Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Тульский областной центр образования»
| Утверждено Приказом от 30.08.2025 г. № 01-20/106 |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Адаптивная физкультура»
обучающегося 10 класса
Глотова Леонида
фамилия, имя
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
(тяжелой умственной отсталостью) ФГОС О УО (II вариант)
на 2025-2026 учебный год
Составил:
учитель Меркулова О.А.
Рассмотрено на
заседании ШМО учителей индивидуального обучения
протокол № 1 от 30.08.2025 г.
Согласовано:
заместителем директора по УВР: ________________ /Бакулина Е.А./
2025
Пояснительная записка
Нормативно-правовую базу разработки Рабочей программы по предмету «Адаптивная физкультура» 9 класс составляют:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе с СанПин 1.2.3685-21. "Санитарные правила и нормы… » (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 №62296);
Приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее - ФАООП УО (ИН);
АООП О УО (ИН) (вариант II) от 21.09.2021 г. приказ № 01-20/174 по ГОУ ТО «ТОЦО»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.09.2022 г. №858«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
учебный план ГОУ ТО «ТОЦО», соответствующий варианту обучения.
- Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
Учебно-методический комплекс учителя
дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
спортивный инвентарь: гимнастические мячи разного диаметра, обручи, кегли, гимнастический коврик, корзины.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое оборудование подбирается в соответствии с планом работы и возможностями обучающейся.
Целью адаптивной физической культуры является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Личностные результаты освоения ФАООП образования обучающихся
осознание себя, своего «Я»;
осознание своей принадлежности к определенному полу;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
развитие адекватных представлений об окружающем мире, овладение социально-бытовыми умениями необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела
умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия
первоначальное осмысление социального окружения
развитие самостоятельности
овладение общепринятыми навыками поведения
наличие интереса к практической деятельности
2. Предметная область "Физическая культура". Учебный предмет "Адаптивная физкультура".
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание.
Предметные результаты конкретизируются в федеральных рабочих программах по учебным предметам.
Система оценки достижений обучающихся планируемых результатов освоения ФАООП
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
««выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет».
Формы и средства контроля
Контрольные работы по данному предмету (в традиционном виде) не предусмотрены, в конце каждого учебного года учитель отбирает художественные и письменные материалы, в которых отслеживаются приобретённые учащимися умения и навыки.
Контроль за усвоением программного материала – текущий. Результаты контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков обучающихся. Оценивание знаний, умений, навыков по учебным предметам проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании каждого обучающихся с применением индивидуального подхода.
Педагогические технологии, используемые на уроке:
-традиционные (репродуктивные) технологии;
-игровые технологии;
-личностно-ориентированные;
-здоровьесберегающие технологии;
-технологии коррекционно-развивающего обучения;
-информационно-коммуникационные технологии;
-технологии компенсирующего обучения;
Методы обучения на уроке:
-словесные (рассказ, беседа, инструктаж);
-наглядно-действенные (демонстрация пособий, действий..)
-практические (упражнения, самостоятельные наблюдения).
Сетка часов
Предмет | Количество часов в неделю | Количество часов по четвертям | Количество часов за год |
| I | II | III | IV |
Адаптивная физкультура | 1 | 8 | 8 | 10 | 8 | 34 |
Содержание учебного курса
Упражнения на формирование правильного дыхания. Рисование двумя руками.
Упражнения для шеи и головы.
Повороты головы в заданном направлении. Упражнения.
Упражнения на ориентирование в пространстве.
Упражнения на развитие чувства ритма.
Упражнения на развитие внимания. Рисование двумя руками.
Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.
Упражнения на развитие памяти и внимания.
Упражнения с мячом Прокатывание мяча двумя руками.
Прокатывание мяча одной рукой. Бросание мяча вперёд.
Бросание мяча вперёд, бросание мяча вверх. Упражнения на развитие внимания.
Бросание и ловля мяча. Ловля мяча двумя руками.
Упражнения на развитие внимания.
Рисование двумя руками. Упражнения на показ заданного направления.
Повороты туловища в заданном направлении. Упражнения на координацию движений.
Упражнения на координацию движений. Дыхательные упражнения. Глазодвигательные упражнения. Повороты головы и туловища в заданном направлении.
Рисование двумя руками. Упражнения с мячом.
Упражнения для рук.
Упражнения на координацию движений.
Бросание и ловля мяча. Упражнения на координацию движений с мячом.
Упражнения на координацию движений и ритм с мячом.
Рисование двумя руками.
Упражнения на координацию движений. Отбиваем ритм ладошками.
