СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информатика 5 класс, "Способы кодирования информации"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект АМО-урока по информатике в 5 классе "Способы кодирования информации"

Просмотр содержимого документа
«Информатика 5 класс, "Способы кодирования информации"»

Конспект АМО-урока (занятия).


Организационная информация

Предмет: информатика и ИКТ

Класс: 5 класс, общеобразовательный

Продолжительность урока: 45 минут

Методическая информация

Тема урока: Способы кодирования информации

Автор учебника: Босова Л.Л.

Тип урока: Урок изучения нового материала, второй урок в теме "Кодирование информации". Далее будет изучаться метод координат. Базовая модель обучения, 35 ч в год, 1ч в неделю.


Цели урока/ занятия/ мероприятия:

1. Дидактические:

  • Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации.

  • Отметить роль кодирования информации.

  • Научить детей декодировать зашифрованную информацию.

  • Научить применять свои знания на практике.

  • Воспитывать интерес к предмету.

2. Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, память, речь и внимание учащихся;

  • развивать коммуникационную компетентность у учащихся;

  • развивать навыки индивидуальной практической деятельности;

  • развивать логическое мышление учащихся при решении нестандартных задач различного уровня;

  • развивать рефлексивные умения.

3. Воспитательные:

Научить планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.


Задачи урока/ занятия/ мероприятия:

1.1. повторение и обобщение темы «кодирование информации»

1.2. стимулирование интереса к теме.


2.1. развитие логического мышления, памяти, внимательности;

2.2. развитие навыков индивидуальной практической деятельности.


3.1. формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.


ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия:

Актуализируют - знания о способах кодирования информации;

Приобретут - представления о способах кодирования информации, навыки оценки и самооценки деятельности на уроке.;

Закрепят - знания и представления о способах кодирования, навыки сотрудничества.


Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:

История кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира.

Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.


Ход урока

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

1 этап: приветствие "Летающие имена"

Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.

1 мин

Здравствуйте! Перед началом урока мы обязательно передадим друзьям хорошее настроение. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Давайте назовем имена друг друга:

тот, кто услышал свое имя - называет другое имя. Итак, громко и радостно произносим имена всех ребят.

А теперь мы готовы к началу урока?

Мы готовы к началу урока!

Нам все задачи по плечу?

Нам все задачи по плечу!


2 этап: Погружение в тему "Звездопад"

Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока

4 мин

Учитель готовит 11 высказываний (истинных и ложных). На доске нарисовать табличку, состоящую из трёх столбцов (столбцы называются «№», «Да» и «Нет») и 11 строчек. В

столбце «№» заранее проставлены номера высказываний. В столбцах «Да» и

«Нет» развешаны звезды, на каждой из них написана одна буква.

Учитель зачитывает высказывание, к доске выходят ученики по очереди и снимают с таблицы соответствующую звезду, и прикрепляют звёзды на доске в строчку вне таблицы. Далее учитель просит составить из всех букв слово и записать на доске.

Это слово «кодирование» является одним из понятий нашей темы. Давайте попробуем сформулировать тему урока, затем объявляется тема урока учителем "Способы кодирования информации".

Примечание: Происходит проверка подготовки домашнего задания к данному уроку.

Приложение: 1) Почтовый индекс – это код. (К)

2) Азбука Брайля – специальная азбука для глухих людей. (О)

3) С помощью нотных знаков кодируется любое музыкальное произведение. (Д)

4) Код – это система условных знаков для представления информации. (И)

5) Число 4 – код плохих знаний, а число 2 – код хороших знаний. (Р)

6) Штрих-код на упаковке товара представляет собой черные треугольники. (О)

7) Штрих-код считывают специальные сканеры. (В)

8) В памяти компьютера информация представлена в виде двоичного кода. (А)

9) Двоичный код содержит цифры 0, 1 и 2. (Н)

10) Дорожные знаки кодируются с помощью рисунков. (И)

11) Для общения в нашей стране используется код – русский язык. (Е)

3 этап: определение опасений и ожиданий «Фруктовый сад»

Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки

4 мин

Подумайте, пожалуйста, чему вам хочется научиться, а затем о том, к чему вы уже готовы, а к чему - нет. Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений закрепление изученного


Фаза 2 «Работа над темой»

4 этап: закрепление изученного «Восстанови рассказ»

Контроль и коррекция ЗУН

4 мин

Предложить обучающимся фрагменты текста в разрозненном виде. Эти фрагменты текста нужно расположить в нужном порядке (прикрепить на магнитную доску), чтобы получилось связанное определение.

