«Индивидуальная траектория профессионально –личностного развития »
учителя начальных классов Соболевой Натальи Владимировны.
Сегодня мне хотелось бы с Вами поговорить об очень важном аспекте педагогической деятельности.
-Подумайте, какие слова пропущены в данных высказываниях?:
- Всякое ………………. добывается только путем самообразования.
- Кто хочет много ………, должен ставить высокие требования.
- Совершенствоваться – значит ………….., быть совершенным – значит меняться часто.
- О чём пойдёт речь? (о самообразовании, путях и способах достижения цели, об индивидуальной траектории развития педагога).
Цифры, которые нас окружают.
- Вы когда-нибудь задумывались о цифрах, которые нас окружают?
10. Задумайтесь об этом числе. Быть может, вы сможете назвать 10 имен близких друзей, а может быть, и нет. Но именно столько популярных профессий 2020 -го года, еще даже не существовали в 2013-м.
В настоящее время мы готовим учащихся к профессиям, которые еще не существуют. К использованию технологий, которые еще не изобретены. Решать задачи, о существовании которых мы еще не знаем.
3000. Сегодня 3.000 электронных книг публикуется каждый день.
1 миллиард 320 миллионов . Во всем мире ежемесячно более 1,32 миллиарда активных пользователей «Facebook». Если бы «Facebook» был страной, он был бы третьей самой большой страной в мире.
2.700.000.000 . Ежемесячно в сети насчитывается более 2.7 миллиарда поисковых операций в «Google». Общее количество текстовых сообщений, посылаемых каждый день, превышает население Земли.
Новейшая волоконная оптика может переносить 10 триллионов бит информации в секунду. Это 1.900 компакт дисков или 150.000.000 телефонных звонков в секунду.
Может ли учитель в современном мире, который стремительно меняется каждую минуту, работать по-старому, не учитывая темпы развития цивилизации? Современная система образования требует от педагога постоянного совершенствования знаний. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его стремление к самообразованию, к профессиональному росту, самосовершенствованию.
Педагог новой формации – компетентный в профессиональной деятельности, в совершенстве владеющий предметом и методикой преподавания работник, непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового, умеющая отказываться от штампов и стереотипов, свободно ориентирующаяся в постоянно изменяющемся информационном поле, человек со здоровым чувством юмора, с чувством собственного достоинства, готовый учиться, развиваться, расти в профессиональном плане.
Пройдя основные этапы профессионального становления, педагог либо испытывает разочарование в выбранной профессии, либо останавливается в своём развитии, либо продолжает развиваться, становится профессионалом, мастером. Мы часто говорим о необходимости самообразования, о развитии, о профессиональном росте, составляем абстрактные планы, которые годами пылятся на полках. И всё это не имеет никакого смысла, если мы не отдаём себе отчёта в том, насколько важно для педагога видеть направление своего развития, найти пути решения проблем в профессиональной деятельности, предвидеть конечный результат каждого запланированного этапа и стремиться к выполнению задуманного.
Если человек не имеет представления о том, чего он хочет достичь в своей профессии, то он никогда не станет профессионалом.
Итак, что же такое индивидуальная траектория развития и как организовать свою деятельность так, чтобы не стоять на месте, развиваться и находиться в постоянном поиске новых знаний.
Индивидуальная траектория подразумевает под собой индивидуальный путь развития педагога с учётом его интеллектуальных, творческих способностей, уровня притязаний, амбиций, мировоззрения, жизненной позиции и т.д.
Задачи моего профессионального развития :
1.Проведение самоанализа и самооценки своей профессиональной деятельности.
2.Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом. Совершенствование своих знаний в области психологии и педагогики. Развитие навыков публичных выступлений.
3.Разработка дидактических материалов, учебных программ, проектов, методических приемов.
4.Апробирование созданных материалов, осуществление проектов.
5.Внедрение новых технологий в образовательную деятельность.
6.Обобщение собственного педагогического опыта, публикации материалов.
Свою личную индивидуальную траекторию профессионально личностного развития я хочу рассмотреть в виде «колеса баланса» или как я его называю «колеса успеха».
Началом работы должен быть самоанализ деятельности. Для этого я обозначу зоны своего ближайшего развития
- Современные технологии
- Зона психологического комфорта
- Методическая поддержка
- Ученики
- Родители учеников
- Коллеги
- Здоровье
- Финансы
По шкале «100% успех» закрашу каждый сектор.
Попытаюсь проанализировать каждый сектор и ответить для себя на вопрос. «В чём причина моих затруднений и ЧТО Я ДОЛЖНА СДЕЛАТЬ для того, чтобы данный сектор был максимально закрашен?»
Рассмотрим сектор «Современные технологии».Он закрашен мною чуть более 50%. «Что не позволяет мне закрасить весь сектор?»-задалась я вопросом.
В результате размышлений и анализа я определилась с проблемами .
1.Знакомство только с наиболее распространёнными технологиями.
2.Отсутствие времени не позволяет мне глубже вникнуть в некоторые методы и приёмы, что не даёт мне свободы для внедрения их в процесс обучения.
3.Недостаточно развиты ещё пункты в траектории моего развития. «Коллеги», «Ученики», «Родители учеников».
Что мне нужно сделать для того, чтобы повысить «процентность» данного сектора?
Я определила для себя этапы развития .
1.Самоопределение.
Выбрать 1-2 технологии, которые мне кажутся наиболее интересными и отобрать материал по интересующей меня теме.
2.Самовыражение .
Через внедрение технологии в процесс обучения стараться накапливать и обобщать опыт.
3.Самоактуализация в совместной деятельности с коллегами, обучающимися и их родителями. Создание развивающей среды, реализация партнёрского взаимодействия.
Анализируя один сектор за другим, я выстроила для себя "зону ближайшего развития",определила пути достижения поставленных целей.В процессе этой работы над собой, я смогла добавить цвета в сектор «Ученики», «Коллеги».
Мудрецы говорят: «Если корабль не знает, куда двигаться, никакой ветер не будет попутным».
У каждого человека обязательно должна быть цель, конкретное представление о том, как он хотел бы жить, каких высот он хотел бы достичь. Человек должен чётко представлять, чего он хочет и к чему движется. Этот принцип касается и профессиональной деятельности каждого педагога.