СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальное обучение ИЗО СИПР (вариант 2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа " Изобразительное искусство" 2 класс ( вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное обучение ИЗО СИПР (вариант 2)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 х. ИЛЬИНОВ

«




«Утверждаю»

Директор МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов

Приказ от 05.09.2018145

_______________ Колесникова Т.В.





Адаптированная рабочая программа

«Изобразительное искусство»

2 класс

(II вариант)

на 2018-2019 учебный год

Диляры Т.


Общее количество в год – 98 часов








Составитель: Дьяченко С.И.










Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительной деятельности составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- на основе индивидуального учебного плана МБОУ – ООШ №14 х. Ильинов на 2018-2019учебный год ;

- в соответствии с Положением о рабочей программе;

- годовым календарным учебным графиком на 2018-2019 учебный год.

-Планируемыми результатами освоения обучающимися с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;


Общая характеристика учебного предмета


Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися.Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребѐнка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию он может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения детей. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию.

Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельности необходимо вызывать у ребѐнка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать творческие проявления, развивать его самостоятельность. Ребѐнок учится уважительно относится к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребѐнка с РАС интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки могут использоваться в дальнейшем в трудовой деятельности, например, изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик.

Цель уроков изобразительной деятельности во 2 классе - формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Основные задачи:

-развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами;

-обучение доступным приѐмам работы с различными материалами;

-обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;

-развитие художественно-творческих способностей.


Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся. Компенсация недостатков психофизического развития достигается путем организации разноуровнего обучения, с учетом возможностей воспитанников, с



использованием индивидуального и дифференцированного подхода. Присутствует эмоционально- благоприятный климат в классе, разнообразие форм учебной деятельности, ситуация успеха, различные видов помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых приемов, дидактических игр.

Используемые типы уроков: урок- открытия нового знания, урок-исследование, урок комплексного применения общеучебных умений, актуализация общеучебных умений, урок систематизации и обобщения, комбинированный урок.

Планируемые (возможные) результаты освоения учебного предмета

«Изобразительная деятельность».

1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование.

  • Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.

  • Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.

  • Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.

  • Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.

  • Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.

Планирование коррекционной работы

по изобразительной деятельности во 2 классе II вариант


1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:

- развитие зрительного и слухового восприятия;

2. Развитие слухового восприятия :

- развитие слухового восприятия на задания со слов учителя ;

3. Развитие импрессивной речи:

- формирование умений слушать речь учителя;

4. Формирование экспрессивной речи:

- формирование навыков альтернативной коммуникации;

5. Коррекция мышления.

- обучать приемам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализу изученного);

6. Коррекция познавательной деятельности:

- вовлечение в работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся;

- использование ИКТ;

7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:

- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;

4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит

личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.



Личностные результаты освоения программы по изобразительной деятельности во 2 классе II вариант включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.

Минимальный и достаточный уровни освоения программы по изобразительной деятельности во 2 классе IIвариант:

Минимальный уровень:

  • Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш.

  • Выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа.

  • Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые линии.

  • Ориентироваться на плоскости листа бумаги.

  • Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов ( сверху вниз, слева направо, наискось).

  • Различать и называть цвета.

  • Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела.

Достаточный уровень:

  • Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя.

  • Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.



Содержание предмета

Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация».

Лепка. Различение пластичных материалов и их свойств; различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами. Разминание пластилина, теста, глины; раскатывание теста, глины скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска; откручивание кусочка материала от целого куска; отщипывание кусочка материала от целого куска; отрезание кусочка материала стекой. Размазывание материала: размазывание пластилина (по шаблону, внутри контура). Катание колбаски (на доске, в руках), катание шарика (на доске, в руках); получение формы путем выдавливания формочкой; вырезание заданной формы по шаблону стекой. Сгибание колбаски в кольцо; закручивание колбаски в жгутик; переплетение колбасок (плетение из 2-х колбасок, плетение из 3-х колбасок); проделывание отверстия в детали; расплющивание материала (на доске, между ладонями, между пальцами); скручивание колбаски, лепешки, полоски; защипывание краев детали. Соединение деталей изделия разными способами (прижатием, примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета, состоящего из одной части и нескольких частей. Оформление изделия (выполнение отпечатка, нанесение на изделие декоративного материала, дополнение изделия мелкими деталями, нанесение на изделие рисунка). Декоративная лепка изделия с нанесением орнамента (растительного, геометрического). Лепка нескольких предметов (объектов), объединѐнных сюжетом.

Аппликация. Различение разных видов бумаги среди других материалов. Различение инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации. Сминание бумаги. Разрывание бумаги заданной формы, размера. Сгибание листа бумаги (пополам, вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание поверхности клеем (всей поверхности, части поверхности). Выкалывание шилом по контуру. Разрезание бумаги ножницами (выполнение надреза, разрезание листа бумаги). Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги (заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой). Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации (заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону). Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации (заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону). Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации (придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону).

