СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная рабочая программа для 10 класса ФГОС ОУО, 2 вариант 2025-2026 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана по ФГОС О УО (2 вариант),10 класс 2025-2026г

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная рабочая программа для 10 класса ФГОС ОУО, 2 вариант 2025-2026 год»



Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

«Тульский областной центр образования»




Утверждено

Приказом от 30.08.2025 г. №_01-20/106




Рабочая программа

по учебному предмету

«Математические представления»

обучающегося 10 класса

Пертова Ивана

(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умеренной умственной отсталостью) ФГОС О УО вариант II)

на 2025-2026 учебный год


Количество часов в неделю: 2

Количество часов за год:68


Составил:

учитель Мочалова В.А.



Рассмотрено на

заседании ШМО

протокол № 1 от 27.08.2025 г.


Согласовано:

заместителем директора по УВР: ________________ /Бакулина Е.А./






2025


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета Математические представления», разработана на основе:


- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);

  • Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)", утвержденной Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (далее – ФАООП обучающихся с умственной отсталостью);

- Приказа Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее - ФАООП УО (ИН);

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"

  • АООП О УО (ИН) (вариант II) от 31.08.2023 г. № 01-20/174 по ГОУ ТО «ТОЦО»;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 21.09.2022 г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

- учебного плана ГОУ ТО «ТОЦО», соответствующий варианту обучения.

- Приказа ГОУ ТО «ТОЦО» «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников при реализации образовательных программ начального общего, основного общего образования в ГОУ ТО «ТОЦО» (отделение№1 адаптированного общего образования для обучающихся с нарушениями интеллектуальной сферы) в 2024-2025 учебном году» от 30.08.2024 г. №01-20/101.



Учебно-методический комплекс для учителя:

  1. Алышева Т.В. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении.

Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.

Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.

Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д.

Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП для обучающихся с уме­ре­н­ной умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

К личностным результатам освоения ФАООП относятся:

  1. основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

  2. социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  3. формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

  4. формирование уважительного отношения к окружающим;

  5. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  6. освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  7. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  8. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  9. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствами других людей;

  10. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  11. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления

  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.

2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

  • Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.

  • Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.

  • Умение обозначать арифметические действия знаками.

  • Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.

3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.

  • Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.

  • Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.

  • Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

  • Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.

  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

Возможности в развитии, коррекции и адаптации обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью строго индивидуальны. Система коррекционной работы с данной группой обучающихся направлена на личностное развитие каждого, его потенциальных возможностей и способностей.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

• приветствовать учителя при встрече, прощаться с учителем;

• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

• последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;

• выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога;

• подражать действиям, выполняемыми педагогом;

• принимать учебные цели и включаться в учебную деятельность.

Коммуникативные учебные действия:

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

• читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

• участвовать в диалоге, слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения;

• выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

• сигнализирование учителю об окончании задания;

• готовность к коммуникативному взаимодействию (ученик- учитель);

• понимать инструкцию по инструкционным картам, по пиктограммам;

• направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

• понимать жестовую инструкцию;

• понимать простые вербальные инструкции.

Регулятивные учебные действия:

• самостоятельно организовывать свое рабочее место;

• управление своей деятельностью;

• следовать режиму организации учебной и внеурочной деятельности;

• определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

• корректировать выполнение задания;

• контроль и коррекция;

• инициативность и самостоятельность;

• ориентироваться в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

• выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога;

• выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени с помощью учителя.


Познавательные учебные действия:

• работа с информацией;

• ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);

• пользоваться знаками, символами, пиктограммами;

• ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках;

• подробно и кратко пересказать прочитанное или прослушанное, составлять простейший план;

• работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, эмоциональное высказывание);

• наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;

• сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

• наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающегося:

Согласно промежуточной аттестации ГОУ ТО «ТОЦО» формы текущего контроля определяются педагогом с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, особенностями психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося с умеренной умственной отсталостью.

Текущий контроль в 1-х дополнительных – 12 классах осуществляется без балльного оценивания знаний обучающихся.

Промежуточная аттестация обучающихся с умеренной умственной отсталостью представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

Формы и средства контроля

Контрольные работы по предмету программой не предусмотрены. Контроль за усвоением программного материала – текущий.

