Проект
«Математика в медицине»
Выполнила:
Ученица 6б класса филиала МБОУ СОШ с.Стегаловка в с.Стрелец Стрельникова Софья
Руководитель: Стрельникова Т.Н.
2019
Содержание
Введение
Математика – основа всего точного естествознания
Математические знания каждого медработника
Исследовательская часть: Математические вычисления в медицине.
Заключение
Список литературы
Введение
Почти каждый ученик, особенно старшеклассник, выбравший свой жизненный путь, задает себе и окружающим вопрос: «А зачем мне нужен тот или иной предмет?» Хочу (например) быть врачом и математика мне абсолютно не нужна!» Но, все науки взаимосвязаны, и практически не могут существовать друг без друга, но роль математики особенно велика, не зря же, её зовут царицей наук. Вы спросите: «Как такое может быть?» Ответ простой: «Везде есть опыты, в которых без математических расчетов не обойтись». Большинство людей не задумывается, что результаты деятельности математиков они ежедневно видят вокруг себя. Без математических расчетов невозможны ни архитектура, ни проектирование техники, ни даже составление режима работы светофоров на загруженных магистралях. Математика – это чрезвычайно мощный и гибкий инструмент при изучении окружающего нас мира. Все сведения фиксируются и обрабатываются в виде чисел. А поскольку обработкой числовой информации занимается математика, вот вам и связь между медициной и математикой. Любая наука означает применение математики. Математические законы и формулы помогают также в медицине.
(Слайд 2)
Цель исследования: рассмотреть применение математики в медицине на примере исследования моего здоровья.
Объект исследования – мой организм.
(Слайд 3)
Задачи:
Раскрыть сущность математики
Показать значимость математики в современной медицине
Применить знания, полученные на уроках математики, на практике.
Рассмотреть математические задачи, которые связаны со здоровьем человека.
Провести исследование состояния моего здоровья.
(Слайд 4)
Актуальность проекта, обусловлена необходимостью сохранения здоровья школьников. Подрастающее поколение имеет значительные отклонения в здоровье. На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание. Эта тема интересна мне лично, т.к. я считаю, что охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого.
(Слайд 5)
Нужна ли математика в медицине? Я провела анкетирование среди обучающихся нашей школы.
Анкетирование
Нужна ли математика в медицине?
Вывод: Школьники начальной школы считают, что математика важна для медицины; ребята, обучающиеся в 5 и 9 классе, считают, что математика не сильно пригодится в медицинской сфере. А выпускники думают обратное: роль математического образования в профессиональной подготовке медицинских работников очень велика.
(Слайд 6)
Математика – основа всего точного естествознания
Выдающийся итальянский физик и астроном Галилео Галилей говорил, что «Книга природы написана на языке математики». Почти через двести лет философ Иммануил Кант утверждал, что «Во всякой науке столько истины, сколько в ней математики». Приведенные высказывания великих ученых дают полное представление о роли и значении математики во всех областях жизни людей.
(Слайд 7)
Математические знания каждого медработника
С вопросом «Нужна ли математика в медицине?» я обратилась к своей сестре – студентке 6 курса медицинского университета. И получила следующие сведения:
Математика необходима:
В любой специальности для расчёта индекса массы тела, для оценки клинических анализов, чтения кардиограммы, расчёта пульсового давления и т.п.;
В инфектологии при лечении инфекционных заболеваний для расчета регидратационной терапии (восполнения потерь жидкости);
В педиатрии для расчёта прибавки массы и роста детей; для расчёта необходимого количества смеси;
В эндокринологии с целью расчёта хлебных единиц при сахарном диабете;
В анестезиологии для расчёта анестезии на килограмм массы тела при операции;
В нефрологии для расчёта скорости клубочковой фильтрации;
В офтальмологии для правильного подбора очков;
В фармации для изготовления лекарств по рецепту, с целью расчёта необходимых концентраций, входящих в состав лекарственного средства препаратов;
В медицинской статистике с целью расчётов показателей рождаемости, смертности, заболеваемости, числа койко-мест и количества койко-дней;
И многое другое.
