СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА (выступление по обобщению опыта)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Кратко содержательная информация (с примерами) расскрывает и демонстрирует выбор новых технологий с учетом цели и задач программ обучения и воспитания, на уровне целостной системы педпгогической деятельности. (Система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Просмотр содержимого документа
«ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА (выступление по обобщению опыта)»

5

Бурова И.В., учитель начальных классов



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

(Выступление по обобщению опыта)

1. Моя тема по самообразованию «Активные формы и методы обучения на уроках русского и литературы как средство развития информационной компетенции обучающихся» раскрывает и демонстрирует выбор новых технологий с учетом цели и задач программ обучения и воспитания, на уровне целостной системы с практическим применением в педагогической деятельности («Система развивающего обучения Л. В. Занкова»).

Цель: создание условий для развития информационной культуры учащихся на уроках русского и литературы.

Основные задачи, ориентированные на развитие информационной культуры учащихся:

- учить детей извлекать информацию из различных источников и структурировать её;

- развивать у детей способность самостоятельно использовать информацию для планирования своей деятельности;

- воспитывать толерантность по отношению к чужой парадигме мышления.

2. Современный человек должен всесторонне уметь работать с информацией

АКТУАЛЬНОСТЬ темы подтверждается законодательной базой (статьи 7, 9).

В «концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков,

а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, определяющее современное качество образования».

Компетенция – это набор знакомых ЗУНов,

компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности.

Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств. Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент.

3. Ключевыми компетенциями, которые учитель формирует в начальной школе, являются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные (теория Хуторского А. В.).

Однако надо помнить, все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и «запредметных» областях.

4. Развитие компетентностей опирается на активные методы

как совокупность педагогических действий и приёмов,

создающих условия на мотивацию обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Подходы к классификации методов активного обучения различны (см таблицу и Приложение).

5. Поэтому современному учителю надо заставить работать информационные ресурсы в пользу образовательного процесса и

- учить владеть навыками работы с различными источниками информации,

- давать возможность самостоятельно искать, извлекать, систематизировать,

-анализировать информацию; ориентироваться в информационных потоках и выделять в них главное,

- помогать применять для решения учебных задач.

6. Формирование ключевых компетенций невозможно без применения новых ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:

- проблемного и проектного обучения,

- игровых и интерактивных технологий.

Создавая образовательный продукт в виде личностного опыта, ребенок не только учится ставить значимые для себя проблемы, но и разрешать их (Технология проблемного обучения).

7. В этом случае процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности, которая обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.

Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи.

Дети не просто перерабатывают информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

8. Ведущий метод Интерактивной технологии - общение, но ПЛЮС этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу.

Примерами такой работы является: обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д.

9. Игровые технологии можно проводить на разных этапах урока.

Включение в поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование идет на формирование информационно-коммуникативных компетенций.

Формы проведения уроков с применением этой технологии могут быть самыми различными.

Наиболее часто я использую уроки, стимулирующие познавательный интерес такие как «Урок - игра», викторина», «сказка», «путешествие», «Деловая игра».

10.Единая организационно-педагогическая технология дает возможность развития общеучебных умений и навыков школьников и формирования информационной культуры.

В тексте Федерального образовательного стандарта, так и в основной общеобразовательной программе начальной школы, мы видим перечень общих учебных умений, навыков и способов деятельности:

- наблюдение объектов и явлений окружающего мира;

- устное описание по результатам наблюдения;

- сравнение объектов;

- обучение искусству диалога;

- овладение первоначальными умениями поиска, передачи, преобразования, хранения информации;

- поиск необходимой информации в словарях;

- упорядочивание информации по алфавиту,

- представление информации в табличном виде;

- работа с моделями;

- навыки использования компьютера и пр.

Круг понятий, относимых к информационной культуре велик, ограничим его, следующими рамками:

четырьмя направлениями совершенствования способов работы с информацией

(информационный поиск, предметно-аналитическая деятельность, перекодировка, хранение информации);

и пятью основными источниками информации

(наблюдение, общение, слово как символ понятия, книжный текст, компьютер);

11. Из перечисленных в стандарте общеучебных умений 80 % являются умениями информационными, так как связаны с процедурами получения и обработки информации.

По сути, речь идет о формировании информационной культуры младших школьников средствами разных учебных дисциплин.

Операционный компонент информационной культуры представляет собой

совокупность конкретных операций (действий),

вариативное и творческое применение которых позволяет школьнику рационализировать процесс учения

12. Как учитывать индивидуальные возможности ребенка при формировании информационных умений и навыков? Думаю, прежде всего - не пренебрегать развитием информационно-поисковых и информационно-аналитических умений.

Умения, которые определяемые как информационно-аналитические, тесно связаны с процедурами информационного поиска.

Говоря о развитии мышления ребенка в младшем школьном возрасте,

назовем сравнение в качестве первичной, элементарной формы познания.

Вы видите пооперационное обучение этому приему.

От Наблюдения к Сравнению - это один из путей поиска информации об объекте, относится в большей степени к категории информационно-аналитических умений, направленных на установление черт сходства и черт различия между объектами наблюдения.

