Информационные ресурсы и сервисы Интернета
Сеть Интернет привлекает пользователей своими информационными ресурсами и сервисами (услугами), наиболее востребованными из которых в настоящее время являются:
Для того чтобы пользоваться сервисами Интернета, необходимо пройти на соответствующих сайтах авторизацию, т. е. ввести в специальную форму свои логин и пароль.
Логин — это сочетание различных символов, которые сервис ассоциирует с пользователем; иначе говоря, это имя пользователя, под которым его будут «видеть» другие пользователи сети. Поэтому логин не должен быть бессвязным набором символов; желательно, чтобы логин был запоминающимся, как-то ассоциировался с пользователем. Логин должен быть уникальным. Один и тот же логин можно использовать на разных сайтах и сервисах.
Пароль — это сочетание различных символов, подтверждающих, что логином намеревается воспользоваться именно владелец логина. Пароль должен быть известен только пользователю и быть таким, чтобы его было сложно подобрать посторонним. Желательно придерживаться следующих правил при формировании пароля:
-
пароль не должен совпадать с логином;
-
пароль должен состоять не менее чем из шести символов (букв, цифр, знаков пунктуации и т. д.);
-
символы в пароле не должны образовывать никаких слов, чисел, аббревиатур, связанных с пользователем;
-
пароль должен быть достаточно простым, чтобы пользователь мог его запомнить.
6.3.1. Всемирная паутина
Всемирная паутина, или WWW, — это сервис, с помощью которого пользователи сети получают доступ к информационным ресурсам, хранящимся на компьютерах в разных частях света. Основой WWW являются Web-страницы и Web-сайты, на которых информация представлена в виде гипертекстовых и гипермедийных документов.
Вы уже неоднократно путешествовали по Всемирной паутине с помощью браузеров, осуществляя переходы по гиперссылкам; искали ответы на интересующие вас вопросы с помощью поисковых систем по ключевым словам.
Задача 1. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для обозначения логической операции ИЛИ в запросах используется символ |, а для логической операции И - символ &.
Изобразите графически количество страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу. Расположите номера запросов в порядке убывания количества страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу.
Решение. Изобразим результаты выполнения запросов графически — с помощью кругов Эйлера:
Ещё одна возможность поиска нужного документа в Интернете — это использование адреса документа.
Адрес документа в Интернете — его URL (Uniform Resource Locator — универсальный указатель ресурса) состоит из следующих частей:
-
название протокола со знаками :// в конце названия;
-
доменное имя сервера со знаком / в конце имени;
-
полное имя файла на сервере, где он находится.
Рассмотрим пример адреса (URL):
http://fcior.edu.ru/card/701/algebraicheskie-uravneniya.html
Первая часть адреса — это имя протокола. Оно определяет тип документа. Запись HTTP:// указывает на то, что это Web-страница (протокол HTTP — Hyper Text Transfer Protocol — протокол передачи гипертекстовых файлов). Для других типов документов протоколы могут быть другими.
Вторая часть адреса — это доменное имя сервера, на котором хранится страница.
http://fcior.edu.ru/card/701/algebraicheskie-uravneniya.html
Третья часть адреса — полное имя файла, включающее путь к файлу, т. е. все каталоги, в которые следует последовательно зайти, чтобы открыть требуемый файл.
http://fcior.edu.ru/card/701/algebraicheskie-uravneniya.html
Задача 2. Доступ к файлу ftp.net, находящемуся на сервере txt.org, осуществляется по протоколу http. В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите адрес указанного файла в сети Интернет и последовательность букв, кодирующую этот адрес.
Решение. Первая часть адреса файла — название протокола:
Вторая часть адреса — имя сервера (компьютера, на котором размещён файл):
Третья часть адреса — полное имя файла на компьютере:
Ответ: http://txt.org/ftp.net, ГВЖЕДБА.
6.3.2. Файловые архивы
В Интернете существует множество файловых архивов — своего рода библиотек, хранящих файлы с программным обеспечением, графикой, музыкой и другой информацией.
