Тема урока «Введение. Техника безопасности и организация рабочего места. Информатика. Информация. Виды информации и способы ее обработки» ( 6 класс, 1 блок)
Цели урока: сформировать представления о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером, воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, помочь учащимся усвоить понятие информации и информатики. Создать у учащихся представление об информации и способах ее представления, дать учащимся представление о процессе обработки информации, о двух типах обработки информации, расширить представление о компьютере как инструменте обработки числовой информации.
Ход урока:
1. Организационный момент
Здравствуй! Сегодня мы познакомимся с техникой безопасности при работе с ПК.
2. Техника безопасности (просмотр видео сюжета)
1) Правила техники безопасности и организации рабочего места: (После знакомства с правилами учащиеся подписываются в журнале по ТБ в получении инструктажа.)
ТБ в кабинете информатики:
· входите в кабинет спокойно, осторожно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель, оборудование и только с разрешения учителя;
· не входите в верхней и влажной одежде;
· не включайте самостоятельно компьютеры.
ТБ перед началом работы:
· не размещайте на рабочем месте посторонние предметы;
· убедитесь в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.
ТБ во время работы на ПК:
· включайте и перезагружайте ПК только с разрешения учителя;
· не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей;
· не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора;
· работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками;
· на клавиши нажимайте легко, не задерживая их в нажатом положении; не допускайте резких ударов по клавишам;
· не вставайте с рабочего места, когда входят в кабинет посетители;
· не перемещайтесь по кабинету без разрешения учителя;
· не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
· при неполадках и сбоях в работе ПК немедленно прекратите работу и сообщите об этом учителю.
ТБ после окончания работы на ПК:
· выйдите из прикладных программ;
· с разрешения учителя выключите ПК;
· наведите порядок на рабочем столе;
· приставьте стул;
· сдайте рабочее место учителю.
Чтобы работа за компьютером не оказалась вредной для здоровья, придерживайтесь следующих рекомендаций:
Располагайтесь перед компьютером так, чтобы экран монитора находился на расстоянии 50-70 см от глаз;
Продолжительность работы составляла 40-45 минут
Ноги ставьте на пол одна возле другой, не вытягивайте и не подгибайте;
Плечи расслабьте, локтями слегка касайтесь туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.
Сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула.
Каждые 5-10 минут старайтесь отрывать взгляд от экрана и смотреть на что-нибудь вдали.
3. Проверка т/б (тест, оценивание)
4 Изучение нового материала
Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика". Informatique = information + automatique
Информатика = информация + автоматика
Широко распространён также англоязычный вариант этого термина – "Computer science", что означает буквально "компьютерная наука".
Computer science- Компьютерная наука
Посмотрите – два определения, так непохожих друг на друга, но определяющие одно понятие. С одной стороны, это наука об информации, а с другой – наука о компьютерах. Что же верно? Правильно будет объединить об высказывания и определить информатику как:
Информатика – это техническая наука, определяющая сферу деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.
Компьютер – универсальный прибор для обработки информации.
Термин “информация” происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение.
Информация (information - англ.) – сведения об окружающем нас мире, которые можно собирать, хранить, использовать и передавать.
Как следует из определения, с информацией всегда связывают три понятия:
источник информации
потребитель информации
сигнал
Взаимосвязь введенных понятий показана на рисунке:
Свойства информации
Объективность – не зависит от чего-либо мнения.
Достоверность – отражает истинное положение дел.
Полнота – достаточна для понимания задачи и принятия решения.
Актуальность – важна и существенна для настоящего времени.
Ценность (полезность, значимость) обеспечивает решение поставленной задачи, нужна для того чтобы принимать правильные решения.
Понятность (ясность) - выражена на языке, доступном получателю.
Информацию можно разделить на виды по различным критериям:
по способу восприятия:
Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
по форме представления:
Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.
по назначению:
Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
по значению:
Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.
Достоверная — информация, полученная без искажений.
Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.
Способы обработки информации:
Без применения технических средств
С применением технических средств
Виды обработки: математические вычисления, логические рассуждения, поиск, структурирование, кодирование, алгоритмы.
5. Практическая работа (смотри приложение)
6. Д/з
Практическая работа.
Задание 2.0 В следующих примерах определите свойства и виды (по значению, по назначению, по форме представления, по восприятию)встречающейся информации:
а) Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но ... на японском языке.
б) На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач.
в) Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: “Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”
Практическая работа.
Задание 2.0 В следующих примерах определите свойства и виды (по значению, по назначению, по форме представления, по восприятию) встречающейся информации:
а) Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но ... на японском языке.
б) На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач.
в) Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: “Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”