СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индустриальное общество

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какие изобретения и открытия нам подарил 19 век?

Просмотр содержимого документа
«Индустриальное общество»

Дата___________ урок_____ история 9

Тема: Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся определять термины: Социальная структура общества, аристократия, буржуазия, средний класс, наемные рабочие, эмиграция, эмансипация Научатся определять термины: Социальная структура общества, аристократия, буржуазия, средний класс, наемные рабочие, эмиграция, эмансипация.

Метапредметные УУД:

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Личностные УУД:

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: тетрадь, учебник, презентация.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

Устный опрос у доски

III. Подготовка целей и задач урока.

Создание проблемной ситуации:

Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел переход от традиционного общества к индустриальному. Давайте вспомним, какие изобретения и открытия подарил нам  ΧΙΧ век? (дети называют пароходы, автомобили, аэростаты, планеры, радио, телефон, лампочку, новое оружие: револьвер Кольт и пулемет Максим).

Период – начала ΧΙΧ века. Этот период немецкий ученый назвал временем, когда «земля выбрасывала своих детей». Почему он так охарактеризовал это время?

4. Первичное усвоение новых знаний.

Что такое «миграция» и «эмиграция»?

Работа со словарем.

Миграции – перемещение внутри страны.

Эмиграции – перемещение за границу. 

Появление, какого транспорта способствовало этому? (железнодорожного, морского).

Представьте 19 в., плывет пароход с пассажирами. Откуда вы, пассажиры? Из каких стран? (Из Англии, Германии, Скандинавских островов, из Восточной и Южной Европы). А куда они направляются? (в Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Южную Африку, но большинство в США).

Как развивалась цивилизация в Америке? Как вы думаете, почему люди эмигрировали в Америку? Из какой страны ехало большинство людей?  

Сначала уезжали из Англии, Германии и Скандинавских стран. В последней трети XIX в. поток эмигрантов двинулся из стран Южной и Восточной Европы. Ехали в Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, но большинство эмигрантов направлялись в США. Многим иммигрантам пришлось пережить горькое разочарование. «Америка — это одни обещания»,— говорили они. Часто случалось так, что ирландские или итальянские нищие становились американскими нищими, но некоторым из этих людей удалось достичь власти и уважения в чужой стране. Те, кто хорошо устраивался на новом месте, посылали родственникам письма и деньги. Одни только ирландские иммигранты послали в Ирландию в 40‑х гг. XIX в. более миллиона долларов, что подтолкнуло к переезду новые тысячи ирландцев.

Исчезают сословия, усложняется классовая структура общества. На протяжении всего XIX в. индустриальная револю­ция меняла социальную структуру западноевропейского общества. Увеличивалась численность буржуазии к наемных промышленных рабочих, занятых в капиталистическом производстве, к началу XX в. они стали основными социальными группами индустриаль­ного общества. Что же касается основных классов традиционно­го общества — дворян-землевладельцев и крестьян, то их чис­ленность уменьшалась. Эти изменения происходили в зависимости от темпов модернизации.

В Англии, как вы знаете, классическое помещичье и крестьянское хозяйство исчезло уже в XVIII в., рево­люция во Франции уничтожила собственность сеньоров на землю, а в США никогда не было классов тради­ционного общества. Помещичье и крестьянское хозяй­ство сохранялось в первой половине XIX в. в таких странах второго эшелона модернизации, как Австрий­ская империя, Италия, в германских государствах. Од­нако в период наполеоновских войн в ряде германских государств и в Австрийской империи были проведены реформы, способствовавшие развитию капиталистичес­кого хозяйства в деревне. Бывшие помещики превра­щались в капиталистических предпринимателей, исполь­зовавших наемный труд, значительная часть крестьян становилась фермерами или батраками, следовательно, включалась в капиталистическое хозяйство.

  • Исчезают старые сословия. Растет численность буржуазии и наемных рабочих

Новая социальная структура общества:

Господство аристократии уходит в прошлое. Аристократия сливается с буржуазией, что приводит к формированию нового высшего класса.

