СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Основы светской этики

Класс: 4

УМК: «Основы религиозных культур и светской этики» (автор программы Данилюк А.Я.)

Тема урока: Честь и достоинство

Цель урока: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, проектировочных) учащихся 4 класса в предметной области «Основы светской этики» по теме «Честь и достоинство».     

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

  1. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД):

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств их осуществления;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов), в статичных  группах в режиме интерактивного обучения.

  1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- способствовать формированию представления о понятиях «честь» и «достоинство» человека;

- способствовать развитию умения совершать поступки, руководствуясь понятиями чести и достоинства человека.

 

Оборудование урока: учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы»; презентация к уроку «Честь и достоинство», материалы к выступлениям учащихся, аудиозапись песни О. Газманова «Офицеры».

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока



Предмет: Основы светской этики

Класс: 4

УМК: «Основы религиозных культур и светской этики» (автор программы Данилюк А.Я.)

Тема урока: Честь и достоинство

Цель урока: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, проектировочных) учащихся 4 класса в предметной области «Основы светской этики» по теме «Честь и достоинство».

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

  1. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД):

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств их осуществления;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов), в статичных группах в режиме интерактивного обучения.

  1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- способствовать формированию представления о понятиях «честь» и «достоинство» человека;

- способствовать развитию умения совершать поступки, руководствуясь понятиями чести и достоинства человека.



Оборудование урока: учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы»; презентация к уроку «Честь и достоинство», материалы к выступлениям учащихся, аудиозапись песни О. Газманова «Офицеры».




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.











2.



































3.




















4.
































































5.












































6.













7.














Организационный момент.










Актуализация знаний.


































Целеполагание.




















Открытие новых знаний.































































Первичное закрепление новых знаний.










































Рефлексия.













Домашнее задание.

- Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

-Дорогие ребята, возьмитесь за руки, улыбнитесь, пожелайте друг другу успехов на уроке.

-Добро пожаловать на урок этики!


-Перед вами картинка с весами. На их чашах-добрые и злые дела литературных персонажей. Попробуем вспомнить известных нам литературных персонажей и разместить их на весах. Те, у которых добрых дел больше, попадут на чашу с добрыми делами, а те, у кого больше злых, плохих поступков, окажутся на другой чаше весов. Слайд 2.


-Вы легко определили поступки известных героев – добрые и злые. А что такое добро? А зло?

Слайд 3.


-Как называются правила, объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие злыми?

-Что такое долг?



-О каком долге идёт речь в данных примерах?

Слайд 4.






-А если человек вовремя не вернул долг, какие чувства он испытывает перед тем человеком, у которого взял деньги? Слайд 5.

-А что ещё он чувствует?


-Уважают ли такого человека окружающие? Почему?



-А как воспринимают окружающие меня? Каково моё положение среди людей? Ценят ли они меня как личность? На эти и подобные вопросы позволяют ответить такие важные нравственные характеристики человека, как честь и достоинство.

Известный русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский говорил: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» Слайд 6.

-О каких нравственных понятиях мы сегодня будем говорить на уроке?

-Тема урока: Честь и Достоинство.

-Какие цели мы поставим? Слайд 7.






-Известны ли вам эти произведения? Что вы знаете о поступках героев этих произведений? Какую оценку их поступкам вы бы дали? Слайд 8.














Слайд 9.


































-Какие моральные качества присущи этим героям?



-Сделайте вывод, что же такое честь?

-Прочитайте определение в учебнике стр.46 Слайд 10.



Слайд 11. –Обсудите, работая в парах, такие понятия как «дело чести», «человек чести»?

-Поделитесь вашими мыслями.


-А теперь, дорогие ребята, давайте подумаем, где в жизни люди могут проявить свою честь?

Поработаем в группах:

1 группа – Проявление чести во время военных действий.

2 группа - Проявление чести в бытовых ситуациях.

3 группа - Проявление чести в экстремальных ситуациях.

4 группа – Спортивная честь.

Слайды 12, 13.

Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость - может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережёт её, дорожит своим именем, старается не запятнать своё доброе имя плохими делами и поступками.


Прослушивание первого куплета песни О.Газманова «Офицеры».


-А что такое достоинство человеческой личности? Слайд 14.