Доступ пользователей к файлам в файловых архивах возможен как по протоколу HTTP, так и по специальному протоколу передачи файлов FTP (File Transfer Protocol). FTP позволяет подключаться к серверам файловых архивов, просматривать содержимое каталогов и загружать файлы с сервера или на сервер. В случае если передача файла была прервана по каким-либо причинам, протокол FTP предусматривает средства для докачки файла, что бывает очень удобно при передаче больших файлов.
Адрес файла на сервере файлового архива включает в себя протокол доступа к файлу, имя сервера и полное имя файла. Так, если доступ к файлу htm.exe, находящемуся на сервере com.edu, осуществляется по протоколу ftp, то его адрес запишется следующим образом:
ftp://соm.edu/htm.exe
Многие файлы, принимаемые по протоколу FTP, являются сжатыми, т. е. уменьшенными в размере. Сжатые файлы занимают меньше места на диске, быстрее передаются по сети. Имена таких файлов обычно заканчиваются расширениями zip, arj, rаr и другими в зависимости от типа программы-архиватора, в котором они были созданы. После копирования сжатого файла его следует распаковать, т. е. восстановить его первоначальный вид.
6.3.3. Электронная почта
Электронная почта (e-mail) — это система обмена сообщениями (письмами) между абонентами компьютерных сетей. Она имеет ряд преимуществ перед обычной почтой, а именно:
-
высокую скорость пересылки сообщений;
-
возможность пересылки кроме текстовых документов прикрепленных файлов, содержащих графику, звук и др.;
-
возможность одновременной рассылки письма сразу нескольким адресатам.
В настоящее время электронная почта (почтовая служба) является одной из основных служб Интернета. Любой пользователь Интернета может завести свой почтовый ящик — поименованную область дисковой памяти на почтовом сервере своего провайдера, куда будет помещаться входящая и исходящая корреспонденция. Пользователь, зарегистрировавший свой почтовый ящик, получает адрес электронной почты, который имеет вид: @.
Первая часть () выбирается самим пользователем; вторая часть () жестко связана с сервером, на котором пользователь зарегистрировал свой почтовый ящик. Разделителем между частями адреса служит символ @.
Ниже приведён пример адреса электронной почты:
Почтовый сервер периодически просматривает почтовые ящики абонентов и рассылает исходящую корреспонденцию по сети (рис. 6.6).
Рис. 6.6.
Схема работы электронной почты
В отличие от других сервисов Интернета электронная почта используют не один, а два протокола:
-
протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol — простейший протокол передачи сообщений) — для отправки почты;
-
протокол POP3 (Post Office Protocol 3 — протокол почтового отделения, версия 3) — для приёма почты.
Так как отправлять почту имеет право кто угодно и кому угодно, то протокол SMTP не предполагает идентификацию отправителя. Получить письмо должен именно тот, кому оно адресовано; тут необходима идентификация получателя (по логину и паролю), которая и обеспечивается протоколом POP3.
Просматривать сообщения электронной почты пользователи могут либо с помощью специальных программ (почтовых клиентов), либо посредством Web-интерфейса.
У каждого из этих способов есть свои достоинства и недостатки. Преимуществом почтовых клиентов является то, что при их использовании нет необходимости постоянного соединения с Интернетом. Интернет нужен на непродолжительное время для загрузки сообщений с почтового сервера на компьютер пользователя. Вся корреспонденция пользователя (и полученная, и отправленная) сохраняется на этом компьютере. Недостатком этого способа является то, что доступ к почтовому ящику осуществляется только с того компьютера, на котором установлен почтовый клиент, настроенный на конкретного пользователя.
При использовании Web-интерфейса работа с электронной почтой осуществляется с помощью браузера, в окно которого загружена специальная гипертекстовая страница сайта почтовой службы. При этом вся корреспонденция пользователя хранится в его почтовом ящике на сервере почтовой службы. Доступ к сообщениям осуществляется с любого компьютера, подключенного к сети, однако для чтения корреспонденции в этом случае необходимо наличие подключения к Интернету.
В настоящее время наиболее популярными почтовыми клиентами являются Microsoft Outlook Express (входит в стандартную поставку ОС семейства Microsoft Windows) и Mozilla Trunderbird (рис. 6.7).
