

1

Рисование

49

49

-

2

Аппликация

22

22

-

3

Лепка

28

28

-


Итого

99

99

-



Наименование

Календарно-тематическое планирование

Предмет

Изобразительная деятельность

Год обучения

2 год

Наименование раздела

Номер урока

Тема урока

Планируемый результат

Домашнее задание

Диагностика

1

Диагностика

Определение образовательного маршрута


Рисование

2

Рисование "Знакомство с карандашом и бумагой"

Формировать умение правильно держать карандаш.


3

Букет осени

Формировать умение правильно держать карандаш.


4

Рисование "Привяжем к шарикам цветные ниточки"

Формировать умение рисовать прямые линии


Аппликация

5

Аппликация "Шарики катятся по дорожке"

Формировать умение обводить форму по контуру


Рисование

6

Рисование "Разноцветный ковер из листьев"

Формировать умение держать правильно кисть


7

Рисование "Идет дождь"

Закреплять умение рисовать короткие штрихи.


8

Рисование «Осенний листопад»

Формировать умение держать правильно кисть


9

Рисование «Поле осенью».

Формировать умение держать правильно кисть


10

Рисование "Пейзаж"


Формировать умение держать правильно кисть


Лепка

11

Лепка "Знакомство с пластилином"

Учить класть пластилин и вылепленные изделия на доску, работать аккуратно.


12

Лепка

«Грибная поляна».

Формировать умение раскатывать пластилин.


13

Лепка "Осенний листок"

Формировать умение раскатывать пластилин.


14

Лепка "Палочки"

Формировать умение раскатывать пластилин.


Аппликация

15

Аппликация "Большие и маленькие мячи"


Формировать умение наклеивать предметы круглой формы. Закрепление представления о предметах круглой формы.


16

Аппликация "Ягоды и яблоки лежат на блюдечке"

Формировать умение свободно располагать изображения на бумаге


17

Аппликация "Разноцветные огоньки в домиках

Формировать умение наклеивать предметы круглой формы


Рисование

18

Рисование "Привяжем к шарикам цветные ниточки"

Формировать умение рисовать прямые линии.


19

Рисование "Раздувайся, пузырь…"

Формировать умение рисовать округлую форму разной величины


20

Рисование "Колечки"

Формировать умение рисовать округлую форму


Лепка

21

Лепка "Пряники"

Формировать умение раскатывать пластилин в шарик и сдавливать его


22

Лепка "Лепешки, большие и маленькие"

Формировать умение раскатывать пластилин в шарик и сплющивать его


Рисование

23

Рисование "Красивые лесенки"

Формировать умение рисовать линии сверху вниз.


24

Рисование "Украсим рукавичку"

Формировать умение раскатывать пластилин в шарик


25

Рисование "Нарисуй то, что хочешь"

Закрепить полученные ранее навыки


Лепка

26

Лепка "Бублики"


Формировать умение раскатывать пластилин.


27

Лепка "Зайчик готовиться к зиме"

Умение лепить зайца


Аппликация

28

Аппликация "Шарики катятся по дорожке"

Формировать умение обводить форму по контуру.


29

Аппликация по замыслу

Закрепить полученные ранее навыки


30

Аппликация на полосе "Шарики и кубики"

Формировать умение наклеивать фигуры


Рисование

31

Рисование "Цветные клубочки"

Формировать умение рисовать слитные линии круговыми движениями.


32

Рисование "Башня"

Формировать умение рисовать предметы прямоугольной формы


33

Рисование "Нарисуй что-нибудь прямоугольной формы"

Закрепить полученные ранее навыки


Аппликация

34

Аппликация "Большие и маленькие яблоки на тарелке"

Формировать умение наклеивать круглые предметы.


35

Аппликации "Пирамидка"

Формировать умение передавать в аппликации образ игрушки


36

Аппликация "Наклей игрушку"

Закрепить знания о форме и величине


Рисование

37

Рисование "Елочка"

Формировать умение создавать образ елочки.


38

Рисование "Кубики стоят на столе"

Формировать умение рисовать предметы квадратной формы


Лепка

39

Лепка "Мандарины и апельсины"

Формировать умение раскатывать пластилин в шарик.


40

Лепка "Колобок"

Формировать умение раскатывать пластилин круговыми движениями


41

Лепка "Подарок любимому щенку (котенку)"

Формировать умение использовать приобретённые умения и навыки в лепке


42

Лепка по замыслу

Закрепить полученные ранее навыки


Рисование

43

Рисование "Деревья зимой"

Формировать умение создавать образ дерева.


44

Рисование "Красивый коврик"

Формировать умение рисовать линии разного характера


45

Рисование "Красивый поезд"

Формировать умение рисовать предметы, состоящие из разных форм


46

Рисование геометрического орнамента в квадрате

Формировать умение рисовать предметы, состоящие из разных форм


Лепка

47

Лепка "Печенье"

Формировать умение раскатывать пластилин в шарик и сплющивать его.



