Информармационные процессы в обществе. История информации. В 80-х годах прошлого столетия социологи сделали прогноз - человечество движется к информационному обществу. Ныне этот прогноз полностью оправдался. Массовое производство сверхпроизводительных вычислительных машин, информатизация и автоматизация всех аспектов человеческой деятельности поставили информационные технологии по уровню важности вровень с экономическим производством, а в некоторых случаях и выше. Сейчас преимущество в экономическом и социальном развитии получает то общество, которое сумеет наиболее быстро и эффективно получить доступ к информации и произвести ее семантическую обработку. В этих условиях резко возрастает роль систем обмена информацией в обществе, и, прежде всего, компьютерной, построенных на базе сетей ЭВМ. Сети ЭВМ сегодня охватывают все страны Земли и обеспечивают распространение информации с огромной скоростью в глобальном масштабе, ее обработку и массовый коллективный доступ к имеющимся информационным ресурсам. С учетом того, что сегодня сетевые технологии обеспечивают передачу наряду с компьютерной также и речевой и видео информации, и роль и значение трудно переоценить. Компьютерная Сеть становится единым связующим звеном всех отраслей деятельности человеческого общества - глобальной информационно-вычислительной системой, компьютер в ней является только инструментом, обеспечивающим переработку информации и доступ к распределенным сетевым информационным ресурсам. О важности сетевых технологий говорят такие факты. В последнее десятилетие производительность компьютеров удваивалась каждые два года. В тоже время сетевые технологии росли восьмикратно. Человек постоянно участвует в разнообразных процессах дома, на работе, на улице, в общественных местах. Под процессом понимают ход, развитие какого-нибудь явления, последовательную смену состояния объекта. Одни процессы характерны для общества, другие — для живой природы. В одних ситуациях человек активно участвует в процессе: например, школьник в процессе обучения, водитель — при управлении автомобилем, рабочий — при строительстве дома и т. д. В других случаях он пассивен и занимает позицию наблюдателя: например, во время грозы, во время экскурсии, на просмотре спектакля, у экрана телевизора. Особую роль среди всего существующего разнообразия процессов занимает процесс, называемый информационным. Информационные процессы Информационный процесс — это процесс сбора (приёма), передачи (обмена), хранения, обработки (преобразования) информации. Информационные процессы протекают в человеческом обществе, в растительном и животном мире. С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают её и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определённые решения. Эти решения воплощаются в реальные действия, которые воздействуют на окружающий мир. Информационные процессы свойственны растительному и животному миру. Почему осенью листья опадают, весь растительный мир засыпает на время холодов? Почему с приходом весны листья появляются опять, вырастает трава, распускаются цветы? Почему определенные виды растений зацветают в одно и то же время года? Это тоже результат информационных процессов. Клетка любого растения воспринимает изменения внешней среды (температуры, влажности, продолжительности светового дня) и соответствующим образом реагирует на них. Аналогичные, но уже более сложные процессы происходят и в животном мире. Реакцию животного на поступающую информацию определяет степень развития мозга. Так, для собаки и ежа, которые живут в квартире у одного хозяина, одно и то же событие может нести разную информацию, а, значит, они по-разному воспринимают происходящие вокруг них информационные процессы. Пример: Звонок в дверь для собаки является сигналом о появлении человека, а для ежа он не значит ничего, то есть не несет никакой информации. С другой стороны, прикосновение руки для ежа служит сигналом опасности — он сворачивается в шар, а собака реагирует на прикосновение как на ласку. Можно продолжить перечень подобных информационных процессов в животном мире. Попробуй это сделать самостоятельно. Станет ясно, что в человеческом обществе, в растительном и животном мире постоянно протекает множество информационных процессов, в которых люди, животные и растения участвуют в соответствии со своими возможностями. Это отличает живую природу от неживой: у неживой природы отсутствуют органы восприятия и обработки сигналов. В неживой природе изменения могут происходить только в результате прямого физического или химического воздействия, а не информационных процессов. В середине XX века многократно увеличилась интенсивность информационных процессов. Лавинообразный поток информации, хлынувший на человека, уже не воспринимается в полном объёме; ориентироваться в нем становится всё труднее и труднее. Подчас оказывается проще создать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели разыскать сделанный ранее аналог. Для более эффективного участия в информационных процессах человек создавал и создаёт различные устройства, которые помогают ему воспринимать, преобразовывать, хранить и использовать информацию. Основные типы информационных процессов Получение информации | Это сбор сведений из каких либо источников (извлечение данных из хранилища/источника данных, наблюдение за событиями и явлениями, общение, СМИ и масс-медиа). Получение информации основано на отражении различных свойств процессов, объектов и явлений окружающей среды. Этот процесс выражается в восприятии с помощью органов чувств. Для улучшения восприятия информации человек придумал различные индивидуальные приспособления и приборы — очки, бинокль, микроскоп, стетоскоп, различные датчики и т. д. | Хранение информации | Хранение информации имеет большое значение для многократного использования информации и передачи информации во времени. Для долговременного хранения используются книги, в настоящее время — компьютерные носители, устройства внешней памяти и др. Информация чаще всего хранится для неоднократной дальнейшей работы с ней. В этом случае для ускорения поиска информация должна быть как-то упорядочена. В библиотеках — это картотеки, при хранении с использованием компьютера — размещение информации в определенных папках, в более сложных случаях — это базы данных, информационно-поисковые системы и т. д. | Обработка информации | Обработка информации подразумевает преобразование ее к виду, отличному