СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном образовании среди обучающихся младших классов возрастает число детей с трудностями обучения. Поэтому на помощь учителю приходит умение разработать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ»

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

на 2018-2019 учебный год






Косухина Артема

2 класс

Козьмодемьяновского филиала

МБОУ 2-Гавриловской сош









Разработчик:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Козьмодемьяновского филиала

МБОУ 2-Гавриловской сош

Бочарова Неля Александровна


В ИОМ учитываются:
  1. индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые образовательные потребности ;

  2. Сотрудничество Организации с семьей;

Цель ИОМ:

  1. Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей с ТНР (с тяжелыми нарушениями речи) и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

  2. Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей ( законных представителей) в вопросах развития , воспитания, образования, охраны и укрепления здоровья ребенка

Основные задачи коррекционного обучения

1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2.Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

3.Формирование грамматического строя речи.

4.Развитие связной речи старших дошкольников.

5.Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Срок реализации ИОМ – 1 год.

Принципы реализации индивидуального образовательного маршрута учащейся:

  1. Воспитывающий характер обучения.

  2. Принцип практической направленности.

  3. Коррекционно-развивающая направленность.

  4. Принцип доступности обучения.

  5. Принцип индивидуального подхода.

  6. Принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами.

  7. .Принцип целостности педагогического процесса.

Критерии оценки эффективности:

- ликвидация академической задолженности ;

- усвоение учебной адаптированной программы ;

- положительная динамика в развитии устной и письменной речи;

- повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

- овладение пространственно-ориентировочными навыками;

- удовлетворённость родителей психолого-педагогическим сопровождением ребёнка;

- социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.



ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Фамилия, имя отчество обучающегося Косухин Артём Иванович

Дата рождения 17.11. 2010 г возраст 8 лет

Класс 2

Программа обучения Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования УМК «Перспектива». Вариант обучения 7.2

Домашний адрес Тамбовская область Гавриловского района с. Козьмодемьяновка ул. Мира д. 17 кв.1

Телефон 89204899712

Состав семьи: приемная

(полная, неполная, приемная)

Сведения о взрослых, участвующих в воспитании ребенка

ФИО родителей (законных представителей): Судоргина Марина Сергеевна(опекун)

Особенности семейного воспитания (стиль воспитания, особенности взаимоотношений в семье и т.д.)

Ребенок воспитывается в приемной, многодетной семье. Семья проживает в собственном доме, социально-бытовые условия хорошие, материальное положение – хорошее. Режим дня обучающегося соблюдается. Вопросами развития и воспитания ребенка занимаются приемные мама и папа. Взаимоотношения в семье доверительные. Для обучения и воспитания созданы все условия. Ребенок обеспечен учебной литературой. Приобретена школьная, спортивная форма, школьные принадлежности. У Артема в доме есть своя комната и рабочее место.

Сведения о дополнительном образовании

Посещает занятия дополнительного образования по программам: «Юный эколог», «Уроки милосердия», «Информатика и ИКТ», «Я исследователь».

Ф.И.О педагогов:

Кл. руководитель Бочарова Н. А.

Педагог-психолог Енгоян М.Г.

Учитель-логопед Житнева Н.В.

Завуч по ВР Купарева Т.А.

Руководитель ЦПМПК Ченышева В.М.

Заключение ЦПМПК: Замедленный темп развития. Несформированность основных средств языка.

Рекомендации ПМПК: Рекомендованы индивидуальные занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, наблюдение невролога.


Психолого – педагогическая характеристика ребенка

Эмоционально-волевая сфера:

У ребенка мимика лица малоподвижная, плохо понимает юмор, различает эмоциональные состояния других (грустный, веселый и др.). Самостоятельно проявляет эмпатию к другим. Общий эмоциональный фон ровный, положительный. Адекватно реагирует на запрет. Мальчик в основном следует общепринятым правилам поведения. Не всегда следует речевой инструкции педагога в выполнении заданий, требуется уточнение и/или многократное повторение. Работоспособность средняя, интерес нестойкий, преобладает игровой мотив. Отсутствует критичность к результатам своей работы.

