Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зеленорощинская средняя общеобразовательная школа им. М. Горького»
Лениногорского муниципального района РТ
Индивидуальный план работы
над методической темой по самообразованию
учителя физики
Ризванова Замиля Гадиловича
на 2017 – 2022 гг
Проблема школы
«Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях реализации ФГОС»
Проблема над которой работаю
"Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики в условиях реализации ФГОС "
«Скажи мне — и я забуду.
Покажи мне — и я запомню.
Дай мне сделать самому — и я пойму.»
Китайская поговорка
Тема самообразования: «Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики в условиях реализации ФГОС»
Актуальность темы:
Совершенствование качества обучения – воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«Самообразование» - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.»
источник : педагогический словарь на сайте ( http://www.dictionary.fio.ru)
Если процесс образования … :
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
… то речь идет о самообразовании.
Цель профессионального самообразования:
Повышение эффективности преподавания физики через применение системно - деятельностного подхода, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства.
Создание условий для развития успешности одаренных детей
Непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя
Развитие благоприятной и мотивирующей потребности учащихся.
Задачи профессионального самообразования:
Изучить новинки методической литературы, наиболее ценный педагогический опыт по данной теме.
Начать работу по освоению технологии системно- деятельностного подхода через различные формы уроков и внеурочную деятельность по предмету.
Повышать профессиональное мастерство через самообразование, участие в методических конкурсах, использование современных информационных технологий, курсовую переподготовку.
Совершенствовать технологии и методики работы с одаренными детьми.
Совершенствовать материально-техническую базу преподавания физики в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса ФГОС.
Принципы профессионального самообразования: непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер.
Источники самообразования: СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет, медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, школьные научно-практические конференции.
Формы самообразования:
Индивидуальная:
- посещение уроков коллег;
- участие в педагогических советах школы;
- изучение научно – методической и учебной литературы.
- участие в работе методического объединения школы.
Групповая:
– участие в педагогических советах школы;
- участие в работе методического объединения школы;
- курсовая подготовка на КПК;
- изучение научно – методической и учебной литературы;
- обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.
Ожидаемый результат самообразования:
- повышение уровня профессиональной компетенции,
- овладение компетентностым подходом в обучении,
- повышение качества образования школьников,
- повышение качества преподавания предмета.
Предполагаемый результат:
Повышение качества преподаваемого предмета;
Разработка пакета материалов изучения физики в 7-11 классах.
Самообобщение опыта по исследуемой теме.
Практический выход:
Выступления на заседаниях школьного методического объединения учителей, педсоветах школы, районных семинарах, участие в профессиональных конкурсах, публикации, работа личного сайта и т.д.
Цели:
Развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения.
Формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки.
Повышение профессиональной подготовленности и как следствие, повышение эффективности обучения физике.
Задачи:
планировать учебно-воспитательный процесс по физике с учетом конкретных условий данного заведения;
творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
формировать интерес учащихся к занятиям по физике;
организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;
учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач;
аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное | Изучение новых образовательных стандартов Знакомство с новыми технологиями через предметные издания, интернет Разработка рабочих программ по предметам Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей физики. Принимать активное участие в работе районном методобъединении учителей физики. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. Организовывать кружковую и внеклассную деятельность по предмету. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях. Дополнять и совершенствовать паспорт кабинета физики. |
Психолого – педагогическое | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. Изучать современные психологические методики. Изучение теоретических основ системно-деятельностного подхода |
Методическое | Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков физики. Разработать индивидуальные дифференцируемые задания для учащихся.. Проводить мастер-классы для коллег по работе, учителей района. Создать собственный каталог лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, внеклассных мероприятий по предмету. Разрабатывать комплекты заданий по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ; Проводить тематические недели физики с активным привлечением обучающихся. Разработать программы, тематические планирования элективного курса по физике для учащихся 10-11 классов |
ИКТ | Пройти курсы повышения квалификации для получения пользовательских навыков работы на компьютере. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике, педагогических технологий. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс. |
Охрана здоровья | Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физики. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии. Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, физическими упражнениями. |
Предполагаемый результат:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по физике.
повышение качества преподавания предмета
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
разработка новых форм, методов и приемов обучения
доклады, выступления
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
разработка и проведение открытых уроков
создание комплектов педагогических разработок
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Этапы работы по самообразованию:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ (Диагностика, прогнозирование) | Изучение литературы по проблеме. Поиск материалов в Интернете. Определение целей и задач темы. Разработка мер, направленных на решение проблемы. Определение результатов. | 2017- 2018 гг. | Курсы повышения квалификации учителей. Выступление на заседании педагогического совета школы. Выступление на заседании районом МО учителей физики. |
ПРАКТИЧЕСКИЙ (Обобщение и внедрение) | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | 2018- 2021гг. | Выступление на заседании педагогического совета по теме самообразования Открытые уроки на школьном уровне. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Использование элек-тронной почты для обмена опытом. Публикации на сайте (http://multiurok.ru /) Постоянное ведение электронного портфолио учителя. |
АНАЛИТИЧЕСКИЙ (Диагностика и итог) | Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта работы. | 2021-2022гг. | Выступление на заседании районного МО учителей по своей теме самообразования. Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. Мастер-класс по использованию системно-деятельностного подхода в преподавании физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте |
Форма отчета по проделанной работе
1. Обобщение опыта работы на уровне школы.
2. Выступления по обмену опытом работы на районных и республиканских семинарах учителей физики.
3. Представление администрации школы отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.