от исходной формы или содержания информации. Процесс изменения информации может включать в себя, например, такие действия как численные расчёты, редактирование, упорядочивание, обобщение, систематизация и т. д. Результаты обработки информации в дальнейшем используются в тех или иных целях, например: получение новой информации из уже известной путем логических рассуждений или математических вычислений (например, решение геометрической задачи); изменение формы представления информации без изменения ее содержания (например, перевод текста с одного языка на другой); упорядочение (сортировка) информации (например, упорядочение расписания движения поездов по времени их отправления). | Передача информации | Передача информации необходима для её распространения. Основными устройствами для быстрой передачи информации на большие расстояния в настоящее время являются телеграф, радио, телефон, телевизионный передатчик, телекоммуникационные сети на базе вычислительных систем. Такие средства связи принято называть каналами передачи информации. Следует отметить, что в процессе передачи информации, она может искажаться или теряться. Это происходит в тех случаях, когда информационные каналы плохого качества или на линии связи присутствуют помехи. Передача информации — это всегда двусторонний процесс, в котором есть источник и есть приемник информации. Источник передает информацию, а приемник её получает. | |
I. Репродуктивный уровень /умения воспроизведения и интерпретации знаний с опорой/подсказкой// Задание № 1. Вопросы для контроля теоретических знаний Определение понятия Информационных процессов. Что изучает информатика? Почему предмет информатика считают развивающей с каждым днем? Информация это? Какие виды информации существуют? Что такое информационные процессы? Какие ЭВМ называют персональными компьютерами? ll. Репродуктивный уровень /умения самостоятельного воспроизведения и интерпретации знаний/ Задание № 2. Решение тестовых заданий: 1. Информационными процессами называются действия, связанные: с созданием глобальных информационных систем; с работой средств массовой информации; с получением (поиском), хранением, передачей, обработкой и использованием информации; с организацией всемирной компьютерной сети; с разработкой новых персональных компьютеров. 2. Под носителем информации понимают: линии связи для передачи информации; параметры физического процесса произвольной природы, интерпретирующиеся как информационные сигналы; устройства для хранения данных в персональном компьютере; аналого-цифровой преобразователь; среду для записи и хранения информации. 3. Расследование преступления представляет собой информационный процесс: кодирования информации; поиска информации; хранения информации; передачи информации; защиты информации. 4. При передаче информации в обязательном порядке предполагается наличие: двух людей; осмысленности передаваемой информации; источника и приемника информации, а также канала связи между ними; избыточности передающейся информации; дуплексного канала связи. 5. Какой из следующих сигналов является аналоговым: сигнал маяка; сигнал 80S; кардиограмма; дорожный знак; сигнал светофора? 6. Внутреннее представление информации в компьютере: непрерывно; дискретно; частично дискретно, частично непрерывно; нельзя описать с использованием терминов «дискретно», «непрерывно»; и дискретно, и непрерывно одновременно. 7. Перевод текста с английского языка на русский является процессом: хранения информации; передачи информации; поиска информации; обработки информации; ни одним из перечисленных выше процессов. 8. В разомкнутой системе управления: имеется несколько каналов обратной связи; информация о состоянии объекта управления не поступает в управляющую систему; осуществляется информационное взаимодействие не только по линии «управляющая система — объект управления», но и по линии «объект управления — управляющая система»; управленческие воздействия корректируются в зависимости от состояния управляемого объекта; поведение объекта управления влияет на последовательность прямых управляющих воздействий. 9. Хранение информации — это: распространение новой информации, полученной в процессе научного познания; способ распространения информации во времени; предотвращение доступа к информации лицам, не имеющим на это права; предотвращение непредумышленного или несанкционированного использования, изменения информации; процесс создания распределенных компьютерных баз и банков данных. 10. Носителем информации, представленной наскальными росписями давних предков, выступает: бумага; камень; папирус; фотопленка; холст. 11. Измерение на метеостанции температуры воздуха, атмосферного давления, скорости ветра представляет собой процесс: хранения информации; передачи информации; защиты информации; получения информации; использования информации. 12. Обработка информации — это процесс ее: преобразования из одного вида в другой в соответствии с формальными правилами; интерпретации (осмысления) при восприятии; преобразования к виду удобному для передачи; преднамеренного искажения; поиска. 13. При телефонном разговоре в качестве источника информации следует рассматривать: человека слушающего; телефонную трубку; человека говорящего; телефонную сеть; телефонный провод. 14. Дискретизация представляет собой: изменяющийся во времени физический процесс; характеристику сигнала; процесс преобразования непрерывного сигнала в дискретный; процесс преобразования дискретного сигнала в непрерывный; процесс преобразования физической природы сигнала. 15. Говорят, что «не бывает сигнала, принимающего только одно дискретное значение». По этому поводу можно заметить, что: сформулированное суждение ложно, так как, например, дорожный знак, именуемый в просторечии «кирпич», есть своего рода сигнал, принимающий ровно одно значение — «проезд запрещен!»; о приведенном суждении нельзя с уверенностью сказать истинно оно или ложно без дополнительных уточнений понятия «сигнал» (например, такого — «отсутствие сигнала следует также рассматривать как сигнал»); бессмысленно говорить об истинности или ложности рассматриваемого суждения безотносительно конкретной физической природы сигнала; приведенное суждение истинно, так как по определению сигнал есть изменение некоторой физической величины во времени, обеспечивающее передачу сообщения; истинность данного утверждения зависит от того, что имеется в виду под термином «значение сигнала». |