СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информация о проведении мероприятия "День словаря"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация о проведении  мероприятий "День словаря" в 7, 8, 9 классах

Просмотр содержимого документа
«Информация о проведении мероприятия "День словаря"»

  1. Информация
  2. о
  3. проведении мероприятия
  4. «День словаря»:
  5. «Русской речи Государь по прозванию Словарь»
  6. В мероприятии принимали участие учащиеся 7, 8, 9 классов
  7. 7 класс (4 ученика) – «Лишь слову жизнь дана…», Виртуальная выставка «Русской речи Государь по прозванию Словарь» (слайды с 1 по20)
  8. 8 класс (2 ученика) - «Лишь слову жизнь дана…», Виртуальная выставка «Русской речи Государь по прозванию Словарь» (слайды с 1 по20, с 98 по112)
  9. 9 класс (2 ученика) – беседа: «Словари – наши добрые помощники», Виртуальная выставка «Русской речи Государь по прозванию Словарь» (слайды с 98 по112)
  10. В кабинете русского языка и литературы оформлен стенд: «Русской речи Государь по прозванию Словарь» и организована выставка словарей, которые имеются в кабинете.

Цели мероприятия:

Образовательные:

формировать у школьников потребности в обращении к словарям и навыкам работы с ними;

стремиться расширить объем сведений о словарях, рассказать о типах словарей, об истории возникновения и развития словарного дела в России, о людях, чьи заслуги в словарном деле являются выдающимися.

Развивающие:

развивать умение извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач;

формировать у школьников умения и знания по использованию словарей разных типов в образовательном процессе;

способствовать распространению знаний об истории слова, учить определять значение и устанавливать последовательность развития и изменения лексического значения.

Воспитательные:

воспитывать чувство любви к родному языку, уважительное к нему отношение, стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование: мультимедиапроектор; презентация Power Point; разные виды словарей.

  1. Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности класса, создание атмосферы доброжелательности, установка на успех.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Образовательные задачи этапа: подготовка обучающихся к работе по определению темы и целей мероприятия

1.Работа с текстом

Прочитайте стихотворение И.А.Бунина «Слово», подготовьтесь к выразительному чтению вслух.


Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.


- Определите тему стихотворения и его основную мысль. (Поэтическая миниатюра звучит как манифест, как завещание. Бунин акцентирует внимание на том, что Слово – это дар, отмечает его святость  Для автора гораздо важнее, чтобы культуру сохранил сам народ, к которому он обращается с призывом беречь «наш бессмертный дар» — русскую речь).

  1. 2. Беседа по материалам стенда: (с учащимися 7,8, 9 кл.)
  2. 1.Почему День Словаря отмечают именно 22 ноября?
  3. 2.В чём заслуга В.И.Даля перед Отечеством?
  4. Владимир Даль


Имя:Владимир Даль ( Vladimir Dal )

Дата рождения: 22 ноября 1801 г.

Знак зодиака: Скорпион

Возраст: 70 лет

Дата смерти: 4 октября 1872 г.

Место рождения: Луганский завод, Российская империя

Деятельность: писатель, фольклорист, лексикограф

Теги: писатель, фольклорист, лексикограф

Семейное положение: был женат


«День словарей и энциклопедий — дань памяти В.И. Даля и знак возрастающей роли словарей — наших лоцманов и маяков в ширящемся океане информации. Без словарей человечеству так же не выжить, как и без слов. Если человек — существо словесное, то, значит, и словарное». М. Н. Эпштейн

3. Выступление Натальи, ученицы 8 класса.

Владимир Даль, составитель знаменитого словаря, писал: "Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово, беседу, разговор, речь, пароль, обещание, ругательство, букву, пись­менный знак, остроту, шутку".

Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Ива­нович Даль. В его"Толковом словаре живого великорусского языка" более 200 тысяч слов. Над своим словарем Даль работал 47 лет!

По образованию Даль был хирургом. Он был также известным писате­лем (под псевдонимом Казак Луганский), имел способности к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление словаря. Это научный подвиг ученого. Когда Владимир Иванович готовил свой труд к печати, работать ему приходилось очень много, иногда до обмороков. В. Даль был одновременно и автором словаря, и редактором, и корректором.

Ученый-языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка.


Учащиеся 7 класса смотрели Виртуальную выставку «Русской речи Государь по прозванию Словарь» ( часть о В.И.Дале. 1-20 слайды)

  1. Учащиеся 8 класса смотрели Виртуальную выставку «Русской речи Государь по прозванию Словарь» (слайды с 1 по20, с 98 по112)
  2. Учащиеся 9 класса смотрели Виртуальную выставку «Русской речи Государь по прозванию Словарь» (слайды с 98 по112)


4. «Весёлый алфавит» (для учащихся 7, 8 классов): Чтобы быстро найти слово в словаре, мы хорошо должны знать алфавит.

Задача: правильно прочитать буквы алфавита, при этом показывая буквы.


Учащиеся 7,8 классов соревнуются в правильном названии букв.


5. Задание для учащихся 7, 8, 9 кл.: Определите, есть ли связь между следующими парами слов. Какие пары являются родственными, проверь по этимологическому словарю. Какая пара «лишняя»?

