Конспект АМО-урока (занятия).
Организационная информация
Предмет: информатика и ИКТ
Класс: 5 класс, общеобразовательный
Продолжительность урока: 45 минут
Методическая информация
Тема урока: Способы кодирования информации
Автор учебника: Босова Л.Л.
Тип урока: Урок изучения нового материала, второй урок в теме "Кодирование информации". Далее будет изучаться метод координат. Базовая модель обучения, 35 ч в год, 1ч в неделю.
Цели урока/ занятия/ мероприятия:
1. Дидактические:
Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации.
Отметить роль кодирования информации.
Научить детей декодировать зашифрованную информацию.
Научить применять свои знания на практике.
Воспитывать интерес к предмету.
2. Развивающие:
развивать познавательный интерес, память, речь и внимание учащихся;
развивать коммуникационную компетентность у учащихся;
развивать навыки индивидуальной практической деятельности;
развивать логическое мышление учащихся при решении нестандартных задач различного уровня;
развивать рефлексивные умения.
3. Воспитательные:
Научить планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Задачи урока/ занятия/ мероприятия:
1.1. повторение и обобщение темы «кодирование информации»
1.2. стимулирование интереса к теме.
2.1. развитие логического мышления, памяти, внимательности;
2.2. развитие навыков индивидуальной практической деятельности.
3.1. формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.
ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия:
Актуализируют - знания о способах кодирования информации;
Приобретут - представления о способах кодирования информации, навыки оценки и самооценки деятельности на уроке.;
Закрепят - знания и представления о способах кодирования, навыки сотрудничества.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:
История кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира.
Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.
Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.
Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.
Ход урока
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
1 этап: приветствие "Летающие имена"
Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.
1 мин
Здравствуйте! Перед началом урока мы обязательно передадим друзьям хорошее настроение. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Давайте назовем имена друг друга:
тот, кто услышал свое имя - называет другое имя. Итак, громко и радостно произносим имена всех ребят.
А теперь мы готовы к началу урока?
Мы готовы к началу урока!
Нам все задачи по плечу?
Нам все задачи по плечу!
2 этап: Погружение в тему "Звездопад"
Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока
4 мин
Учитель готовит 11 высказываний (истинных и ложных). На доске нарисовать табличку, состоящую из трёх столбцов (столбцы называются «№», «Да» и «Нет») и 11 строчек. В
столбце «№» заранее проставлены номера высказываний. В столбцах «Да» и
«Нет» развешаны звезды, на каждой из них написана одна буква.
Учитель зачитывает высказывание, к доске выходят ученики по очереди и снимают с таблицы соответствующую звезду, и прикрепляют звёзды на доске в строчку вне таблицы. Далее учитель просит составить из всех букв слово и записать на доске.
Это слово «кодирование» является одним из понятий нашей темы. Давайте попробуем сформулировать тему урока, затем объявляется тема урока учителем "Способы кодирования информации".
Примечание: Происходит проверка подготовки домашнего задания к данному уроку.
Приложение: 1) Почтовый индекс – это код. (К)
2) Азбука Брайля – специальная азбука для глухих людей. (О)
3) С помощью нотных знаков кодируется любое музыкальное произведение. (Д)
4) Код – это система условных знаков для представления информации. (И)
5) Число 4 – код плохих знаний, а число 2 – код хороших знаний. (Р)
6) Штрих-код на упаковке товара представляет собой черные треугольники. (О)
7) Штрих-код считывают специальные сканеры. (В)
8) В памяти компьютера информация представлена в виде двоичного кода. (А)
9) Двоичный код содержит цифры 0, 1 и 2. (Н)
10) Дорожные знаки кодируются с помощью рисунков. (И)
11) Для общения в нашей стране используется код – русский язык. (Е)
3 этап: определение опасений и ожиданий «Фруктовый сад»
Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки
4 мин
Подумайте, пожалуйста, чему вам хочется научиться, а затем о том, к чему вы уже готовы, а к чему - нет. Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений закрепление изученного
Фаза 2 «Работа над темой»
4 этап: закрепление изученного «Восстанови рассказ»
Контроль и коррекция ЗУН
4 мин
Предложить обучающимся фрагменты текста в разрозненном виде. Эти фрагменты текста нужно расположить в нужном порядке (прикрепить на магнитную доску), чтобы получилось связанное определение.
