СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационная карта инновационной деятельности педагога

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель педагогического опыта-повысить мотивацию детей с ОНР к изобразительной деятельности посредством нетрадиционных техник.

Просмотр содержимого документа
«Информационная карта инновационной деятельности педагога»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА



№  п/п

Параметры информации

Содержание информации

1.

Общие сведения

1.1.

Ф.И.О. автора нововведения

Прокопович Галина Саидовна

1.2.

Учреждение, в котором работает автор

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 39»

1.3.

Должность

Воспитатель

1.4.

Стаж работы в должности

11 лет

2

Группы и количество обучающихся, участвующих в реализации нововведения

Подготовительная группа (17 чел.)

3.

Тема инновации (нововведения): «Развитие творческой активности у детей с общим недоразвитием речи с использованием нетрадиционных техник рисования»

3.1.

Цель инновации (нововведения)

Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей у детей с ОНР

3.2.

Комплекс задач, обеспечивающих достижение цели инновации (нововведения)

Повысить мотивацию детей с ОНР к изобразительной деятельности

посредством нетрадиционных техник

Развивать художественно-технические способности детей с ОНР в изобразительной деятельности

Обогащать словарный запас детей при составлении описательных рассказов, чтении литературных произведений, рассматривании репродукций картин и книжных иллюстраций.

3.3.

Сроки реализации инновации (нововведения)

2014-2015уч.гг.

3.4.

Направления инновационной работы (нововведения)

Совершенствование способов и приемов рисования

3.5.

Характеристика инновации (нововведения): в аспекте обновления)

Использование нетрадиционных приемов рисования для развития творческих способностей и речевых навыков у детей с ОНР

3.6.

Использование новых технологий (методик)

Техника граттаж

Техника монотипия

Техника гравюры

4.

Обеспечение инновационной деятельности (нововведения)

4.1.

Программно-методическое обеспечение образовательной  деятельности (имеющееся и планируемое)

1. Методические разработки и дидактические материалы к образовательной деятельности.

2. Картотека нетрадиционных способов рисования по лексическим темам.

3. Подбор речевых игр для использования в образовательной деятельности по ИЗО.

4.2.

Психолого-педагогическое обеспечение образовательной  деятельности

Индивидуальный подход.

Создание атмосферы взаимопонимания, сотрудничества.

5.

Теоретическая интерпретация опыта

Изобразительная деятельность, включающая в себя рисование, лепку и аппликацию, является одним из самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем его мире, выразить своё отношение к нему. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для творческого развития ребёнка.

Творческий процесс – это создание новых общественно значимых духовных и материальных ценностей. Процесс творчества включает в себя интеллектуальную деятельность по осмыслению жизни, созданию новых теоретических идей и деятельность физическую по внедрению их в жизнь. Различные виды деятельности имеют свои специфические особенности, что делает многогранным, специфичным и процесс творчества.

У детей с ОНР наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию «заученных» изображений (шаблонов), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально - волевой сферы (повышенная возбудимость нервной систем.) Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат. Изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, а, в конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки мятую бумагу или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.

В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально - волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография»), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, тем самым осуществляется   дыхательная гимнастика, необходимая при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как:

• широкий подход к решению проблемы;

• проявление творчества в художественной деятельности;

• атмосфера творчества;

• единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействия между ними;

• комплексное и системное использование методов и приёмов;

• бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

• овладение детьми способами изображения

• индивидуальный подход к каждому ребёнку;

• использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;

Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

рисование пальчиками;

рисование ватными палочками;

тычок жесткой полусухой кистью;

рисование ладошками и из ладошек;

рисование печатками и различными предметами;

рисование восковыми мелками и свечой;

печать по трафарету;

набрызг;

рисование мятой бумагой;

рисование пластилином;

аппликация из бумажных шариков;

рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.);

кляксография с трубочкой.



Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий,   а также создаёт  мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как:

– широкий подход к решению проблемы;

– проявление творчества в художественной деятельности;

– атмосфера творчества;

– единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка в взаимодействия между ними;

– комплексное и системное использование методов и приёмов;

– бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

– овладение детьми способами изображения;

– обучение;

– индивидуальный подход к каждому ребёнку;

- использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;

Проводимая мною работа показала эффективность использования данных условий  в изобразительной деятельности дошкольников, так как они способствует творческой активности детей, а значит и развитию детского изобразительного творчества и необходимость использования нетрадиционных техник изображения на занятиях по изобразительной деятельности.


5.1.

Источник изменений

Противоречия между необходимостью осуществления эстетического воспитания, направленного на развитие эстетического восприятия окружающего мира и тяжестью речевого дефекта, недоразвитием речевых и психических процессов.

5.2.

Идея изменений

Организация системы занятий по изобразительной деятельности для детей с ОНР на основе применения нетрадиционных технологий

5.3.

Концепция изменений

Использование нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности способствуют развитию творческой активности у детей с ОНР, стимулируют положительную мотивацию к процессу рисования, развивают речь

5.4.

Результаты инновационной деятельности (нововведения) с указанием сроков достижения

Уровень мотивации детей с ОНР к изобразительной деятельности в результате использования нетрадиционных технологий будет доведен до 70%

Доля детей, повысивших уровень художественно-технических способностей, будет доведена до 80%

Доля детей, обогативших словарный запас, будет доведена до 90%

5.5.

Формы представления инновационного педагогического опыта

Представление опыта инновации на педсовете ДОУ

Публикация на сайте ДОУ

6.

Способы диагностики  результатов инновационной практики

Анкетирование

Мониторинговые процедуры: диагностические исследования;


7.

Где можно познакомиться с результатами инновации (нововведения)

Методический кабинет

Сайт ДОУ


8.

Краткое содержание инновационного опыта педагога

8.1.

Предполагаемый масштаб и формы распространения инноваций

На уровне ДОУ: семинары-практикумы, консультации, педсоветы.

На муниципальном уровне: педагогические чтения, представление опыта на МО для воспитателей логопедических групп города.

На региональном уровне: мастер-класс для республиканского МО воспитателей логопедических групп и учителей-логопедов.