-Прочитайте определение этого понятия в учебнике.

Слайд 15. –Найдите в тексте предложение, соответствующее высказыванию «Храни достоинство своё повсюду, человек!»

-Если ты лжёшь, отличаешь добро от зла, справедлив, не совершаешь безнравственных поступков, то ты достоин уважения.

-А что значит «безнравственный поступок»?

Слайд 16.

-Честь! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?

-Как вы думаете, легко ли сохранить свои честь и достоинство? Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было трудно поступить нравственно? Слайд 17.


-Давайте мы встанем в круг, и каждый попробует продолжить одно из предложений: Слайд 18.

- Наградой человеку за хорошие поступки становится уважение людей, при этом он сам испытывает чувство собственного достоинства, уважение к себе.

- Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя).Слайд 19.


Слайд 20. Вопросы и задания учебника (стр. 47).

  1. Как вы понимаете пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду»?

  2. Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства?

  3. Назовите имена спортсменов, которые защищают честь нашей страны на международных соревнованиях.







Ребята эмоционально настраиваются на урок.




Герои для работы: Карабас-Барабас, Крокодил Гена, Чипполино, Золушка, Кащей Бессмертный, Урфин Джюс, Буратино, Три Толстяка. –Учащиеся распределяют героев по группам.






Ответы детей.




-Мораль.


-Обязанности, которые необходимо выполнять вне зависимости от своих желаний.

-Человек отдаёт взятые в долг деньги. (Денежный долг)

-Врач оказывает помощь человеку на улице. (Профессиональный долг)

-Сын заботится о своих родителях. (Моральный долг)


-Чувство стыда.



-Чувство вины, угрызения совести.


-Не уважают, потому что он поступил некрасиво, несправедливо, нечестно, подвёл людей, которые ему поверили.













-Честь и достоинство.



-Узнать, что такое честь и достоинство;

-Запомнить новые понятия;

-Учиться слушать собеседника, участвовать в диалоге.



Рассказывают заранее подготовленные ученики:

1 ученик: В рассказе «Честное слово» маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры «у порохового склада», не потерял веры в понятия «часовой», «пост», «честь». Он, будучи в игре «сержантом», сдержал своё «честное слово - не уйду». Лишь случайный прохожий, помня своё детство, привёл майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост.

2 ученик: В стихотворении «Рассказ о неизвестном герое» случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж объятого пожаром дома. Это смелый, мужественный поступок.

3 ученик: В произведении «Золотая антилопа» крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Мальчик не предаёт своего друга-антилопу даже тогда, когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили его и под угрозой смерти требовали рассказать, где прячется Золотая антилопа.

4 ученик: Дмитрий Михайлович Карбышев - Герой Советского Союза, генерал-лейтенант инженерных войск, доктор военных наук, профессор, по происхождению – сибирский казак. Накануне начала Великой Отечественной войны он был командирован в Гродно для руководства строительством оборонительных укреплений на западной границе. При попытке вырваться из окружения в районе севернее Могилёва Карбышев был контужен и захвачен гитлеровцами в плен. Допросы, пытки не смогли сломить дух этого человека. И фашисты придумали казнь. Живого генерала в сильный мороз на улице обливали водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу. Д.М. Карбышев проявил исключительную стойкость и мужество в борьбе с немецкими захватчиками. 16 августа 1946 года генерал-лейтенанту Дмитрию Карбышеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

-Умение сдержать слово, прийти на помощь слабым, сохранить верность друзьям, Родине, не изменить моральным принципам.

-Ответы детей.

-Честь – это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация.

-Работают в парах.


-Ответы учащихся.


-Работают в группах.




















Дети слушают аудиозапись песни и размышляют об основных понятиях урока.


Учащиеся высказывают предположения, опираясь на иллюстрации и опорные, ключевые слова.


Самостоятельно работают с текстом.


Ответы детей.






Ответы детей.









Учащиеся в игровой форме подводят итоги урока.












Личностные: адекватная школьная мотивация.







Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе сообщений.

















Регулятивные.




















Познавательные, коммуникативные.



























































Регулятивные.




Регулятивные, коммуникативные, познавательные.


















Личностные, познавательные.






Познавательные.








Личностные.









Личностные: адекватная самооценка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!