Рисование

48

Рисование "Самолеты летят"

Формировать умение проводить прямые линии в разных направлениях.


49

Рисование "Нарисуй, что хочешь красивое"

Закрепить полученные ранее навыки


50

Рисование "Нарисуй что-то круглое"

Формировать умение рисовать предметы круглой формы кистью


51

Рисование "Нарисуй что-то круглое"

Формировать умение рисовать предметы круглой формы кистью


Лепка

52

Лепка "Погремушка"


Формировать умение лепить предметы состоящих из двух частей.


Рисование

53

Рисование "Снежные комочки, большие и маленькие"

Формировать умение правильного закрашивания красками.


54

Рисование "Мы слепили на прогулке снеговиков"

Формировать умение рисовать предметы круглой формы кистью


55

Рисование "Разноцветные колеса"

Формировать умение рисовать предметы круглой формы слитным неотрывным движением кисти


56

Рисование по замыслу

Закрепить полученные ранее навыки


Аппликация

57

Аппликация "Красивая салфеточка"

Формировать умение составлять узор на бумаге квадратной формы.


58

Аппликация по замыслу

Закрепить полученные ранее навыки


59

Аппликация по замыслу

Закрепить полученные ранее навыки


60

Аппликация по замыслу

Закрепить полученные ранее навыки


61

Аппликация по замыслу

Закрепить полученные ранее навыки


62

Аппликация по замыслу

Закрепить полученные ранее навыки


63

Аппликация по замыслу

Закрепить полученные ранее навыки


Лепка

64

Лепка "Башенка"


Формировать умение раскатывать пластилин в шарик и сплющивать его.


65

Лепка "Слепи свою любимую игрушку"

Формировать умение самостоятельно выбирать образ для лепки


66

Лепка "Самолет на аэродроме"

Формировать умение лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы


67

Лепка "Большие и маленькие птицы на кормушке"

Формировать умение передавать в лепке образ птиц


68

Лепка по замыслу

Формировать умение лепить самостоятельно


Рисование

69

Рисование " Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров"


Познакомить с народными дымковскими игрушками.


Рисование

70

Рисование "Украсим дымковскую уточку"

Формировать умение выделять элементы росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку.


71

Рисование по замыслу

Закрепить полученные ранее навыки


72

Рисование

«Моя любимая игрушка»

Формировать умение рисовать любимую игрушку


73

Рисование по замыслу

Закрепить полученные ранее навыки


74

Рисование по замыслу

Закрепить полученные ранее навыки


Лепка

75

Лепка "Вкусные гостинцы на день рождения Мишки"

Формировать умение использовать знакомые элементы лепки для создания разных изображений.


76

Лепка "Крендельки"

Формировать умение раскатывать пластилин и сворачивать его в различные формы


77

Лепка "Погремушка"

Формировать умение лепить предметы состоящих из двух частей


Рисование

78

Рисование "Светит солнышко

Формировать умение передавать образ солнышка.


79

Рисование по замыслу

Закрепить полученные ранее навыки


80

Рисование по замыслу

Закрепить полученные ранее навыки


Аппликация

81

Аппликация "Узор на круге"

Формировать умение составлять узор в определенной последовательности.


82

Аппликация "Цыплята на лугу"

Формировать умение составлять композиции из нескольких предметов


83

Аппликация "Скоро праздник придет"

Формировать умение составлять композиции определенного содержания из готовых фигур


84

Аппликация "Скворечник"

Формировать умение изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей


85




Лепка

86

Лепка "Колобок"

Формировать умение раскатывать пластилин круговыми движениями.


87

Лепка по замыслу

Закрепить полученные ранее навыки


88

Лепка по замыслу

Закрепить полученные ранее навыки


89

Лепка по замыслу

Закрепить полученные ранее навыки


90

Лепка по замыслу

Закрепить полученные ранее навыки


91

Лепка по замыслу

Закрепить полученные ранее навыки


Рисование

92

Рисование "Красивые флажки на ниточке"


Формировать умение рисовать предметы прямоугольной формы.


Рисование

93

Рисование "Одуванчики в траве"

Отрабатывать приемы рисования красками.



94

Рисование "Скворечник"


Формировать умение рисовать предметы, состоящие из разных форм


95

Рисование "Три медведя"


Формировать умение рисовать предметы, состоящие из разных форм


96

Рисование "Платочек"

Формировать умение рисовать клетчатый узор


97

Рисование "Картинка о празднике"


Закрепить полученные ранее навыки



Рисование

98

Рисование по замыслу

Закрепить полученные ранее навыки



99

Рисование по замыслу




Закрепить полученные ранее навыки.







Материально-техническое оснащение: наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.; магнитная и ковролиновая доски; расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!