Рисование двумя руками. Отбиваем ритм ладошками по подражанию.
Повороты тела в заданном направлении. Упражнения на внимание.
Упражнения на координацию движений и ритм с мячом.
Повороты головы и туловища в заданном направлении. Упражнения с мячом.
Повороты головы и руки в заданном направлении одновременно. Хлопки руками.
Повторение упражнений.
Виды и формы деятельности.
Виды деятельности на уроке:
деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
деятельность осуществляется по подражанию;
деятельность осуществляется по образцу;
деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
деятельность осуществляется с привлечением внимания ученика учителем к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность обучающегося; умение самостоятельно исправить допущенные ошибки.
Вся учебная деятельность осуществляется в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося.
Формы деятельности на уроке: игра, предметно-действенное обучение, использование подражательности, детальное расчленение материала на простые элементы, синтез частей в целое, постепенное усложнение самостоятельных действий, частая смена деятельности, большая повторяемость материала, индивидуальная работа, создание «эмоционального» благополучия.
Тематический план
№ разделов и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Примерная дата |
| 1 четверть | 8 | |
1 | Упражнения на формирование правильного дыхания. Рисование двумя руками. | 1 | 1 неделя |
2 | Упражнения для шеи и головы. | 1 | 2 неделя |
3 | Повороты головы в заданном направлении. Упражнения. | 1 | 3 неделя |
4 | Упражнения на ориентирование в пространстве. | 1 | 4 неделя |
5 | Упражнения на развитие чувства ритма. | 1 | 5 неделя |
6 | Упражнения на развитие внимания. Рисование двумя руками. | 1 | 6 неделя |
7 | Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. | 1 | 7 неделя |
8 | Упражнения на развитие памяти и внимания. | 1 | 8 неделя |
| 2 четверть | 8 | |
1 | Упражнения с мячом Прокатывание мяча двумя руками. | 1 | 1 неделя |
2 | Прокатывание мяча одной рукой. Бросание мяча вперёд. | 1 | 2 неделя |
3 | Бросание мяча вперёд, бросание мяча вверх. Упражнения на развитие внимания. | 1 | 3 неделя |
4 | Бросание мяча вперёд, бросание мяча вверх. | 1 | 4 неделя |
5 | Бросание мяча вперёд, бросание мяча вверх. Ловля мяча двумя руками. | 1 | 5 неделя |
6 | Бросание и ловля мяча. Упражнения на развитие внимания. | 1 | 6 неделя |
7 | Рисование двумя руками. Упражнения на показ заданного направления. | 1 | 7 неделя |
8 | Повороты туловища в заданном направлении. Упражнения на координацию движений. | 1 | 8 неделя |
| 3 четверть | 10 | |
1 | Упражнения на координацию движений Дыхательные упражнения. Глазодвигательные упражнения. Повороты головы и туловища в заданном направлении. | 1 | 1 неделя |
2 | Рисование двумя руками. Упражнения с мячом. | 1 | 2 неделя |
3 | Упражнения для рук. | 1 | 3 неделя |
4 | Упражнения на координацию движений. | 1 | 4 неделя |
5 | Бросание и ловля мяча. Упражнения на координацию движений с мячом. | 1 | 5 неделя |
6 | Упражнения на координацию движений с мячом. | 1 | 6 неделя |
7 | Упражнения на координацию движений и ритм с мячом. | 1 | 7 неделя |
8 | Упражнения на координацию движений и ритм с мячом. | 1 | 8 неделя |
9 | Упражнения на координацию движений и ритм с мячом. Рисование двумя руками. | 1 | 9 неделя |
10 | Упражнения на координацию движений и ритм с мячом. | 1 | 10 неделя |
| 4 четверть | 8 | |
1 | Упражнения на координацию движений. Отбиваем ритм ладошками. | 1 | 1 неделя |
2 | Рисование двумя руками. Отбиваем ритм ладошками по подражанию. | 1 | 2 неделя |
3 | Повороты тела в заданном направлении. Упражнения на внимание. | 1 | 3 неделя |
4 | Упражнения на координацию движений и ритм с мячом. | 1 | 4 неделя |
5 | Упражнения на координацию движений и ритм с мячом. | 1 | 5 неделя |
6 | Повороты головы и туловища в заданном направлении. Упражнения с мячом. | 1 | 6 неделя |
7 | Повороты головы и руки в заданном направлении одновременно. Хлопки руками. | 1 | 7 неделя |
8 | Повторение упражнений. | 1 | 8неделя |
| Итого: | 34 ч | |