СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные процессы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационные процессы                                  

Просмотр содержимого документа
«Информационные процессы»

Тема: Информационные процессы

Класс: 7

Цель урока: познакомить учащихся с основными информационными процессами: прием-передача, хранение, обработка

Задачи:

- обучающие:

раскрыть смысл понятия «информационные процессы» в контексте жизни и деятельности человека;

помочь учащимся усвоить, какие действия можно совершать с информацией;

-развивающие:

Развивать познавательных интересов;

развитие активности и самостоятельности

- воспитательные

Воспитывать информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, усидчивости, дисциплинированности



Этапы урока:

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

3.Практичсекая часть.

4.Подведение итогов.

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности класса к уроку.

2.Изучение нового материала.

Наш урок я хотела бы начать со следующих строк Норберта Винера:

Знаешь, сколько звезд сияет

Над тобой во тьме ночной?

Знаешь, сколько тучек тает

В чаще неба голубой?

Только бог об этом знает,

До единой он считает

Их огромное число.

Как вы думаете, на что хотел обратить внимание великий американский ученый?

Сначала давайте определимся, кто ведёт подсчеты звезд? Да, это астрономы.

А кто наблюдает за появлением и исчезновением туч? Мы называем их метеорологами.

А что их объединяет? Чем они занимаются?

Они занимаются сбором информации и не просто сбором, они тщательно ее сохраняют, анализируют, чтобы на основе своих наблюдений делать дальнейшие выводы.

С первых дней становления человечества люди собирают, хранят (записывают), передают и обрабатывают информацию.

Понятие информации – одно из самых фундаментальных понятий в современной науке.

Что нам стоит дом построить?

А для того, чтобы построить дом:

  • Нам нужны различные строительные материалы – вещество;

  • Энергия машин и людей;

  • Чертежи, знания и опыт строителей – информация.

То есть вещество, энергия и информация – это фундаментальные сущности всех явлений нашего мира.

Сегодня  мы поговорим об информации.

 К слову «информация» люди привыкли очень давно.

Скажите мне, что для вас означает слово «информация»?

Термин «информация» происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения, изложение».

Информация – это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и житейских ситуациях.

 Основные информационные процессы. А теперь зададимся вопросом: что делает человек с полученной информацией?

Учитель: Во-первых, он ее стремится сохранить: запомнить или записать. Во-вторых, он передает ее другим людям. В третьих, человек сам создает новые знания, новую информацию, выполняя обработку данной ему информации. Какой бы информационной деятельностью люди не занимались, вся она сводится к осуществлению трех процессов: хранению, передаче и обработке информации.

Хранение информации 

Учитель: Как люди хранят информацию?

Ученики: Люди хранят информацию либо в собственной памяти (иногда говорят - "в уме"), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего - на бумаге.

Учитель: Те сведения, которые мы помним, всегда нам доступны. Например, если вы запомнили таблицу умножения, то вам никуда не нужно заглядывать для того, чтобы ответить на вопрос: сколько будет пятью пять? Каждый человек помнит свой домашний адрес, номер телефона, а также адреса и телефоны близких людей. Если же понадобился адрес или телефон, которого мы не помним, то обращаемся к записной книжке или к телефонному справочнику.

Память человека можно условно назвать оперативной. Здесь слово "оперативный" является синонимом слову "быстрый". Человек быстро воспроизводит сохраненные в памяти знания. Свою память мы еще можем назвать внутренней памятью. Тогда информацию, сохраненную на внешних носителях (в записных книжках, справочниках, энциклопедиях, магнитных записях), можно назвать нашей внешней памятью.

Человек нередко что-то забывает. Информация на внешних носителях хранится дольше, надежнее. Именно с помощью внешних носителей люди передают свои знания из поколения в поколение.

Хранение информации имеет огромное значение для развития человечества, для сохранения знаний и передачи их поколениям.

Для хранения информации служат различные сооружения: библиотеки, архивы, музеи, храмы и т.д.

И различные носители: глиняные таблички, берестяные грамоты, книги, фильмы, пластинки, дискеты, диски и др.

Теперь возьмите информационную карту и на первой странице  прочитайте  про хранение информации.

Где еще можно хранить информацию?

(Причем хранить информацию человек может и в собственной памяти, в уме. Это сведения, которые мы всегда помним, они всегда нам доступны. Например, таблица умножения, домашний адрес и т.д.)

Какую память можно назвать внутренней (оперативной), а какую внешней?

(Память человека можно назвать оперативной памятью (быстрой). Заученные знания воспроизводятся человеком мгновенно. Её еще можно назвать внутренней памятью. Записные книжки, справочники, энциклопедии назовем внешними хранилищами  информации. Книги, записи можно рассматривать как расширение памяти, как внешнюю память. Чтобы воспользоваться информацией из книги, надо найти книгу, нужную страницу, прочитать. Т.е. внешняя память медленная, но надежная, т.к. оперативную информацию человек может забыть).

