Урок 3.
Тема урока: Информационные процессы.
Цели урока:
процесса; дать представления об информационных процессах
и их роли в современном мире; уметь приводить примеры
сбора и обработки информации в деятельности человека,
в живой природе, обществе, технике; рассмотреть примеры сбора
информации как информационного процесса;
развивающие: развивать навыки анализа процессов в биологических,
технических и социальных системах, выделения в них
информационной составляющей; общепредметные навыки
обработки информации; понимание значимости информационной
деятельности для современного человека, закрепить навыки
определения информационного веса символа произвольного алфавита
и информационного объёма сообщения, состоящего из некоторого
количества символов;
воспитательные: воспитание интереса к предмету, воспитание
познавательной потребности, прививание навыков самостоятельной
работы, дисциплинированности, аккуратности, бережное отношение
к аппаратуре.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока.
I.Оргмомент.
II.Опрос учащихся
1) проверка изученного материала по вопросам к §1.4;
2 ) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении
домашнего задания.
3.№ 6 и №8 два ученика у доски, а у остальных проверить визуально.
III.Изучение нового материала.
Информационной деятельностью человека называют деятельность, связанную с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации.
Информационными процессами называют процессы, связанные
с изменением информации или действиями с использованием
информации.
Решение практически любой задачи начинается со сбора информации
Далее с учениками следует обсудить задачу сбора информации о своей школе, например, для подготовки информационного листка. Какую именно информацию нужно собрать (год основания, страницы истории, количество учеников, информация о выпускниках школы, о достижениях учеников школы и т.д.), где еѐ можно найти (у кого получить), каким образом можно зафиксировать найденную информацию (текст, рисунок, схема, фотография, аудиозапись, видеозапись).
Сохранить информацию - это значит тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.
А на коком носителе можно сохранить информацию?
Передача информации осуществляется по схеме: источник информации - кодирующее устройство - канал связи – декодирующее устройство – приёмник информации.
Информация передаётся от источника к приёмнику по каналу связи.
Информационные процессы - необходимое условие жизнедеятельности любого организма
Информационные процессы характерны и для технических устройств.
IV. Закрепление темы.
Решить задачу:
Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями школьных олимпиад по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что:
Победитель по информатике учит Аню и Сашу работать на компьютере;
Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;
Саша всегда побаивался физики;
Лена, Саша и победитель по литературе занимаются плаванием;
Саша и Лена поздравили победителя по математике;
Аня сожалеет, что у нее мало времени на литературу.
Имя победителя | Олимпиада |
физика | математика | информа-тика | литература | география |
Аня | | + | | | |
Саша | | | | | + |
Лена | + | | | | |
Вася | | | | + | |
Миша | | | + | | |
V.Домашнее задание. §1.5 (стр. 31-41)
«План проверен»
Заместитель директора по УВР:
№ 56.
1) ученик в разных источниках собирает информацию для подготовки реферата по биологии;
2) обрабатываются результаты переписи населения (подсчитывается общее количество граждан, количество детей, стариков, женщин и т.д.);
3) для изложения младшим школьникам научных фактов информация упрощается;
4) вы пишете сочинение;
5) школьник заучивает определения и формулировки теорем 14
по геометрии; 6) в конце каждой книги указывается еѐ объѐм в условных печатных листах; 7) снимается копия свидетельства о рождении; 8) корреспондент передаѐт в телецентр информацию с места событий; 9) секретарь принимает телефонограмму; 10) станинные книги от времени ветшают; 11) информация в книге делится на разделы, части, параграфы; 12) археологи производят раскопки, ищут новую информацию об исчезнувших цивилизациях. № 57. N=240 K=120 N=2i I=iK | | |
I – ? |