 Результаты контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков обучающегося.

Оценивание знаний, умений, навыков по учебным предметам проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании обучающегося с применением индивидуального подхода.

Используемые педагогические технологии и методы обучения:

игровые технологии, коррекционные технологии, здоровье сберегающие, технология уровневой дифференциации, технология сотрудничества «ученик-учитель», личностно-ориентированные технологии, ИКТ технологии.

Методы обучения на уроке:

-словесные (рассказ, беседа, инструктаж);

-наглядные (демонстрация пособий, действий.)

-практические (упражнения, самостоятельные наблюдения, графические и письменные работы).


Сетка часов


Предмет

Количество часов

в неделю



Количество

часов по четвертям


Количество часов

за год



I

II

III

IV

Математические представления

2

16

16

20

16

68

Содержание предмета

Счёт предметов.

Отношения « больше», « меньше», « ровно» ( столько же)

Пространственные представления« вверх», « вниз».

Пространственные представления « налево», « направо»

Временные представления « вчера», « сегодня», « завтра», « сейчас», « потом»

Порядковые отношения « стоять перед», « следовать за»,« находиться между».

Сравнение групп предметов ( на сколько больше? На сколько меньше?)

Нахождение одинаковых предметов. Объединение предметов и групп предметов.

Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов»

Много. Один. Цифра 1. Число 1,2. Цифра 2. Числа 1,2. Образование числа 2.

Числа 1,2,3. Цифра 3.

Знаки «плюс» (+), « минус» (-), « равно» (=)

Составление и чтение равенств.

Числа 1,2,3,4. Цифра 4. Состав числа 5.

Точка, Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Ломаная линия. Звено ломаной линии.

Состав чисел 2-5.

Знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».

Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.

Закрепление и обобщение по теме «Числа 1-5. Состав чисел 2-5»

Соответствие формы предметов с геометрической фигурой ( треугольник, квадрат, круг, прямоугольник из3-х,4-х частей)

Числа 6-7. Цифра 6

Числа 1,2,3,4,5,6,7. Цифра 7. Числа 1,2,3,4,5,6,7. Числа 8-9. Цифра 8

Числа 1,2,3,4,5,6,7, 8,9. Цифра 9.

Сложение и вычитание в пределах 10. Числа 1-10

Измерение длины отрезков линейкой.

Измерение длины (высоты) предметов линейкой.

Сложение предметных множеств в пределах 5

Сложение предметных множеств в пределах 10

Вычитание предметных множеств в пределах 5

Вычитание предметных множеств в пределах 10.

Запись арифметического примера на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5

Запись арифметического примера на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5

Запись арифметического примера на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 10

Запись арифметического примера на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 10

Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5, запись задач

Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5, запись задач

Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 10, запись задач

Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 10, запись задач

Выполнение арифметических действий на калькуляторе.

Различение денежных знаков (монет, купюр).

Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости.

Размен денег.

Выполнение арифметических действий на калькуляторе.

Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение.

Измерение веса предметов, материалов с помощью весов.

Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок».

Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой.

Продолжать знакомство с циркулем. Правила пользования циркулем.

Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение.

Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.

Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток.

Узнавание (различение) дней недели. Смена дней недели. Дни недели.

Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году.

Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году.

Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году.

Сравнение людей по возрасту.

Определение времени по часам: целого часа

Сложение и вычитание в пределах 10, решение задач.

Закрепление и обобщение по теме: «Временные представления»

Виды и формы деятельности.

Виды деятельности на уроке:

  1. деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;

  2. деятельность осуществляется по подражанию;

  3. деятельность осуществляется по образцу;

  4. деятельность осуществляется по последовательной инструкции;

  5. деятельность осуществляется с привлечением внимания ученика учителем к предмету деятельности;

  6. самостоятельная деятельность обучающегося; умение самостоятельно исправить допущенные ошибки.

Вся учебная деятельность осуществляется в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося.

Формы деятельности на уроке: игра, предметно-действенное обучение, использование подражательности, детальное расчленение материала на простые элементы, синтез частей в целое, постепенное усложнение самостоятельных действий, частая смена деятельности, большая повторяемость материала, индивидуальная работа, создание «эмоционального» благополучия.