Приложение: Код – это система условных знаков для представления информации. Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода. В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде. Двоичный код – это цепочка нулей и единиц.
5 этап: Инпут «Редакторы»
Представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся
10 минут
Займите свои места за компьютерами по 2 человека за один компьютер.
Откройте указанную презентацию. Используя параграф учебника, нужно отредактировать данную презентацию. В данной презентации есть пропущенные слова, которые вы должны вставить в соответствии с параграфом и есть ошибки, которые вы должны исправить.
Затем происходит озвучивание проделанной работы. Группы по очереди рассказывают, какие изменения они внесли в содержание очередного слайда.
- Примечание: количество групп соответствует количеству слайдов.
Приложение: ( В слайдах допущены ошибки, которые надо исправить, и пропущены слова)
1 слайд) Одна и та же информация может быть представлена …… кодами, иначе говоря, в разных ………. Люди выработали множество ……. представления информации. К ним относятся: ………. языки; нос мимики и жестов; рот рисунков и чертежей; научные уши; специальные глаза.
2 слайд) Способ …........ информации зависит от цели, ради которой осуществляется декодирование. Такими целями могут быть …….. записи, рассекречивание (шифровка) информации, удобство обработки.
3 слайд) Чаще всего применяют следующие способы ………………….. : графический – с помощью чисел; символьный – с помощью рисунков или значков, числовой – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.
4 слайд) Переход от одной формы представления информации к другой. Более удобной для хранения, восстановления или удаления, называют ………… Действия по восстановлению первоначальной формы …………………….. принято называть раскодированием. Для раскодирования надо знать код.
5 слайд) Графический ……….. кодирования информации:
………….способ кодирования информации:
Символьный способ …………….. информации:
00111010
11111111
10000000
А → Б, Б → В, В → Г, Г → Д, ……., Я → А
6 этап: Проработка темы "Свети солнце"
Проработка учебного материала
15 мин
Разбить детей на группы (использовать жетоны 4 цветов). На доске наклеен желтый круг, в котором записана тема урока.
Одна из функций солнца - согревать всё живое на Земле. Чтобы наше солнце начало согревать, надо нарисовать ему лучи. Из желтой бумаги вырезаны лучи с вопросами и заданиями по новой теме, которые развешаны в разных местах кабинета. Под лучом находится лист для записи ответов. Каждая группа может записать только одну фразу, являющуюся ответом на данный вопрос или задание. Группы по очереди подходят к новым лучам и записывают свои ответы. Когда все группы обошли все лучи, дети вместе с учителем решают, будет ли данный луч сегодня светить в солнце. Если на луче написано больше истинных высказываний, чем ложных, то луч занимает своё место в солнце.
Приложение:
1. Что такое кодирование информации?
2. Что такое декодирование? Что надо знать, чтобы декодировать информацию?
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й |
01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 |
К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
3. Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите.
Получилось 18 21 19 13 01 15. Как зовут мальчика?
4. Закодируйте слово КОДИРОВАНИЕ с помощью азбуки Морзе.
5. Шифр «Перестановки».
Кодирование осуществляется перестановкой букв в слове по одному и тому же общему правилу.
Восстановите слова и определите правило перестановки:
ЛБКО
ЕРАВШН
УМЫЗАК
АШНРРИ
РКДЕТИ
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Этап 7: Разминка «Земля, воздух, огонь и вода»
Освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения.
2 мин
Воздух.
Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится
дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Земля.
Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх.
Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте.
Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь.
Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода.
Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени
Этап 8: Рефлексия «Ресторан»
Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения
Время 4 минут
Давайте представим, что сегодняшний день мы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого...
- Больше всего мне понравилось...
- Я почти переварил...
- Я переел...
- Пожалуйста, добавьте...
Напишите свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чата, комментируя.
Домашнее задание
1 мин
Учебник: стр.49;
рабочая тетрадь: №83 стр. 56, №86
Литература
Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 192 с.: ил.- ISBN : 978-5-94774-835-2.
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 87 с.: ил.
Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.