Сравните оперативную и внешнюю информацию: в чем их достоинства и недостатки?

Внутренняя (оперативная) память – маленькая по объему, быстрая.

Внешняя память – большая по объему, медленная.



Передача информации .

 Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютерной сети.

В передаче информации всегда участвуют две стороны: есть источник и есть приемник информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приемник ее получает (воспринимает). Читая книгу или слушая учителя, вы являетесь приемниками информации, работая над сочинением по литературе или отвечая на уроке, - источником информации. Каждому человеку постоянно приходится переходить от роли источника к роли приемника информации.

Передача информации от источника к приемнику всегда происходит через какой-то канал передачи. При непосредственном разговоре - это звуковые волны; при переписке - это почтовая связь; при телефонном разговоре - это система телефонной связи. В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если информационные каналы имеют плохое качество или на линии связи действуют помехи (шумы). Многие знают, как трудно бывает общаться при плохой телефонной связи.

Обработка информации .

 Обработка информации - третий вид информационных процессов. Вот хорошо вам знакомый пример - решение математической задачи: даны значения длин двух катетов прямоугольного треугольника, нужно определить его третью сторону - гипотенузу. Чтобы решить задачу, ученик кроме исходных данных должен знать математическое правило, с помощью которого можно найти решение. В данном случае это теорема Пифагора: "квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов". Применяя эту теорему, получаем искомую величину. Здесь обработка заключается в том, что новые данные получаются путем вычислений, выполненных над исходными данными.

Вычисление - лишь один из вариантов обработки информации. Новую информацию можно вывести не только путем математических расчетов. Вспомните истории Шерлока Холмса, героя книг Конан Дойля. Имея в качестве исходной информации часто очень запутанные показания свидетелей и косвенные улики, Холмс с помощью логических рассуждений прояснял всю картину событий и разоблачал преступника. Логические рассуждения - это еще один способ обработки информации.

Процесс обработки информации не всегда связан с получением каких-то новых сведений. Например, при переводе текста с одного языка на другой происходит обработка информации, изменяющая ее форму, но не содержание.

К этому же виду обработки относится кодирование информации. Кодирование - это преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для ее хранения, передачи или обработки.

Особенно широко понятие кодирования стало употребляться с развитием технических средств хранения, передачи и обработки информации (телеграф, радио, компьютеры). Например, в начале XX века телеграфные сообщения кодировались и передавались с помощью азбуки Морзе. Иногда кодирование производится в целях засекречивания содержания текста. В таком случае его называют шифрованием.

Еще одной разновидностью обработки информации является ее сортировка (иногда говорят - упорядочение). Например, вы решили записать адреса и телефоны всех своих одноклассников на отдельные карточки. В каком порядке нужно сложить эти карточки, чтобы затем было удобно искать среди них нужные сведения? Скорее всего, вы сложите их в алфавитном порядке по фамилиям. В информатике организация данных по какому-либо правилу, связывающему ее в единое целое, называется структурированием.

Поиск информации .

Нам с вами очень часто приходится заниматься поиском информации: в словаре искать перевод иностранного слова, в телефонном справочнике - номер телефона, в железнодорожном расписании - время отправления поезда, в учебнике математики - нужную формулу, на схеме метро - маршрут движения, в библиотечном каталоге - сведения о нужной книге. Можно привести еще много примеров. Все это - процессы поиска информации на внешних носителях: книгах, схемах, таблицах, картотеках.

Информационные процессы в живой природе .

Можно ли утверждать, что с информацией и информационными процессами связана только жизнь человека? Конечно нет! Науке известно множество фактов, подтверждающих протекание информационных процессов в живой природе Животным свойственна память: они помнят дорогу к месту своего обитания, места добывания пищи; домашние животные отличают знакомых людей от незнакомых. Многие животные обладают обостренным обонянием, несущим им ценную информацию. Конечно, способности животных к обработке информации значительно ниже, чем у человека. Однако многие факты разумного поведения свидетельствуют Об их способности к определенным умозаключениям.

Действия, выполняемые с информацией называются информационными процессами. Это: хранение, передача и обработка информации.

3.Практичекая часть.

Карточки с вопросами.

  1. Что называется информацией?

Термин «информация» происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения, изложение».

2. Назовите информационные процессы.

Это: хранение, передача и обработка информации.

3.Сравните оперативную и внешнюю информацию: в чем их достоинства и недостатки?

Внутренняя (оперативная) память – маленькая по объему, быстрая.

Внешняя память – большая по объему, медленная.

4.Подведение итогов.

Чем вам понравился урок?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!