СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информатизация образовательного процесса и управление образования

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информатизация образовательного процесса и управление образования.

Просмотр содержимого документа
«Информатизация образовательного процесса и управление образования»

Информатизация образовательного процесса и управление образования

Обращаясь к проблеме управления информатизацией образовательного процесса, мы хотим подчеркнуть возрастающую роль информатизации современного общего образования. Несоответствие современной системы образования потребностям информационного общества, характеризующегося ускорением темпа жизни, нарастанием потоков информации, быстрым совершенствованием технологий, приводит к осознанию необходимости становления гражданина нового информационного общества, который будет способен эффективно решать поставленные задачи, успешно социализироваться.

Управление информатизацией образовательного процесса рассматривается в настоящее время как новая область педагогического знания. Ориентация управленческой деятельности администрации общеобразовательного учреждения на управление процессом информатизации позволяет сделать этот процесс управляемым и эффективным.

Изучение теоретических аспектов информатизации образовательного процесса показало, что этот процесс приобретает всеохватный характер, становится отличительной чертой школы информационного общества, ведет к реорганизации образовательного процесса, ориентации образования на созидание знания.

Рассмотрение практических вопросов информатизации образовательного процесса дает основание полагать, что информатизация становится новой подсистемой в системе управленческой деятельности администрации общеобразовательного учреждения; управление информатизацией приводит к трансформации организационных форм учебной деятельности в связи с активным внедрением цифровых образовательных ресурсов, Интернет-технологий; управление процессом информатизации в современной школе требует новых подходов к системе методической работы школы, связанной с повышением квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий.

Исходя из теоретических и практических аспектов изучаемой нами проблемы, мы предлагаем апробированную нами модель управления информатизацией образовательного процесса, которая выстроена в логике управления изменениями1 . Управление изменениями в системе управленческой деятельности связано с реализацией новых функций, входящих в созданную нами модель управления информатизацией образовательного процесса.

Под моделью мы понимаем искусственно созданный объект в виде схемы, который, будучи подобен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта. Связанное с понятием модель понятие моделирование в философском энциклопедическом словаре определено как метод исследования объектов познания на их моделях 2 . Словарь иностранных слов трактует моделирование как исследование на моделях процессов и конструкций, которые неудобно изучать в естественных условиях 3 . Таким образом, процесс моделирования есть «воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения» 4 .

В связи с тем, что предметом нашего исследования является управление процессом информатизации в общеобразовательном учреждении, мы обращаемся к исследованию его структуры и функций, поэтому опираемся на структурно-функциональную модель исходя из того, что в данной модели раскрывается «принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию)» 5 .

Раскроем понятия, относящиеся к структурно-функциональной модели управления информатизацией образовательного процесса. Под структурой понимается внутренний способ организации целостной системы, взаимосвязь между ее элементами 6 . Так как управление осуществляется через функции, то функцию мы будем рассматривать как способ реализации управленческой деятельности в условиях информатизации общеобразовательного учреждения.

Поскольку процесс управления протекает в динамике и состоит из определенных временных отрезков, составляющих цикл управления, то, опираясь на определение цикла управления в научной литературе, мы вслед за Ю. А. Конаржевским понимаем под ним повторяющийся процесс осуществления целостной системы целенаправленных, взаимодействующих управленческих функций, выполненных одновременно или в некоторой логической последовательности 7 .

Анализ научной литературы по проблемам управления в образовании привел нас к мнению, что наибольший интерес представляет система функций управления, предложенная И. П. Третьяковым 8 . К числу функций управления им отнесены информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, контрольно-диагностическая и регулятивно-коррекционная. Существующие в педагогической науке подходы к построению управленческих моделей не дают нам возможности перенести их структуру на изучаемый нами процесс. Поэтому данные функции были взяты за основу построения управленческого цикла в рассматриваемой нами модели (см. рис. 1) и дополнены исследовательской функцией.

Рис. 1. Функции управления информатизацией образовательного процесса.

Исследовательская функция определяется нами как функция, позволяющая учитывать влияние внешней среды, процессов, влияющих на первоначальные намерения управленческих действий, определять контекст управленческого действия, в котором предполагается изменение. Поэтому в нашей модели данная функция является центральной, выполняет рамочную функцию 9 по отношению ко всем управленческим инициативам, играет роль инструмента для реализации целей управленческой деятельности 10 .

