Краткое содержание инновационного опыта педагога В настоящее время актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ новых образовательных технологий. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Первоначально дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Рука ребёнка в упражнение не " участвует" При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Постепенно к артикуляционным движениям подключаются сначала движения одной кисти - ведущей руки. Затем подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. Такого рода гимнастике, для развития подвижности артикуляционного аппарата необходимо продолжаться весь учебный год. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. Когда ребёнок полностью освоит упражнения, педагог рассказывает сказку, стихотворение, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук. Дети становятся актёрами теневого или пальчикового театра. Педагог выступает рассказчиком, а один или двое детей выполняют движения руками и языком. Театрализация логопедического процесса вносит в детские будни праздник, хорошее настроение, увлекательность. Если в артикуляционной гимнастике с элементами биоэнергопластики позы меняются достаточно быстро, согласно ритму, счету, то в театре необходимо удерживать одну и ту же позу какое-то время. Выполнение точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ требуют максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, пространственной ориентировки. При этом ребенок должен перевоплотиться в героя, передать повадки изображаемого персонажа. Стихотворные тексты, сказки, рассказы могут составлять и воспитатели, и родители, и сами ребята. Использование фольклора, дидактических авторских сказок это ещё и эффективное средство духовно-нравственного становления личности. Так как всё это включает в себя: знания об окружающем мире, о взаимоотношениях людей, о взаимоотношениях в семье, между взрослыми и детьми, знания об основных духовных понятиях (добре и зле, совести, ответственности, почитании), умение находить в сказке связи с окружающим миром, вскрывать причинно-следственные связи событий и явлений. Таким образом, систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям, позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики, что значительно облегчает постановку, введение звуков в речь, способствует более быстрому преодолению речевых нарушений. |