Тематическое планирование по предмету «Математические представления» , 10 класс

разделов и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Дата проведения

I четверть - 16 ч


1

Предмет « Математика».

Счёт предметов.

1

1 неделя

2

Отношения « больше», « меньше», « ровно»

( столько же)

1

1 неделя

3

Пространственные представления

« вверх», « вниз».

1

2

4

Пространственные представления « налево», « направо»

1

2

5

Временные представления « вчера», « сегодня», « завтра»,

« сейчас», « потом»

1

3

6

Порядковые отношения « стоять перед»,

« следовать за»,

« находиться между».

1

3

7

Сравнение групп предметов ( на сколько больше? На сколько меньше?)

1

4

8

Нахождение одинаковых предметов. Объединение предметов и групп предметов.

1

4

9

Закрепление знаний по теме « Сравнение предметов и групп предметов»

1

5

10

Много. Один. Цифра 1

1

5

11

Число 1,2. Цифра 2

1

6

12

Числа 1,2. Образование числа 2.

1

6

13

Числа 1,2,3. Цифра 3.

1

7

14

Знаки « плюс» (+), « минус» (-), « равно» (=)

1

7

15

Составление и чтение равенств

1

8

16

Числа 1,2,3,4. Цифра 4.

1

8

II четверть - 16 ч

1

Состав числа 5.

1

1

2

Точка, Кривая линия.

1

1

3

Прямая линия. Отрезок.

1

2

4

Ломаная линия. Звено ломаной линии.

1

2

5

Состав чисел 2-5

1

3

6

Знаки сравнения « больше»,

« меньше», « равно».

1

3

7

Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.

1

4

8

Закрепление и обобщение по теме « Числа 1-5. Состав чисел 2-5»

1

4

9

Соответствие формы предметов с геометрической фигурой ( треугольник, квадрат, круг, прямоугольник из3-х,4-х частей)

1

5

10

Числа 6-7. Цифра 6

1

5

11

Числа 1,2,3,4,5,6,7. Цифра 7.

1

6

12

Числа 1,2,3,4,5,6,7.

1

6

13

Числа 8-9. Цифра 8

1

7

14

Числа 1,2,3,4,5,6,7, 8,9. Цифра 9.

1

7

15

Сложение и вычитание в пределах 10.

1

8

16

Числа 1-10

1

8

III четверть – 20 ч

1

Измерение длины отрезков линейкой.


1

1

2

Измерение длины (высоты) предметов линейкой.

1

1

3

Сложение предметных множеств в пределах 5

1

2

4

Сложение предметных множеств в пределах 10

1

2

5

Вычитание предметных множеств в пределах 5

1

3

6

Вычитание предметных множеств в пределах 10.

1

3

7

Запись арифметического примера на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5

1

4

8

Запись арифметического примера на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5

1

4

9

Запись арифметического примера на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 10

1

5

10

Запись арифметического примера на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 10

1

5

11

Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5, запись задач

1

6

12

Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5, запись задач

1

6

13

Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 10, запись задач

1

7

14

Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 10, запись задач

1

7

15

Выполнение арифметических действий на калькуляторе.

1

8

16

Различение денежных знаков (монет, купюр).

1

8

17

Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости.

1

9

18

Размен денег.


1

9

19

Выполнение арифметических действий на калькуляторе.

1

10

20

Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение.

1

10


IV четверть – 16 ч



1

Измерение веса предметов, материалов с помощью весов.

1

11

2

Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок».

1

11

3

Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой.

1

1

4

Продолжать знакомство с циркулем. Правила

пользования циркулем.

1

1

5

Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение.

1

2

6

Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.


1

2

7

Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток.

1

3

8

Узнавание (различение) дней недели. Смена дней недели.

1

3

9

Дни недели

1

4

10

Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году.

1

4

11

Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году.

1

5

12

Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году.

1

5

13

Сравнение людей по возрасту.

1

6

14

Определение времени по часам: целого часа

1

6

15

Сложение и вычитание в пределах 10, решение задач.

1

7

16

Закрепление и обобщение по теме:

« Временные представления»

1

7


Итого:

68 ч