Социально-коммуникативная сфера:

Ребенок немного напряжен в общении со взрослыми, поддерживает несколько циклов общения. Самостоятельно соблюдает очередность и простые правила в совместных играх, для выполнения более сложных правил необходима направляющая помощь педагога. В общих играх с другими детьми подвижна, проявляет инициативу. В общении со сверстниками мало конфликтен, не всегда делится игрушками, есть стойкие дружеские привязанности. Уровень развития игровой деятельности у мальчика в пределах возрастной нормы. Вариативность игры небольшая, сюжеты мало развернуты, есть склонность к воспроизведению знакомых игровых «маршрутов». Понимает и принимает простую роль в игре, более сложные социальные роли плохо понимает и не удерживает до конца игры. С подсказкой педагога действует в воображаемой ситуации игры, мало использует в игре предметы-заместители, использует игровую атрибутику. Умеет договориться о распределении ролей в игре.

Познавательное развитие:

Уровень общей осведомленности, ориентации в явлениях окружающего мира у ребенка - ниже возрастной нормы. Мало поддерживает общение на личные темы, на темы, не представленные в непосредственной ситуации, обсуждает различные события; ответы односложны, путаные, не всегда по теме, речь нечеткая. Путается в ответах на некоторые вопросы о себе и своей семье и т.п. У мальчика недостаточно сформированы образные и пространственно-временные представления. Снижен уровень развития восприятия, объем произвольного запоминания. Также не соответствует возрастной норме уровень развития наглядно-образного мышления. У Артема недостаточно сформировано умение устанавливать причинно-следственные взаимосвязи. В пределах возрастной нормы уровень развития произвольного внимания.

Речевое развитие:

Словарный запас значительно ниже возрастной нормы. Словоизменительные навыки и умения в стадии формирования (объяснения взрослого, показ, образец). Словообразовательные навыки и умения в стадии формирования (объяснения взрослого, показ, образец).

Синтаксические навыки и умения в стадии формирования (объяснения взрослого, показ, образец). Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции: в стадии формирования. Фонематический слух значительно снижен.

Навыки звукового анализа и синтеза в стадии формирования. Слоговая структура слов нарушена (пропуск и перестановка слогов);

Звукопроизношение: Л, Р, Рь.

Связная речь: Фраза простая, аграмматичная. Прослушанный текст понимает частично, запоминает фрагментарно, пересказывает кратко, односложно. Самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картин затрудняется. Раскладывает картинки с помощью взрослого, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление, преобладает наглядно – образное. Подвижность мышц артикуляционного аппарата - нормальная. Объем движения губ и языка – все движения доступны, темп и переключаемость несколько замедленны. Голос - нормальный, объем речевого дыхания - недостаточен.

Пассивный словарь ребенка развит больше чем активный. Ведущая рука – правая.


Обучение. Освоение адаптированной образовательной программы


Учебный план

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю



1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

Обязательная часть

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

3

2

13

Иностранный язык

Иностранный язык (Английский язык)

-

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

-

-

-

1

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

2

2

4

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

12

Итого


21

23

23

23

90




Сведения о УМК

Русский язык

1

Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива» 1-4 классы.

авторской программы Л.Ф. Климановой, С. Г. Макеевой. 1-4 классы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык: Учебник. 1 класс

  2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык: Рабочая тетрадь. 1 класс

2

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык: Учебник. 2 класс: в 2-х частях

  2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык: Рабочая тетрадь. 2 класс: в 2-х частях

3

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях

  2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 2-х частях

4

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык: Учебник. 4 класс: в 2-х частях

  2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык: Рабочая тетрадь. 4 класс: в 2-х частях

Литературное чтение


1

Рабочая программа

по литературному чтению

по системе учебников «Перспектива»

авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. 1-4 классы


Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Составитель Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская

2

Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Составитель Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская

3

Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Составитель Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская

4

Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Составитель Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская

Математика


1

Программы курса «Математика» под редакцией Дорофеева В.Г., Микаровой Т.Н. 1-4 классы

1. Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова Математика 1 класс. Учебник в 2 частях.

2. Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова Математика Рабочая тетрадь 1 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений в 2 частях.

2

1. Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова Математика 2 класс. Учебник в 2 частях.

2. Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова Математика Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений в 2 частях.

3

1. Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова Математика 3 класс. Учебник в 2 частях.

2. Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова Математика Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений в 2 частях.

4

1. Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова Математика 4 класс. Учебник в 2 частях.

2. Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова Математика Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений в 2 частях.

Окружающий мир


1




Рабочие программы по окружающему миру по системе учебников «Перспектива» авторы А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая 1-4 классы

1.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч.

2Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч.

2




1.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч.

2.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч.

3




1.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч.

2.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч.

4




1.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч.

2.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 14класс. В 2 ч.

Музыка


1

Рабочие программы по курсу искусство (музыка) по системе учебников «Перспектива» авторы Е.Д .Критская, Г. П. Сергеевой. 1 – 4 классы.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 1 класс

Музыка

2

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 2 класс

Музыка

3

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 3 класс

Музыка

4

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 4 класс

Изобразительное искусство

1

Рабочие программы по курсу искусство (ИЗО) по системе учебников «Перспектива» авторы Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова1 – 4 классы.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник

Изобразительное искусство

2

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник

Изобразительное искусство

3

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник

Изобразительное искусство

4

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник

Физическая культура

1-2

Рабочие программы по физической культуре по системе учебников «Перспектива» авторской программы по учебному предмету «Физическая культура» А.П Матвеев. 1-4 классы

Физическая культура. 1-2 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/А. П. Матвеев

Физическая культура

3-4

Физическая культура. 3-4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/А. П. Матвеев


Английский язык

2

Программа курса англ. языка к УМК «Enjoy English» для учащихся 2-11кл.

Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева.

Биболетова М.З. и др.Английский

язык Enjoy English для 2 кл

3

Биболетова М.З. и др.Английский

язык Enjoy English для 3 кл

4

Биболетова М.З. и др.Английский

язык Enjoy English для 4 кл


Технология

1

Рабочие программы Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова Технология. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы.

1.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 1 класс

2. .Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс

2

1.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 2 класс

2. .Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс

3

1.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 3 класс

2. .Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь. 3 класс

4

1.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 4 класс

2. .Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс



Учебный план по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с задержкой психического развития


Образовательная область

Учебные предметы

Число учебных часов в неделю

Форма промежуточной аттестации

Предметная область

Инвариантная часть



Филология

Русский язык

5

Контрольный диктант

Литературное чтение

4

Техника чтения

Иностранный язык

2

Тест

Математика

Математика

4

Контрольная работа

Обществознание и окружающий мир

Окружающий мир

2

Проверочная работа

Тест

Искусство

Изобразительное искусство

1

Творческая работа

Музыка

1

Зачет

Физическая культура

Физическая культура

3

Зачет

Технология

Технология

1

Творческая работа

Общая аудиторная нагрузка обучающегося

23


Предельно-допустимая аудиторная нагрузка при 5-дневной неделе

23



Коррекционная подготовка

Психокоррекционные занятия (педагог -психолог, социальный педагог)

2


Занятия с логопедом

(индивидуальные,групповые)

1


Итого


3




Психолого – педагогическое сопровождение

Название этапа

Специалисты

Сроки реализации

Наблюдение

Цель: выявление у учащейся нарушений

общего и речевого развития, определение структуры и степени выраженности дефекта

Учитель логопед, основной педагог

1 неделя сентября

Диагностический

Цель : выявление причин трудностей ребёнка по результатам наблюдений. Отслеживание динамики общего и речевого развития. Установление объема знаний, умений и навыков, выявление трудностей, определение условий, в которых они будут преодолеваться.

Проведение комплексной диагностики уровня сформированности УУД (беседы, тестирование, анкетирование)

Учитель логопед, педагог-психолог, социальный педагог, основной педагог

2-3 неделя сентября

Конструирование

Цель: построение индивидуального образовательного маршрута ученика на основе выявленных трудностей. Установить причины трудностей, определить методы педагогической поддержки, содержание работы.

