5
Бурова И.В., учитель начальных классов
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
(Выступление по обобщению опыта)
1. Моя тема по самообразованию «Активные формы и методы обучения на уроках русского и литературы как средство развития информационной компетенции обучающихся» раскрывает и демонстрирует выбор новых технологий с учетом цели и задач программ обучения и воспитания, на уровне целостной системы с практическим применением в педагогической деятельности («Система развивающего обучения Л. В. Занкова»).
Цель: создание условий для развития информационной культуры учащихся на уроках русского и литературы.
Основные задачи, ориентированные на развитие информационной культуры учащихся:
- учить детей извлекать информацию из различных источников и структурировать её;
- развивать у детей способность самостоятельно использовать информацию для планирования своей деятельности;
- воспитывать толерантность по отношению к чужой парадигме мышления.
2. Современный человек должен всесторонне уметь работать с информацией
АКТУАЛЬНОСТЬ темы подтверждается законодательной базой (статьи 7, 9).
В «концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков,
а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, определяющее современное качество образования».
Компетенция – это набор знакомых ЗУНов,
компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности.
Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств. Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент.
3. Ключевыми компетенциями, которые учитель формирует в начальной школе, являются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные (теория Хуторского А. В.).
Однако надо помнить, все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и «запредметных» областях.
4. Развитие компетентностей опирается на активные методы
как совокупность педагогических действий и приёмов,
создающих условия на мотивацию обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Подходы к классификации методов активного обучения различны (см таблицу и Приложение).
5. Поэтому современному учителю надо заставить работать информационные ресурсы в пользу образовательного процесса и
- учить владеть навыками работы с различными источниками информации,
- давать возможность самостоятельно искать, извлекать, систематизировать,
-анализировать информацию; ориентироваться в информационных потоках и выделять в них главное,
- помогать применять для решения учебных задач.
6. Формирование ключевых компетенций невозможно без применения новых ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:
- проблемного и проектного обучения,
- игровых и интерактивных технологий.
Создавая образовательный продукт в виде личностного опыта, ребенок не только учится ставить значимые для себя проблемы, но и разрешать их (Технология проблемного обучения).
7. В этом случае процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности, которая обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.
Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи.
Дети не просто перерабатывают информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.
8. Ведущий метод Интерактивной технологии - общение, но ПЛЮС этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу.
Примерами такой работы является: обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д.
9. Игровые технологии можно проводить на разных этапах урока.
Включение в поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование идет на формирование информационно-коммуникативных компетенций.
Формы проведения уроков с применением этой технологии могут быть самыми различными.
Наиболее часто я использую уроки, стимулирующие познавательный интерес такие как «Урок - игра», викторина», «сказка», «путешествие», «Деловая игра».
10.Единая организационно-педагогическая технология дает возможность развития общеучебных умений и навыков школьников и формирования информационной культуры.
В тексте Федерального образовательного стандарта, так и в основной общеобразовательной программе начальной школы, мы видим перечень общих учебных умений, навыков и способов деятельности:
- наблюдение объектов и явлений окружающего мира;
- устное описание по результатам наблюдения;
- сравнение объектов;
- обучение искусству диалога;
- овладение первоначальными умениями поиска, передачи, преобразования, хранения информации;
- поиск необходимой информации в словарях;
- упорядочивание информации по алфавиту,
- представление информации в табличном виде;
- работа с моделями;
- навыки использования компьютера и пр.
Круг понятий, относимых к информационной культуре велик, ограничим его, следующими рамками:
четырьмя направлениями совершенствования способов работы с информацией
(информационный поиск, предметно-аналитическая деятельность, перекодировка, хранение информации);
и пятью основными источниками информации
(наблюдение, общение, слово как символ понятия, книжный текст, компьютер);
11. Из перечисленных в стандарте общеучебных умений 80 % являются умениями информационными, так как связаны с процедурами получения и обработки информации.
По сути, речь идет о формировании информационной культуры младших школьников средствами разных учебных дисциплин.
Операционный компонент информационной культуры представляет собой
совокупность конкретных операций (действий),
вариативное и творческое применение которых позволяет школьнику рационализировать процесс учения
12. Как учитывать индивидуальные возможности ребенка при формировании информационных умений и навыков? Думаю, прежде всего - не пренебрегать развитием информационно-поисковых и информационно-аналитических умений.
Умения, которые определяемые как информационно-аналитические, тесно связаны с процедурами информационного поиска.
Говоря о развитии мышления ребенка в младшем школьном возрасте,
назовем сравнение в качестве первичной, элементарной формы познания.
Вы видите пооперационное обучение этому приему.
От Наблюдения к Сравнению - это один из путей поиска информации об объекте, относится в большей степени к категории информационно-аналитических умений, направленных на установление черт сходства и черт различия между объектами наблюдения.
И к Описанию – вербализация результатов наблюдения или сравнения. (вербальный – словесный, устный).