А что такое «аристократия»? (высший родовитый слой или привилегированная часть общества, состоящая из знатных, родовитых людей, находящихся у власти)

Аристократия старая и новая. К. середине XIX в. ев­ропейской аристократии пришлось во многом изменить свой об­раз жизни, иначе было не выжить.

Многие аристократы еще владели землями, и жизнь их была связана больше с деревней, чем с городом. Просторные дома поз­воляли принимать множество знатных гостей. Библиотеки, худо­жественные коллекции, светские приемы, охота — все делало жизнь приятной. Браки, как правило, заключались в своем кругу, поэто­му аристократические семьи были связаны родственными узами.

В Англии мальчиков из таких семей с детства готовили к по­литической деятельности. После окончания частных привилегиро­ванных школ они учились в Оксфорде или Кембридже. Затем ареной их деятельности становился парламент. В середине XIX в. 4/5 членов палаты общин в английском парламенте составляли землевладельцы, а большая часть министров заканчивала элитар­ные учебные заведения.

Но постепенно, с развитием индустриального общества, гос­подствующее положение аристократии уходит в прошлое. Часть земель продается под городскую застройку, уменьшаются лесные владения. Новые времена предъявляют новые требования к тем, кто хочет делать карьеру. Земельная аристократия занимает руководящие посты в банках, промышленных компаниях, в колони­альной администрации.

Многие аристократические семьи теряют свои богатства. И хо­тя знать с презрением относилась к разбогатевшим «выскочкам», многие отпрыски древних родов вступают в брак с наследниками больших состояний, и это приводит к слиянию аристократии и буржуазии, формированию нового «высшего класса».

  • Ведущую роль в обществе играет крупная буржуазия.

Буржуазия – класс крупных собственников, широко использующих наемный труд.

Буржуазия отличается тем, что зарабатывает свой авторитет исключительно деньгами. Занимается предпринимательством. Появилась она еще в средние века, когда ремесленники и купцы стремились к преимуществу в обслуживании населения. Тем самым получать большую прибыль. Ускорился этот процесс в эпоху ВГО. ?Почему? Предполагаемый ответ: приток богатств из-за океана. После французской революции буржуазия утвердилась окончательно и стала еще больше обогащаться.

  • Появляется средний класс – опора общества

Средний класс. Новым явлением в общественной жиз­ни XIX в. стало появление среднего класса, объединившего са­мые разные слои общества — мелкую буржуазию, служащих ча­стных компаний и государственных учреждений. К среднему классу относились и лица свободных профессий — инженеры, изобре­татели, врачи, преподаватели, офицеры, юристы и др. Одним из главных признаков принадлежности к среднему классу было устойчивое материальное положение, хотя и различное у отдель­ных слоев.

Средний класс – это промежуточная группа между богатыми и бедными. Профессионалы в различных видах деятельности. Признаки: наличие образования, высокая квалификация, компетентность. Они обладали авторитетом в обществе.

  • Рабочий класс делится на квалифицированных рабочих и неквалифицированных

Очень разный рабочий класс. В XIX в. формируется рабочий класс, в индустриальных странах он становится неодно­родным. Выделяются высококвалифицированные рабочие, некото­рые историки называли их рабочей аристократией. Их положение на предприятии было прочным, зарплата- позволяла давать техническое образование сыновьям, иногда их дети становились служа­щими. Это уже был шаг вверх по социальной лестнице.

Женский и детский труд. Машины получили первое применение в текстильной промышленности. Прядильные и ткацкие станки сделали излишней мускульную силу рабочего, но потребовали быстроты и ловкости движения пальцев. При этих условиях сделалась технически выгодной замена мужчины женщиной и ребенком. К техническому моменту присоединился другой — экономический. Такая замена обещала фабриканту экономию в заработной плате и предоставляла в его распоряжение рабочую силу, покорную самой широкой эксплуатации.

Душой борьбы за равноправие женщин в Англии стала Эммелина Панхорст.

5. Первичная проверка понимания изученного.

Вопросы в конце параграфа

6. Первичное закрепление знаний.

Работа с документами в конце параграфа

7. Коррекция знаний.

8. Домашнее задание. Выучить параграф ___________

9. Рефлексия.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!