(Слайд 8)
Исследовательская часть. Математические вычисления в медицине.
Здоровье - это самое дорогое, что есть у человека.
Все со мною согласятся, что беречь здоровье надо с детства.
Охрана собственного здоровья
это непосредственная обязанность каждого.
математика помогает познать себя через различные задачи, графики и диаграммы.
Математические задачи, связанные со здоровьем Мне всегда было интересно, из чего состоит организм человека. В этом мне помогла задача на проценты:
Задача 1 (Слайд 9)
В состав человеческого организма входит 65% кислорода, 18% углерода, 10% водорода, 0,15% натрия и столько же хлора.
Решение:
Мой вес составляет 44 кг.
Тогда:
кислорода в моем организме 44 × 0,65 = 28,6 кг;
углерода 44 × 0,18 = 7,92 кг;
водорода 44 × 0,1 = 4,4 кг,
натрия и хлора по 44 × 0,0015 = 0,066 кг.
Задача 2 (Слайд 10)
Недостаток железа в крови приводит к заболеванию – анемия.
Содержание железа в моем организме.
Среднее содержание железа в организме человека массой 70 кг составляет 5 г. А сколько же этого вещества в моем организме?
Решение:
70 кг – 5 г
44 кг – х г
Х = 5×44:70=3,14 г
Значит в моем организме всего 3,14 г железа, но это соответствует норме.
Задача 3 (Слайд 11)
Дома я часто слышу об артериальном давлении. А какое артериальное давление должно быть у человека? Я нашла такие формулы:
АД(систола) = 1,7 × возраст + 83
АД(диастола) = 1,6 × возраст + 42
Мое нормальное артериальное давление:
АД(систола) = 1,7 × 12 + 83 = 103,4
АД(диастола) = 1,6 × 12 + 42 = 61,2
Оно соответствует норме.
Задача 4 (Слайд 12)
Вычислить нормальную массу тела, соответствующую возрасту:
М=60+0,75(Р-180)+(В-20):4, где
М – масса тела в кг
Р – рост в см
В – возраст в годах
Решение:
60 + 0,75(164 -180)+(12-20):4 = 46 кг
Взвешивание показало, что масса моего тела чуть меньше нормы.
Задача 5 (Слайд 13)
Вычислить свой предполагаемый рост по формуле:
Дд = 0,51 × (До + Дм) – 7,5
Дд – длина тела дочери
До – длина тела отца
Дм – длина тела матери.
Решение:
Мой предполагаемый рост 0,51 × (180 + 170) - 7,5 = 171 см
Измерение роста показало, что мой рост 164 см. Значит, ещё подрасту.
(Слайд 14)
Мои параметры здоровья почти соответствуют норме На диаграмме видно, что мои параметры здоровья почти соответствуют норме.
Заключение. (Слайд 15)
Поскольку математика представляет по своей природе всеобщее и абстрактное знание, она в принципе может и должна использоваться во всех отраслях науки. Математику можно отнести к всеобщим наукам.
В своей работе я показала, как можно использовать, имеющиеся у школьника математические знания, для самостоятельной диагностики собственного здоровья.
Математика и математический стиль мышления совершают сейчас триумфальный марш как в науке, так и в ее применениях. Необходимо всем почувствовать это и относиться к математике с большим интересом, увлечением и пониманием необходимости математических знаний, как для любого рода деятельности и для поддержания своего здоровья, так и для жизни всего человеческого общества.
Использованные материалы 1. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2003.
2. Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника. – М.:Медицина, 1993.
3. Гальперштейн А.Я. Моя первая энциклопедия: Науч.-поп. издание для детей. – М.: ЗАО «Росмэн-Пресс», 2006.
4. https://stoneforest.ru/sport/kak-rasschitat-pravilnyj-ves-cheloveka/
5. http://vekzhivu.com/article/512-norma-arterialnogo-davleniya-u-detei