Рис. 6.7.
Логотипы наиболее распространённых почтовых клиентов — Microsoft Outlook Express и Mozilla Trunderbird
Примером почтовой службы является mail.ru — крупнейшая в России система электронной почты.
В наше время широкое распространение получил сервис мгновенного обмена небольшими текстовыми сообщениями в реальном времени. ICQ — наиболее известная программа, используемая для этой цели. Каждому пользователю ICQ присваивается личный номер ICQ. В отличие от электронной почты, в которой имеется возможность отложенной доставки сообщения, сообщения в ICQ передаются в режиме реального времени.
6.3.4. Сетевое коллективное взаимодействие
Пользователи сети имеют возможность принимать участие в различных формах коллективного взаимодействия — телеконференциях, форумах, чатах, социальных сетях.
Телеконференция — это система обмена информацией на определённую тему между пользователями сети. Она не ограничена временем и может продолжаться месяцами и годами. Сначала в компьютерной сети объявляется открытие конференции на определённую тему. Телеконференция получает свой электронный адрес. Затем проводится подписка на участие в данной телеконференции. После этого каждый пользователь, подписавшийся на конференцию, получает все её материалы в свой почтовый ящик. В свою очередь, посылая письмо в адрес конференции, пользователь знает, что оно дойдёт до всех её участников. Большинство конференций регулируются модераторами — участниками, в обязанности которых входит просмотр посланий и вынесение решений — публиковать данные послания (рассылать всем участникам конференции) или нет.
Для организации общения посетителей Web-сайта организуются Web-форумы. Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Зарегистрированные на сайте пользователи, посылая свои сообщения, могут создавать внутри разделов темы и вести обсуждения в рамках этих тем. Сообщение и все ответы на него образует «ветку» форума. Незарегистрированные пользователи получают статус гостей, которые могут просматривать ветки форума, но не имеют права принимать участие в обсуждениях. За соблюдением правил следят модераторы, имеющие право редактировать, перемещать и удалять чужие сообщения в определённом разделе или теме.
Чат (англ. chat — болтать) — сервис группового общения, предполагающего обмен сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени. Характерной особенностью является коммуникация именно в реальном времени, что отличает чат от форума.
В последнее время среди пользователей Интернет широкое распространение получили так называемые социальные сети — интерактивные многопользовательские Web-сайты, контент которых наполняется самими участниками сети. Такие сайты представляют собой автоматизированные социальные среды, позволяющие общаться группам пользователей, объединённых общими интересами.
6.3.5. Сетевой этикет
В сети Интернет существуют негласные правила поведения, так называемый сетевой этикет. Кратко, суть сетевого этикета может быть выражена одной фразой: «Уважайте своих невидимых партнёров по Сети!».
Приведём основные правила сетевого этикета, которых желательно придерживаться в почтовой переписке, а также при использовании других сервисов сети Интерент.
-
Ясно идентифицируйте себя.
-
Знайте и уважайте своего адресата.
-
Указывайте тему сообщения.
-
Пишите грамотно, кратко; давайте четкий ответ на поставленный вопрос.
-
В текстовых сообщениях можете выражать эмоции с помощью небольших рисунков, называемых смайликами.
-
Не запрашивайте подтверждение получения сообщения без надобности.
-
Не допускайте спама — бессодержательных, навязчивых или грубых сообщений в адрес другого лица или группы лиц.
-
Не надейтесь на полную конфиденциальность переписки.
Самое главное
Документ, размещённый в Интернете, имеет адрес — URL. Доступ пользователей к документам, размещённым на Web-сайтах, возможен по протоколу HTTP.
Файловый архив — хранилище в сети Интернет файлов с программным обеспечением, графикой, музыкой и другой информацией. Доступ к файловым архивам возможен по протоколу передачи файлов FTP.
Электронная почта (e-mail) — система обмена сообщениями (письмами) между абонентами компьютерных сетей.
Основные формы коллективного взаимодействия — телеконференции, форумы, чаты, социальные сети.
Логин — сочетание символов, которые ассоциируются с пользователем. Пароль — сочетание символов, подтверждающих, что логином намеревается воспользоваться именно владелец логина.