Это обучение возможно на основе некоторой алгоритмизации не только мыслительных, но и практических действий.
13. Рассмотрим алгоритм работы с информацией на примере ряда заданий.
Работа с загадками ориентирована на поиск информации по заданному параметру и требует, кроме ее нахождения и выделения, еще и иного оформления, то есть интерпретации. Детям дается задания творческого характера они рисуют, очеловечивают предмет в меру своих фантазий, придумывают свою загадку и рисуют отгадку.
14 Понимание и преобразование, применение и представление информации происходит при работе с объявлениями и смешными рассказами, например, «Бюро находок». Дети на практическом уровне могут оценить соответствие вида информации и ситуации, когда и для каких целей она будет использована.
И имеют возможность разместить её:
на Доске объявлений,
в школьной газете,
классном уголке,
школьном (детском) сайте
и бегущей строке в «Спокойной ночи малыши».
15. Процесс успешного формирования информационной культуры школьников предполагает наличие ряда составляющих:
- кодирования - т.е. фиксирования информации с помощью определенных условных обозначений),
- декодирования - извлечения информации из источника,
- перекодирования - (замены кода) учебной информации.
Применение Кода и системы символов, такой, как: «Слово- рисунок – сюжет» и «Рисунок – слово – текст» – завершается созданием образовательного продукта, основанного на личностном опыте, - составление рисунка и стихотворного текста.
16. Система заданий ориентирует учащихся на интерпретацию и осмысление текста сказки «Красная Шапочка» представленного в комбинированном виде:
часть дана в виде текста (словесная информация),
а часть в виде рисунков, среди которых надо найти тот, что изображает подходящее по смыслу понятие.
Задания к сказке «Красная Шапочка»
1. От лица Красной Шапочки расскажи маме о том, что с тобой случилось | 2. Останови сказку на том месте, где бы тебе хотелось изменить ход событий | 3. Предложи свой вариант продолжения сказки |
Таким образом,
во-первых, чтение сказки получает дополнительную мотивацию: знакомый уже многим детям текст приобретает новое звучание, т. к. подается нетрадиционно;
во-вторых, создаются условия для постоянного поиска и перекодирования информации из одного вида в другой, что требует определенных усилий, но облегчает детям другую часть работы - задачу по формированию осмысленного чтения, так как для плохо читающих детей текст «разбавлен» картинками.
Авторский текст по завершении чтения текста дает дополнительную информацию: Сказку французского народа пересказал писатель Шарль Перро. Есть и немецкая сказка о Красной Шапочке. Расширение представления о сказке, мотивирует к прочтению ещё одного варианта - немецкой сказки и придумывание своей сказки.
17. Выполняя задания, учащиеся
- строят высказывания в устной форме,
- строят рассуждения об объекте,
- анализирует их, использует знаки и схемы,
- воспринимают информацию на слух,
- используют разные формы информации,
- находят и упорядочивают, принимают информацию, представленную в неявном виде,
- подвергают сомнению полученную информацию
18. Использование активных форм и методов работы с информацией помогает результативнее решить проблемы:
- формировать умения и навыки работы с информацией;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать творческие способности детей;
- сформировать новые умения работы с информацией в разновозрастном коллективе.
Поиск скрытой информации
Учащиеся видят проблемные вопросы, пытаются сами на ответить и выдвигают гипотезы, дают определение понятия. Затем самостоятельно ищут информацию в разных источниках. Обработка происходит коллективно в классе, и отвечая на вопросы: Откуда получили данную информацию? Дети делают выводы о достоверности информации и источника.
Нельзя забывать, что развитие информационной культуры возможно в единстве школы, семьи и общества, как и всего образовательного процесса (мечта: родитель – единомышленник!)
19. В конце каждого месяца в классе было проанализировано качество выполнения письменных заданий по толкованию понятий учащимися (результаты которых на экране).
Таким образом, создаются условия для разностороннего анализа любого материала, а это значит, что каждый ребенок найдет нишу для успешной познавательной деятельности. Дети учатся рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, раскрывать новую роль уже известного, придавая системность добываемым знаниям. Такой подход позволяет постепенно наращивать и усложнять уровень теоретических обобщений, которыми должен оперировать ученик.
Разносторонность анализа также обеспечивает многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся ситуациях, тем самым расширяются информационно-коммуникативные возможности учеников, и формируется прочность усвоения программного материала.
20. Моя задача, прививать интерес не только к внешним привлекательным атрибутам пребывания в школе, не только к содержанию учебной информации, но и к способам добывания знаний, над этим я и продолжаю работать.
Подготовлена презентация «Активные формы и методы обучения на уроках русского и литературы как средство развития информационной компетенции обучающихся» (Microsoft Office PowerPoint), комментарии-тезисы к слайдам презентации, приложение с рисунками, диаграммами др. информацией.
5