И к Описаниювербализация результатов наблюдения или сравнения. (вербальный – словесный, устный).

Это обучение возможно на основе некоторой алгоритмизации не только мыслительных, но и практических действий.

13. Рассмотрим алгоритм работы с информацией на примере ряда заданий.

Работа с загадками ориентирована на поиск информации по заданному параметру и требует, кроме ее нахождения и выделения, еще и иного оформления, то есть интерпретации. Детям дается задания творческого характера они рисуют, очеловечивают предмет в меру своих фантазий, придумывают свою загадку и рисуют отгадку.

14 Понимание и преобразование, применение и представление информации происходит при работе с объявлениями и смешными рассказами, например, «Бюро находок». Дети на практическом уровне могут оценить соответствие вида информации и ситуации, когда и для каких целей она будет использована.

И имеют возможность разместить её:

на Доске объявлений,

в школьной газете,

классном уголке,

школьном (детском) сайте

и бегущей строке в «Спокойной ночи малыши».

15. Процесс успешного формирования информационной культуры школьников предполагает наличие ряда составляющих:

- кодирования - т.е. фиксирования информации с помощью определенных условных обозначений),

- декодирования - извлечения информации из источника,

- перекодирования - (замены кода) учебной информации.

Применение Кода и системы символов, такой, как: «Слово- рисунок – сюжет» и «Рисунок – слово – текст» – завершается созданием образовательного продукта, основанного на личностном опыте, - составление рисунка и стихотворного текста.

16. Система заданий ориентирует учащихся на интерпретацию и осмысление текста сказки «Красная Шапочка» представленного в комбинированном виде:

часть дана в виде текста (словесная информация),

а часть в виде рисунков, среди которых надо найти тот, что изображает подходящее по смыслу понятие.

Задания к сказке «Красная Шапочка»

1. От лица Красной Шапочки расскажи маме о том, что с тобой случилось

2. Останови сказку на том месте, где бы тебе хотелось изменить ход событий

3. Предложи свой вариант продолжения сказки

Таким образом,

во-первых, чтение сказки получает дополнительную мотивацию: знакомый уже многим детям текст приобретает новое звучание, т. к. подается нетрадиционно;

во-вторых, создаются условия для постоянного поиска и перекодирования информации из одного вида в другой, что требует определенных усилий, но облегчает детям другую часть работы - задачу по формированию осмысленного чтения, так как для плохо читающих детей текст «разбавлен» картинками.

Авторский текст по завершении чтения текста дает дополнительную информацию: Сказку французского народа пересказал писатель Шарль Перро. Есть и немецкая сказка о Красной Шапочке. Расширение представления о сказке, мотивирует к прочтению ещё одного варианта - немецкой сказки и придумывание своей сказки.

17. Выполняя задания, учащиеся

- строят высказывания в устной форме,

- строят рассуждения об объекте,

- анализирует их, использует знаки и схемы,

- воспринимают информацию на слух,

- используют разные формы информации,

- находят и упорядочивают, принимают информацию, представленную в неявном виде,

- подвергают сомнению полученную информацию

18. Использование активных форм и методов работы с информацией помогает результативнее решить проблемы:

- формировать умения и навыки работы с информацией;

- обогащать словарный запас детей;

- развивать творческие способности детей;

- сформировать новые умения работы с информацией в разновозрастном коллективе.

Поиск скрытой информации

Учащиеся видят проблемные вопросы, пытаются сами на ответить и выдвигают гипотезы, дают определение понятия. Затем самостоятельно ищут информацию в разных источниках. Обработка происходит коллективно в классе, и отвечая на вопросы: Откуда получили данную информацию? Дети делают выводы о достоверности информации и источника.

Нельзя забывать, что развитие информационной культуры возможно в единстве школы, семьи и общества, как и всего образовательного процесса (мечта: родитель – единомышленник!)

19. В конце каждого месяца в классе было проанализировано качество выполнения письменных заданий по толкованию понятий учащимися (результаты которых на экране).

Таким образом, создаются условия для разностороннего анализа любого материала, а это значит, что каждый ребенок найдет нишу для успешной познавательной деятельности. Дети учатся рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, раскрывать новую роль уже известного, придавая системность добываемым знаниям. Такой подход позволяет постепенно наращивать и усложнять уровень теоретических обобщений, которыми должен оперировать ученик.

Разносторонность анализа также обеспечивает многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся ситуациях, тем самым расширяются информационно-коммуникативные возможности учеников, и формируется прочность усвоения программного материала.

20. Моя задача, прививать интерес не только к внешним привлекательным атрибутам пребывания в школе, не только к содержанию учебной информации, но и к способам добывания знаний, над этим я и продолжаю работать.

Подготовлена презентация «Активные формы и методы обучения на уроках русского и литературы как средство развития информационной компетенции обучающихся» (Microsoft Office PowerPoint), комментарии-тезисы к слайдам презентации, приложение с рисунками, диаграммами др. информацией.





5