Апробация сконструированной нами модели управления информатизацией образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (см. рис. 2), построенной на основе целостности, завершенности, согласованности и взаимообусловленности составляющих ее компонентов 11 , центрирующим звеном которой является исследовательская функция, убеждает нас в том, что данная модель способствует совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей управление информатизацией образовательного процесса; разработке и качественной реализации программы информатизации общеобразовательного учреждения, охватывающей реализацию основных направлений информатизации образовательного процесса и организацию взаимодействия основных ее участников; созданию системы управления качеством образовательного процесса на основе мониторинга, построенного с помощью информационно-коммуникационных технологий; обеспечению регламентированного доступа к цифровым образовательным ресурсам, Интернет-ресурсам, цифровым инструментам; созданию научно-методических условий для повышения компетентности педагогов в области информационно-коммуникационных технологий; совершенствованию образовательного процесса через использование педагогами в повседневной практике школы цифровых инструментов и информационно-коммуникационных технологий; организации образовательного процесса с помощью дистанционных форм обучения; овладению педагогами сетевыми формами взаимодействия, участия в Интернет-форумах, Интерент-конференциях и др.

Рис. 2. Модель управления информатизацией образовательного процесса 
в общеобразовательном учреждении

Рассмотрим представленную нами модель управления информатизацией образовательного процесса и составляющих ее компонентов.

Принципиально важное значение в управлении имеет целеполагание. Американский философ М. Вартофский говорит, что «модель — это и воплощение целей, и в то же время инструмент осуществления этих целей; модель одновременно учитывает цель и гарантирует ее реализацию» 12 .

Цель управления информатизацией в общеобразовательном учреждении — обеспечение совершенствования образовательного процесса в результате последовательных изменений содержания, методов и форм организации учебной деятельности на основе применения информационно-коммуникационных технологий.

Содержательный аспект управления информатизацией в общеобразовательном учреждении представлен следующими компонентами: управленческим, научно-методическим, предметно-содержательным, информационно-коммуникационного взаимодействия, материально-технического обеспечения. Содержание данных компонентов описано в целевой программе информатизации общеобразовательного учреждения, разработанной в соответствии с логикой построения представленной структурно-функциональной модели.

Этапы управления информатизацией образовательного процесса в общеобразовательном учреждении выступают его основными компонентами, отличия между которыми заключается в достижении различных задач. Нами предлагается следующая последовательность деятельности по управлению процессом:

I этап — организационный. Его задача: выработка единого понимания, методологического подхода к процессу управления информатизацией и организации внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс (разработка локальных актов, разработка организационной структуры информационного центра, должностных инструкций специалистов информационного центра общеобразовательного учреждения).

II этап — диагностический. Задача: анализ состояния информатизации образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (анализ управления информатизацией; состояния преподавания информатики, внедрения ИКТ в предметные уроки; методического и научно-методического сопровождения информатизации образовательного процесса, информационно-коммуникационной компетентности педагогов и администрации; программно-аппаратного обеспечения информатизации образовательного процесса и др).

III этап — аналитико-прогностический. Задача: выработка рекомендаций для участников образовательного процесса по направлениям информатизации образовательного процесса по результатам диагностики и проведенного анализа.

IV этап — технологический (обоснованная деятельность субъектов образовательного процесса в режиме управленческого мониторинга и контроля). Задача: трансформация содержания, методов и организационных форм учебной работы, связанных с информатизацией образовательного процесса в соответствии с рекомендациями, создание школы с высокой информационно-коммуникационной компетентностью участников образовательного процесса.

Итак, в контексте управленческой деятельности при рассмотрении специфических особенностей информатизации образовательного процесса в общеобразовательном учреждении осуществляются функции, представленные в следующей схеме:




Функция

Особенность

Информационно-аналитическая

Создание информационной базы о состоянии информатизацииобразовательного процесса, изменения результатов учебной и образовательной деятельности под влиянием процессов информатизации (учащихся, педагогов). Определение характера связей между организационными действиями и их восприятием с позиции управленческого смысла

Мотивационно-целевая

Сформированность познавательных, поведенческих, эмоциональных отношений субъектов управления к способам (регламентам) взаимодействия в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды общеобразовательного учреждения

Планово- прогностическая

Определение реальных целей и выбор способов их достижения. Ориентация процедур планирования, проектирования, прогнозирования на изменение, развитие образовательного процесса, связанного с будущим состоянием информатизации образования

Организационно- исполнительская

Программно-целевой подход к информатизации образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. Делегирование прав, полномочий и ответственности как по вертикали (директор — заместитель директора по информатизации — руководители методических объединений — учителя-предметники), так и по горизонтали (руководители методических объединений — методисты — педагоги-новаторы — учителя-предметники)

Контрольно- диагностическая

Внутренняя экспертная педагогическая оценка, диагностика состояния информатизации, мониторинг эффективности управления информатизацией образовательного процесса

Регулятивно- коррекционная

Текущее регулирование компонентов информатизации образовательного процесса и итоговая коррекция его нежелательных результатов

Исследовательская

Учет влияния внешней среды, процессов, которые могут повлиять на первоначальные намерения управленческих действий, определение контекста, в котором предполагается изменение, связанное с информатизацией образовательного процесса

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!