Приложение: Код – это система условных знаков для представления информации. Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода. В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде. Двоичный код – это цепочка нулей и единиц.


5 этап: Инпут «Редакторы»

Представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся

10 минут

Займите свои места за компьютерами по 2 человека за один компьютер.

Откройте указанную презентацию. Используя параграф учебника, нужно отредактировать данную презентацию. В данной презентации есть пропущенные слова, которые вы должны вставить в соответствии с параграфом и есть ошибки, которые вы должны исправить.

Затем происходит озвучивание проделанной работы. Группы по очереди рассказывают, какие изменения они внесли в содержание очередного слайда.

- Примечание: количество групп соответствует количеству слайдов.

Приложение: ( В слайдах допущены ошибки, которые надо исправить, и пропущены слова)

1 слайд) Одна и та же информация может быть представлена …… кодами, иначе говоря, в разных ………. Люди выработали множество ……. представления информации. К ним относятся: ………. языки; нос мимики и жестов; рот рисунков и чертежей; научные уши; специальные глаза.

2 слайд) Способ …........ информации зависит от цели, ради которой осуществляется декодирование. Такими целями могут быть …….. записи, рассекречивание (шифровка) информации, удобство обработки.

3 слайд) Чаще всего применяют следующие способы ………………….. : графический – с помощью чисел; символьный – с помощью рисунков или значков, числовой – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

4 слайд) Переход от одной формы представления информации к другой. Более удобной для хранения, восстановления или удаления, называют ………… Действия по восстановлению первоначальной формы …………………….. принято называть раскодированием. Для раскодирования надо знать код.

5 слайд) Графический ……….. кодирования информации:

………….способ кодирования информации:

Символьный способ …………….. информации:

00111010

11111111

10000000


А → Б, Б → В, В → Г, Г → Д, ……., Я → А








6 этап: Проработка темы "Свети солнце"

Проработка учебного материала

15 мин

Разбить детей на группы (использовать жетоны 4 цветов). На доске наклеен желтый круг, в котором записана тема урока.

Одна из функций солнца - согревать всё живое на Земле. Чтобы наше солнце начало согревать, надо нарисовать ему лучи. Из желтой бумаги вырезаны лучи с вопросами и заданиями по новой теме, которые развешаны в разных местах кабинета. Под лучом находится лист для записи ответов. Каждая группа может записать только одну фразу, являющуюся ответом на данный вопрос или задание. Группы по очереди подходят к новым лучам и записывают свои ответы. Когда все группы обошли все лучи, дети вместе с учителем решают, будет ли данный луч сегодня светить в солнце. Если на луче написано больше истинных высказываний, чем ложных, то луч занимает своё место в солнце.

Приложение:

1. Что такое кодирование информации?

2. Что такое декодирование? Что надо знать, чтобы декодировать информацию?

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

3. Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите.
Получилось 18 21 19 13 01 15. Как зовут мальчика?
















4. Закодируйте слово КОДИРОВАНИЕ с помощью азбуки Морзе.

5. Шифр «Перестановки».

Кодирование осуществляется перестановкой букв в слове по одному и тому же общему правилу.

Восстановите слова и определите правило перестановки:

ЛБКО

ЕРАВШН

УМЫЗАК

АШНРРИ

РКДЕТИ


Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Этап 7: Разминка «Земля, воздух, огонь и вода»

Освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения.

2 мин

Воздух.

Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится

дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Земля.

Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх.

Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте.

Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь.

Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода.

Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени


Этап 8: Рефлексия «Ресторан»

Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения

Время 4 минут

Давайте представим, что сегодняшний день мы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого...

- Больше всего мне понравилось...

- Я почти переварил...

- Я переел...

- Пожалуйста, добавьте...

Напишите свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чата, комментируя.


Домашнее задание

1 мин

Учебник: стр.49;

рабочая тетрадь: №83 стр. 56, №86


Литература

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 192 с.: ил.- ISBN : 978-5-94774-835-2.

  2. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 87 с.: ил.

  3. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!