СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационная карта педагогического опыта

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Информационная карта педагогического опыта»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Смирнова Алёна Владимировна

Учреждение, в котором работает автор опыта

МБОУ «СОШ» №8 г.Сафоново Смоленской области


Преподаваемый предмет или выполняемый функционал

География


Должность

Учитель

Номер контактного телефона

8(920) 306-74-75


Адрес электронной почты

[email protected]

Стаж работы в должности

3,5 года

II.Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

«Современные образовательные технологии в преподавании географии»

Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики

Географическое образование помогает учащимся разобраться не только в явлениях природы, но и понять общественно-экономические закономерности.

Сегодня перед учителем географии стоит задача — добиться усвоения учащимися существенных признаков, объектов и явлений и показать их взаимодействие, динамику, развитие.

Преподавание географии без достаточных средств наглядности приводит к тому, что учащиеся механически запоминают слова, за которыми в их сознании нет соответствующих образов, т. е. знания носят формальный характер и поэтому быстро утрачиваются.

Старые репродуктивные методы не способствуют развитию умственным способностям и не отвечают современным условиям образования. Современные образовательные технологии способствуют изменению структуры урока, развитию инициативы школьников, приучению к самостоятельности и ведению плановой работе.

Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи

Цель: увеличить эффективность учебного процесса путем адаптации новых технологий приобретения знаний, новых педагогических подходов, которые станут инструментом для осмысленного заинтересованного обучения.

Задачи:

1. Расширение арсенала форм, методов, приёмов работы на уроках географии.

2. Повышение уровня познавательной мотивации к урокам географии и как следствие - повышение качества знаний.

3. Использовать в урочной и внеурочной деятельности готовые обучающие программы, электронные учебные материалы и собственные презентации.

4. Повышение результативности образовательного процесса.

5. Организовать дифференцированную работу учащихся.

6. Подготовка к ЕГЭ с помощью интерактивных тренингов.

7. Защита учащимися и учителями своих проектов, выполненные как слайд - презентации с использованием программ Power Point, Excel и др.

Концепция изменений

Современные образовательные технологии формируют ключевые компетентности, придают обучению естественный характер, тем самым создаются благоприятные условия для повышения уровня мотивации познавательной деятельности учащихся делают урок для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность — средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого.

Сущность ИПО

Повысится уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов; возрастет познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих географию для сдачи выпускного экзамен; вырастет уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых презентаций).

Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски

Современный этап развития школьного географического образования ставит перед методической наукой новые, более сложные задачи по сравнению с теми, которые она решала в предшествующие годы.

Решение проблемы повышения качества географического образования существенно изменяет сложившуюся методическую систему, поскольку связано с переосмыслением цели и результата образования, модернизацией его содержания, сопровождающейся процессами стандартизации, переходом к профильному, личностно развивающему обучению, усилением его культурологической направленности, оптимизаций способов и технологий организации образовательного процесса. Понимание необходимости этих изменений зафиксировано в Государственном образовательном стандарте, который указывает, что школа призвана обеспечить освоение учащимися географической культуры, тогда как в предшествующие годы она состояла в формировании основ географической науки.

В системе основного общего образования предмет «География» занимает особую позицию, «охватывая многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания». Основная цель преподавания географии в контексте ФГОС заключается в формировании «комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, являющейся одной из основ практической повседневной жизни».


В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться, т.е. необходимо научить:

- основам организации собственной учебной деятельности;

- способам поиска, переработки и представления информации;

- приемам и методам умственного труда;

- основам коммуникативных умений.


Применение современных образовательных технологий позволит добиться поставленной цели и подготовить выпускника, соответствующего портрету выпускника школы по ФГОС.

В своей работе я использую следующие педагогические технологии:

• Технология развития критического мышления

• Информационно-коммуникационная технология

• Технология проблемного обучения

• Игровая технология

• Метод проектов

• Здоровьесберегающие технологии и др.



Технология развития критического мышления

Основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель, включающая три стадии: «Вызов – осмысление – рефлексия».

Приемы развития критического мышления:

• представление информации в кластерах;

• верные и неверные утверждения;

• «мозговая атака»;

• графические приемы.


Игровая технология

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы.


ИКТ – технология

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

1. повышает мотивацию учащихся к учению;

2. активизирует познавательную деятельность;

3. развивает мышление и творческие способности ребёнка;

4. формирует активную жизненную позицию в современном обществе.


Технология проблемного обучения

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.

Проекты государственных образовательных стандартов предъявляют высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника - вот современные условия образовательного процесса. Такие высокие запросы удовлетворить, основываясь на традиционных методиках, становится все труднее и труднее. Если раньше приоритетной целью образования являлось усвоение суммы знаний, которые выработало человечество, то в новых условиях на первый план выходит задача научить детей самостоятельно добывать знания, т. е. формирование ключевых компетентностей. В результате человек-выпускник должен быть успешным, компетентным, профессионально мобильным, умеющим учиться на протяжении всей жизни. Это и есть основная задача российского образования. Следовательно, мы учителя должны научить детей учиться. Снова встает вопрос: «Как это сделать?». Скорее всего, применяя новые педагогические технологии.

Условия реализации изменений

В способах реализации многое может идти от особенностей содержания темы, от учебных возможностей школьников, их эмоционального и познавательного опыта, наконец, от особенностей личности самого учителя. Важным является высокий уровень профессиональной подготовки учителя; готовность к обобщению и распространению собственного опыта; наличие необходимого учебно-методического обеспечения; высокий уровень мотивации на повышение уровня педагогической компетентности учителя.

Результат, полученный автором в ходе реализации ИПО

Современные образовательные технологии формируют положительную учебную мотивацию;

повышают познавательную активность обучающихся;

активно вовлекают всех школьников в образовательный процесс;

стимулируют самостоятельную деятельность;

помогают эффективно усваивать большой объем учебной информации;

развивают творческие способности, нестандартность мышления, коммуникативно-эмоциональную сферу обучающегося;

раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося и определяют условия для их проявления и развития.

В результате внедрения мною активных методов обучения в практическую деятельность, все обучающиеся класса на уроке работают с интересом и желанием, значительно повышается интенсивность их работы, интеллектуальная активность у обучающихся и эффективность урока географии. Даже самые пассивные ученики включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам в частности ученики во время работы: самостоятельность в определении цели урока, выборе способов деятельности, этапов работы; внимательно слушают, размышляя; наблюдают, думая; читают, анализируя; осмысленно выполняют практические задания.

Следовательно, можно констатировать, что степень активности учащихся на уроке является реакцией на методы и приемы работы учителя. Благоприятный вариант личностного развития, способствующий самореализации ребенка, предполагает его активное участие в различных сферах жизнедеятельности, при котором самореализация осуществляется в различных областях деятельности посредством собственных усилий, содеятельности и сотворчества.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

https://multiurok.ru/id56177572/

Ф.И.О. составителя карты

Смирнова Алёна Владимировна

Дата составления информационной карты (число, месяц, год)

22.02.2021 г.