Рисование. Различение материалов и инструментов, используемых для рисования. Оставление графического следа на бумаге, доске, стекле. Рисование карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опустить кисть в баночку с водой, снять лишнюю воду с кисти, обмакнуть ворс кисти в краску, снять лишнюю краску о край баночки, рисование на листе бумаги, опустить кисть в воду и т.д.). Рисование кистью (прием касания, прием примакивания). Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные). Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание (внутри контура, заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка (слева направо, сверху вниз, по диагонали, двойная штриховка). Рисование контура предмета (по контурным линиям, по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание (части предмета, отдельных деталей предмета, с использованием осевой симметрии). Рисование элементов орнамента (растительные, геометрические). Дополнение готового орнамента отдельными элементами (растительные, геометрические). Рисование орнамента из растительных и геометрических форм (в полосе, в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка (по образцу - срисовывание готового сюжетного рисунка, из предложенных объектов, по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник (монотипия, «по - сырому», рисование с солью, граттаж, «под батик»).

Рабочая программа по изобразительной деятельности во 2 классе рассчитана на 33 учебных недели (98 часа, по 3 часа в неделю).

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:



Тема

Количество часов

Лепка

34

Рисование на темы

34

Аппликация

30

Итого

98


















Календарно-тематическое планирование

3 часа в неделю – 98 часов за год


№ п/п

Тема урока

Основные виды учебной

деятельности

Материально-

техническое

обеспечение

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

(обосно-вание)


Лепка -34ч.

1-10

Пальчиковые игры

Выполнение игры.


10










05.09

07.09

10.09

12.09

14.09

17.09

19.09

21.09

24.09

26.09


11-14

Отщипывание кусочков цветного теста

Отщипывание

Солёное тесто

4


28.09

01.10

03.10

05.10


15-18

Раскатывание кусочков цветного теста

Раскатывание

Солёное тесто

4





08.10

10.10

12.10

15.10


19-22

Катание колбаски, шарика на доске, в руках.

Катание

Солёное тесто

4





17.10

19.10

22.10

24.10


23-26

Сгибание колбаски в кольцо.

Сгибание

Солёное тесто

4





26.10

07.11

09.11

12.11


27-30

Размазывание теста по шаблону.

Размазывание

Солёное тесто

4





14.11

16.11

19.11

21.11


31-34

Лепка из цветного теста предметов округлой формы.

Лепка

Солёное тесто

4





23.11

26.11

28.11

30.11


Рисование - 34 ч.

35-36

Знакомство с инструментами для рисования.

Наблюдение

Кисть, баночка, салфетка, палитра.

2

03.12

05.12


37-38

Наблюдение за действиями взрослого при рисовании различными средствами.

Наблюдение

Карандаши, гуашь.

2

07.12

10.12


39-40

Наблюдение за собственными действиями в процессе рисования совместного рисования.

Наблюдение

Рисование «рука в руке»

2

12.12

14.12


41-44

Рисование ладошками.

Рисование

Гуашь.

4





17.12

19.12

21.12

24.12


45-48

Рисование пальчиками.

Рисование

Гуашь.

4





26.12

28.12

09.01

11.01


49-52

Приемы работы с карандашом и кистью.

Рисование

Альбомный лист, карандаши, кисть, краски.

4

14.01

16.01

18.01

21.01


53-56

Рисование основных элементов.

Рисование точек, вертикальных и горизонтальных линий.


4





23.01

25.01

28.01

30.01


57-60

Рисование контура предмета.

Рисование по линиям.


4





01.02

04.02

06.02

08.02


61-64

Рисование контура предмета.

Рисование по точкам.


4





11.02

13.02

15.02

18.02


65-68

Выполнение работы в контуре.

Закрашивание предмета.


4





20.02

22.02

25.02

27.02


Аппликация – 30 ч.

69-72

Ощупывание бумаги.

Ощупывание бумаги различной по плотности, по фактуре.

Бумага, картон, салфетки.

4




01.03

04.03

06.03

11.03


73-76

Разрывание, сминание бумаги.

Отрывание мелких кусочков бумаги, сминание салфетки.

Бумага, салфетки.

4





13.03

15.03

18.03

20.03


77-80

Скручивание листа бумаги.

Скручивание альбомного листа бумаги

Бумага

4





22.03

01.04

03.04

05.04


81-84

Сгибание листа бумаги.

Сгибание бумаги по линиям, без вспомогательных линий.

Бумага, салфетки.

4





08.04

10.04

12.04

15.04


85-88

Намазывание всей поверхности клеем.

Намазывание кисточкой клея по всей поверхности бумажного листа.

Шаблоны для аппликации.

4





17.04

19.04

22.04

24.04


89-92

Намазывание отдельных частей клеем.

Намазывание ватной палочкой отдельных деталей. Отдельного места на листе.

Шаблоны для аппликации.

4





26.04

29.04

06.05

08.05


93-96

Составление аппликации из бумаги.

Выполнение аппликации «Летний сад»

Шаблоны для аппликации.

4





13.05

15.05

17.05

20.05


97-

98

Составление аппликаций из различных материалов.

Выполнение аппликации «Снеговик» - из ватных дисков, «Домик» - из связанных цепочек, «Утёнок» - из ниток.


2

22.05

24.05




РАССМОТРЕНО

Протокол заседания МО

Учителей начальной школы

МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов

от _________ № _______


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ О.В.Петрова

______________ 2018 г.











10