1. Щенок – чадо

2. Топор – топать

3. Чепуха – щепка

4. Чин – чинить

5. Около – Колобок

6. Композитор – компот

7. Синица – синий

8. Стол – столб


(Думаем над заданием, ищем ответ в словаре.


Учащиеся 7, 8, 9 класса выбирают этимологический словарь , чтобы ответить на вопрос.)


6. Задание для учащихся 8, 9 кл.: Отгадайте фразеологизм по его определению (при необходимости воспользуйтесь нужным словарем).


1. Изгой, также не похожий на других людей. (Белая ворона)

2. Благородное, высокородное происхождение. (Голубая кровь)

3. Очень рано. (Ни свет ни заря)

4. Обмануть. (Обвести вокруг пальца)

5. Сумбур, сумятица в мышлении. (Каша в голове)

6. Сильно переживать о чем-либо. (Принимать близко к сердцу)

7. Уйти не прощаясь. (Уйти по-английски)

8. Наоборот, совсем не так, как нужно. (Шиворот-навыворот)

9. Подчиняться влиянию обстоятельств, ходу событий. (Плыть по течению)

10. Напряженно думать над чем-нибудь. (Ломать голову)


Вывод: В каком словаре мы найдём объяснение этим фразеологизмам?


7. Материал для беседы в 9 классе«Словари – наши добрые помощники»

Только люди обладают даром речи. С помощью слова люди общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает природу, мир, самого себя.

Владимир Даль, составитель знаменитого словаря, писал: "Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово, беседу, разговор, речь, пароль, обещание, ругательство, букву, пись­менный знак, остроту, шутку".

Народ издавна отметил разницу между словом и делом: "На словах и так и сяк, а на деле - никак", "Кто словом скор, тот в деле не спор", "От слова до дела не близко".

Александр Трифонович Твардовский в стихотворении "Слово о словах" пишет об ответственности человека за свои слова:

Да, есть слова, что жгут, как пламя, Что светят вдаль и вглубь - до дна. Но их подмена словесами Измене может быть равна.

Поэт мечтает о таком времени,

Чтоб ограничить трату слов,        

Чтоб сердце кровью их питало;

Чтоб разум их живой смыкал;

Чтоб не транжирить как попало...   

А великий Лев Николаевич Толстой когда-то писал: "Слово - дело ве­ликое. Великое потому, что словом можно и разъединить их, словом слу­жить любви, словом же можно служить вражде и ненависти".

Так сколько же слов в русском языке? Обратимся к словарям русского языка.

В однотомном "Толковом словаре" С. И. Ожегова около 57 тысяч слов.

В четырехтомном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова более 85 ты­сяч слов. Этот словарь отразил все лучшее, что накопила русская лексико­графия за все свое существование. Почти вплоть до середины XX века этот словарь оставался незаменимым пособием для учителей, лингвистов и всех любителей русского языка.

На смену этому словарю пришли два новых академических словаря: 17-томный (более 120 тысяч слов) и четырехтомный.

     Заглянув в словарь и найдя нужное слово, мы узнаем, что оно обознача­ет, как пишется, где находится ударение, как оно изменяется.

Анатоль Франс, известный французский писатель, сказал о словарях: "Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке... Все эти собранные слова - дело плоти, крови и души родины и человечества".

Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Ива­нович Даль. В его"Толковом словаре живого великорусского языка" более 200 тысяч слов. Над своим словарем Даль работал 47 лет!

По образованию Даль был хирургом. Он был также известным писате­лем (под псевдонимом Казак Луганский), имел способности к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление словаря. Это научный подвиг ученого. Когда Владимир Иванович готовил свой труд к печати, работать ему приходилось очень много, иногда до обмороков. В. Даль был одновременно и автором словаря, и редактором, и корректором.

Ученый-языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка.

Какие еще есть словари?

"Орфографический словарь русского языка" под редакцией С. Г. Бархударова, С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро (104 тысячи слов).

"Словарь ударений" (для работников радио и телевидения) под редак­цией Д. Э. Розенталя.

"Русское литературное произношение и ударение" под редакцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова.

"Фразеологический словарь русского языка" под редакцией А. И. Молоткова (4000 выражений).

"Словарь синонимов русского языка" под редакцией 3. Е. Александ­ровой.

"Словарь русских личных имен" под редакцией

Н. А. Петровского.

"Словарь иностранных слов" под редакцией И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова и Л. С. Шаумяна (23 тысячи слов иноязычного про­исхождения).....

Есть и другие языковые словари.

В жизни часто приходится обращаться к энциклопедиям, различным
справочникам:              

"Энциклопедический словарь" (86 томов).      

"Большая энциклопедия" (20 томов).


8.Задания для учащихся 7, 8, 9 кл.

1.Какие словари лежат перед вами? Кто их авторы? О чём можно уз­нать с помощью этих словарей?

2.Ответьте, в каких случаях вы обращаетесь к орфографическому сло­варю.

3.Пользуясь "Школьным словообразовательным словарем", объясните,
как образовались данные слова:

Пчела, игрушка, жалеть, молниеносный, времянка, инертность и др.

4. Что означают слова?

Авеню, демилитаризация, аршин, кольраби, омшаник, светец, траль­щик, ротационный.

Вывод:

Обращайтесь к школьным словарям и справочникам постоянно. По­мощь, которую они вам окажут, вы, несомненно, оцените, а школьная дружба со словарями сохранится у вас на всю жизнь.