Учитель логопед, педагог-психолог, социальный педагог, основной педагог

4 неделя сентября

Реализация индивидуального образовательного маршрута в процессе жизнедеятельности ученика.

ИОМ может реализовываться во всех видах деятельности, все зависит от желания ребёнка, от его выбора. В реализации маршрута очень помогает проектная деятельность. В ней происходит интеграция всех специалистов, и реализуются индивидуальные качества ребёнка. По результатам наблюдений, тематического контроля проводится корректировка индивидуального образовательного маршрута.

Учитель логопед, педагог-психолог, социальный педагог (проведение индивидуальных и групповых занятий.)

Основной педагог (наблюдение за учеником, оказание помощи на уроках и во внеурочной деятельности (ежедневно))

Сентябрь-апрель

Диагностический

Цель: выявление результатов действия образовательного маршрута (тесты, контрольные работы, творческие работы, диктанты)

Учитель- логопед, педагог-психолог, социальный педагог, основной педагог

Май



Коррекционно-развивающая работа, проводимая педагогом-психологом

Направления работы

Содержание работы

Ожидаемые результаты

Социально-коммуникативная сфера

Игровые навыки

Развитие сюжетно-ролевой игры:

- развивать умение связывать в игре несколько действий в их логической последовательности, проводить сюжетно-ролевые игры по предварительному замыслу;

- учить предварительному планированию предстоящей игры, выделению определенных правил игры;

- учить входить в роль и удерживать ее до конца игры в соответствии с содержанием роли и сюжетом игры;

- учить сопровождать свои игровые действия речью (фиксировать проделываемое, планировать предстоящее действие).

Умеет связывать в игре несколько действий в их логической последовательности, проводить сюжетно-ролевые игры по предварительному замыслу.

Умеет планировать предстоящую игру.

Умеет входить в роль и удерживать ее до конца игры в соответствии с содержанием роли и сюжетом игры.

Умеет выделять правила совместной игры.

Сопровождает игру речью, носящей регулирующий и планирующий характер.

Коммуникатив-ная деятельность

Активизировать коммуникативную речь ребенка. Развивать умение учитывать эмоциональное состояние и слушать другого человека при общении. Развивать умение выбирать роль в групповой игре.

Уверенно выражает в речевой форме свои основные потребности и желания, обращаясь ко взрослому.

Умеет учитывать эмоциональное состояние и слушать другого человека при общении.

Умеет выбирать роль в групповой игре.

Эмоционально-личностная и волевая сфера

Эмоциональное развитие

Научить различать настроение человека по мимике (грустный, веселый, спокойный, сердитый, испуганный), передавать настроение с помощью выразительных средств. Развитие мимической выразительности. Помощь ребенку в осознании своих переживаний. Работа над повышением самооценки ребенка средствами игротерапии и песочной терапии.

Различает несколько настроений человека по мимике лица, на картинках/фотографиях, способен дать элементарный анализ жизненной ситуации на картинке.

Распознает эмоциональное состояние героев сказок.

С помощью выразительных движений передает эмоциональное состояние персонажей.

Выражает свое эмоциональное состояние различными способами.

Развитие произвольной регуляции поведения

Учить соблюдать правила в играх: в подвижных и сидячих играх с несколькими правилами, при выполнении письменных заданий, а также при выполнении заданий с правилами, действующими последовательно. Обучать работе по слуховой и зрительной инструкции. Обучение приемам саморегуляции. Развитие умения управлять своим дыханием.

Соблюдает правила в подвижных и сидячих играх с 2-3-мя правилами.

Соблюдает правила при выполнении письменных заданий с 1-2 правилами, а также при выполнении заданий с 3-мя правилами, действующими последовательно (удерживает алгоритм выполнения действий).

Познавательная и интеллектуаль-ная сферы

Стимулирование исследователь-ской активности

Стимулирование исследовательской деятельности ребенка. Создание проблемных ситуаций в специально организованных педагогом играх. Развивать умение использовать вспомогательные средства для решения практических задач. Формирование поисковых способов ориентировки при выполнении игровых задач.

