Современный этап развития школьного географического образования ставит перед методической наукой новые, более сложные задачи по сравнению с теми, которые она решала в предшествующие годы. Решение проблемы повышения качества географического образования существенно изменяет сложившуюся методическую систему, поскольку связано с переосмыслением цели и результата образования, модернизацией его содержания, сопровождающейся процессами стандартизации, переходом к профильному, личностно развивающему обучению, усилением его культурологической направленности, оптимизаций способов и технологий организации образовательного процесса. Понимание необходимости этих изменений зафиксировано в Государственном образовательном стандарте, который указывает, что школа призвана обеспечить освоение учащимися географической культуры, тогда как в предшествующие годы она состояла в формировании основ географической науки. В системе основного общего образования предмет «География» занимает особую позицию, «охватывая многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания». Основная цель преподавания географии в контексте ФГОС заключается в формировании «комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, являющейся одной из основ практической повседневной жизни». В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться, т.е. необходимо научить: - основам организации собственной учебной деятельности; - способам поиска, переработки и представления информации; - приемам и методам умственного труда; - основам коммуникативных умений. Применение современных образовательных технологий позволит добиться поставленной цели и подготовить выпускника, соответствующего портрету выпускника школы по ФГОС. В своей работе я использую следующие педагогические технологии: • Технология развития критического мышления • Информационно-коммуникационная технология • Технология проблемного обучения • Игровая технология • Метод проектов • Здоровьесберегающие технологии и др. Технология развития критического мышления Основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель, включающая три стадии: «Вызов – осмысление – рефлексия». Приемы развития критического мышления: • представление информации в кластерах; • верные и неверные утверждения; • «мозговая атака»; • графические приемы. Игровая технология В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях: - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; - в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); - как технология внеклассной работы. ИКТ – технология Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся: 1. повышает мотивацию учащихся к учению; 2. активизирует познавательную деятельность; 3. развивает мышление и творческие способности ребёнка; 4. формирует активную жизненную позицию в современном обществе. Технология проблемного обучения Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей. Проекты государственных образовательных стандартов предъявляют высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника - вот современные условия образовательного процесса. Такие высокие запросы удовлетворить, основываясь на традиционных методиках, становится все труднее и труднее. Если раньше приоритетной целью образования являлось усвоение суммы знаний, которые выработало человечество, то в новых условиях на первый план выходит задача научить детей самостоятельно добывать знания, т. е. формирование ключевых компетентностей. В результате человек-выпускник должен быть успешным, компетентным, профессионально мобильным, умеющим учиться на протяжении всей жизни. Это и есть основная задача российского образования. Следовательно, мы учителя должны научить детей учиться. Снова встает вопрос: «Как это сделать?». Скорее всего, применяя новые педагогические технологии. |