Информационный стресс и его профилактика
Информационный стресс - разновидность психологического стресса, который развивается в условиях информационной перегрузки при наличии у человека высокой мотивации к усвоению больших объемов информации.
Механизм формирования информационного стресса .
Для возникновения информационного стресса необходимо одновременное действие трех факторов:
1.Большой объем информации;
2.Необходимость усвоения этой информации в ограниченное время;
3.Высокая мотивация к усвоению информации.
Мотивация - это актуализация потребности человека к получению знаний. Чем обусловлена потребность - зависит от индивидуальных психологических характеристик, социальных условий и множества других факторов. Чем выше мотивация, тем сильнее эмоциональное выражение ожидания успеха (или неуспеха). Положительные эмоции возникают в ситуации избытка прагматической информации по сравнению с ранее сформированным прогнозом. Другими словами, если человеку что - то удалось лучше, чем он ожидал, возникают положительные эмоции. При дефиците информации или уменьшении вероятности решения задачи формируются отрицательные эмоции. Степень выраженности эмоций зависит от ожидаемых последствий успеха решения задачи. Таким образом, вероятность информационной перегрузки напрямую связана с уровнем мотивации. С другой стороны, именно люди с высокой мотивацией имеют наибольшие перспективы. Как показали исследования, студенты с высокой мотивацией к обучению имеют более высокий средний бал, но существенно более высокий уровень личностной тревожности и более высокую вероятность развития неврозов и неврозоподобных состояний.
Наиболее распространенными стрессогенными факторами информационного содержания процесса деятельности являются:
Семантические -
а) дефицит информации;
б) противоречивость информации;
в) субъективная сложность задачи;
г) низкая субъективная вероятность поступления и восприятия информации;
д) избыточность информации;
е) субъективная сложность задачи и т.д.;
- Временные -
- а) дефицит времени;
- б) высокий темп предъявления информации;
- в) аритмичность предъявления информации;
- г) возрастающий информационный поток;
- д) возрастающий темп предъявления информации;
Организационные -
а) неправильный выбор необходимой информации;
б) отвлечение внимания;
г) объективная сложность задачи и т.д.;
Технические -
а) отказ системы;
б) маскировка сигнала;
в) блокировка сигнала;
г) отключение сигнала;
д) искажение информации;
е) сложная информация;
ж) интерференция сигналов;
з) противоречие информационных признаков ситуации;
и) недостаточный привлекающий эффект сигнала.
Эффективность усвоения любой предъявляемой информации определяется психофизиологическим состоянием человека. Человек должен уметь целенаправленно управлять своим состоянием. Основными условиями высокой эффективности усвоения информации как в режиме осознанного являются:
1. Желание учиться - основной принцип учебной деятельности.
2. Принцип радости. Любую работу надо выполнять с внутренней радостью, в условиях внутреннего психологического комфорта, на фоне положительных эмоции.
3. Принцип полного расслабления.
4. Принцип тотального внимания или сосредоточенности.
Опасности информационного стресса очевидны – он приводит к бессоннице, головным болям, головокружениям, повышенному давлению, рассеянности, усталости и слабости. Постоянный стресс негативно влияет на состояние памяти, способность к концентрации и запас жизненных сил.
Как противостоять «перегрузу»:
1. Уменьшите количество источников информации:, откажитесь от просмотра телевизора на некоторое время или поставьте себе задачу заходить в соц.сети не чаще одного раза в день. Читайте новости только на одном сайте. 2. Перед сном обеспечьте себе тишину, выключите телевизор, не слушайте музыку. 3. Организуйте свой день. Планируйте день заранее, но не пытайтесь успеть сделать все за несколько часов. Выделяйте самые важные дела из списка - на них можно сосредоточиться в первую очередь. 4. Не забывайте отдыхать от работы и учебы каждые 30-40 минут. 5.Расслабляйтесь не в социальных сетях. Лучшее расслабление - спокойная музыка, рисование, прогулки, медитация - обязательно найдите этому место в своем графике. 6. Тщательно выбирайте, что из всего потока информации вам действительно нужно, а всю второстепенную информацию отсеивайте. 7. Устраивайте разгрузочные дни – максимально ограничьте поступление информации на целый день.
Спасибо за внимание!