Развитие пространствен-ных представлений

Способствовать обогащению чувственного опыта по выделению и различению пространственных представлений и отношений между предметами:

- закрепление различения и называния пространственных отношений; ориентации в схеме тела;

- формирование активной пространственной ориентировки в процессе выполнения целенаправленных действий с предметами;

- проводить игры, способствующие развитию зрительного и слухового внимания, быстроты реакции, точности движения.

Различает и называет пространственные отношения: в, на, под, рядом, около, между, здесь, там, в середине, впереди, сзади, левое, правое, слова, справа, вверху, внизу.

Правильно ориентируется в схеме тела.

Выполняет движения с предметами по заданным направлениям


Взаимодействие педагога-психолога с родителями ребенка:

- получение анамнестических данных о ребенке;

- предоставление родителям информации о содержании и эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы с ребенком;

- проведение индивидуальных консультаций с родителями по следующим вопросам: развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома;

- проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей, в т.ч. по вопросам личных психологических трудностей родителей;

- обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах;

- составление рекомендаций родителям по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка;

- создание адекватного представления родителей о возможностях ребенка и возможных способах коррекции имеющихся нарушений;

- подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости.



Коррекционно-развивающая работа, проводимая учителем-логопедом

логопедические занятия подразделяются на:

- групповые;

- индивидуальные.

Проводятся занятия (подрупповые) следующих видов:

  • по накоплению формированию лексико-грамматических категорий -1 занятие в неделю;

  • по развитию связной речи – 1 занятие в неделю

  • по формированию фонетико-фонематических категоий – 2 занятия в неделю;

  • занятие длится 25 мин.

Направление работы


Содержание

РАЗВИТИЕ

ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Для развития понимания речи использовать наглядные ситуации режимных и игровых моментов, пользуясь словами «покажи», «положи», «принеси», «возьми».

Расширять фразы обращения: «Покажи, где красный карандаш», «Подойди, если повязал шарф».

Учить различать:

- слова, сходные по звучанию (несет – везет);

-действия, близкие по ситуации (вяжет – шьет);

-действия и признаки, противоположные по значению (открой – закрой);

- действия, выраженные личными и возвратными глаголами (купает – купается).

Различать с использованием парных картинок:

- действия, выраженные глаголами (ед. и мн. Числа –плывет-плывут)

- м. и ж. род прош. вр. ед. числа (Валя пел- Валя пела);

- падежные формы (где малыш надевает шубу – где малышу надевают шубу)

- пространствееные отношения предметов, выраженные предлогами в, на, под.


РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ


  • Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

  • Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

  • Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

  • Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.

  • Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

  • Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

  • Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.

  • Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи. Закрепить понятие слово и умение оперировать им.




ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ


Называть:

- имена близких людей, друзей, кукол, состоящие из 2-х слогов, с ударением на первом слоге (Валя, Вова);

- односложные слова типа: суп, сок;

- двусложные слова с ударением на первом слоге (лапа, сани);

- трехсложные слова с ударением на первом слоге (кубики, ягоды).

Наращивать к части слова один и тот же слог (лягуш—ка, катуш—ка).

Усвоение первоначальных навыков словообразования ( сначала на слух):

- слова с уменьшительно-ласкательным значением ( домик, носик).

Учить подбирать названия:

  • Субъектов к названиям действий (идет (кто?) - …….),

  • Действий к названиям субъектов (машина (что делает?) - …….)

  • Признаков к названию предмета (мяч (какой?) - ……)

Учить овладевать навыками передачи связей слов с помощью продуктивных окончаний:

  • Согласовывать гл. и сущ. в числе и лице,

  • Сопоставлять различные формы слова (упал – упала),

  • Образовывать падежные формы сущ. ед. и мн. Числа (стол-столы)

  • Составлять простые предложения по модели: Кто? Что делает?

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА

И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

Развитие просодической стороны речи
  • Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

  • Закрепить навык мягкого голосоведения.

  • Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

  • Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

  • Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

  • Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

  • Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов
  • Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

  • Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза
  • Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

  • Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.

  • Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

  • Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.

  • Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.

  • Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий.

МОТОРИКА

  • Общая: создание условий для совершенствования переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных упражнений.

  • Мелкая: создание условий для совершенствования статической и динамической координации движений.

  • Артикуляционная: вырабатывать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата (точность движения, плавность и легкость (без подергивания, дрожания), устойчивости конечного результата, плавного переключения с одного движения к другому

  • Развитие дыхания: сформировать сильный, плавный ротовой выдох.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Обучение правильному произношению звуков раннего и среднего онтогенеза: вызывание отсутствующих звуков, их автоматизация и дифференциация.

1.Артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.

для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щёточка», «Футбол», «Фокус»;

для шипящих: «Тубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

для Р,Р`: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемёт;

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

2.Дыхательная гимнастика.

Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.

Упражнения: «Фокус», «Футбол», «Задуй свечу», «Понюхай цветочек», «Шторм в стакане» и др.


3.Пальчиковая гимнастика.

Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа Су-джок.


4.Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.

Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.


5.Постановка звука.

Цель: Вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука.

Постановка звуков в такой последовательности:

Щ, Ч;

Л; Р, Рь

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

В работе с детьми, имеющих логопедическое заключение дизартрия, стертая форма дизартрии последовательность постановки звуков не соблюдается.

Способ постановки смешанный.

6.Автоматизация поставленного звука.

Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.

  • в слогах

  • в словах

  • в предложениях


7.Дифференциация звуков.

Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЕ

КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ


  • Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

  • Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

  • Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

  • Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

  • Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ


  • Совершенствовать умение обследовать предметы разными способами.

  • Развивать глазомер в специальных упражнениях и играх.

  • Учить воспринимать предметы, их свойства; сравнивать предметы; подбирать группу предметов по заданному признаку.

  • Развивать цветовосприятие и цветоразличение, умение различать цвета по насыщенности; учить называть оттенки цветов. Сформировать представление о расположении цветов в радуге.

  • Продолжать знакомить с геометрическими формами и фигурами; учить использовать в качестве эталонов при сравнении предметов плоскостные и объемные фигуры.

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ


  • Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов-заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки.

  • Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4—8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.

  • Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу). Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме.

Ребенок понимает различные формы словоизменения и не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками.

Ребенок понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь.

Ребенок без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.

Уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту.

Ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке. Ребенок не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках. Ребенок называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов.

Уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме.

Ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными. Ребенок образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных.

Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме.

Ребенок без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки.

Ребенок не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов.

Состояние звукопроизношения соответствует возрастной норме.


Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельно игровой деятельности, в семье.






Занятость во внеурочной деятельности

День недели

Название мероприятия

Кол-во часов

Время проведения

Руководитель

Понедельник

Уроки милосердия

1

1315 – 1400

Бочарова Н.А.

Я исследователь

1

1410 – 1455

Бочарова Н.А.

Вторник

Информатика и ИКТ

1

1220 – 1305

Бочарова Н.А.

Юный эколог

1

1315 – 1400

Бочарова Н.А.

Среда

Школа этикета

1

1410 – 1455

Бочарова Н.А.

Я исследователь

1

1505 – 1550

Бочарова Н.А.

Четверг

Уроки милосердия

1

1315 – 1400

Бочарова Н.А.

Юный эколог

1

1410 – 1455

Бочарова Н.А.

Пятница

Информатика и ИКТ

1

1220 – 1305

Бочарова Н.А.

Школа этикета

1

1315 – 1400

Бочарова Н.А.


Ожидаемые результаты:

1. Положительная динамика развития познавательных процессов.

2. Положительная динамика в эмоционально-волевой сфере.

3.Повышение мотивации к обучению, формирование предметных компетентностей и универсальных учебных действий.

4.Повышение активности во внеурочной деятельности.

4. Сформированность педагогической грамотности родителей.

5. Повышение уровня социализации обучающегося в обществе.

Родители _______________________ ознакомлены /_________________/

Классный руководитель: Бочарова Н.А. /______________/